Четырёхлетний Кирилл категорически отказывался смотреть на картинки, которые показывал ему доктор, да и вообще реагировал на него крайне раздражённо, даже с агрессией.
Не сводил с него свой подозрительный взгляд, пока тот беседовал с родителями, мог подойти и ударить по ноге или плечу. Получив замечание от родителей, впадал в истерику, заливаясь громким плачем. Уставшие родители извинялись и оправдывались: «Он всегда такой. Ко всем относится с недоверчивостью. Даже к нашим родственникам, которые к нам в гости приходят. С детьми на площадке не играет: либо сидит один, либо игрушку отнимет или просто ударит кого-то без причины. Мы уже стараемся не гулять, где много детей, да и в садик не стали отдавать. Очень устали, можно ли что-то сделать, как-то справиться с его агрессией?»
Агрессия в поведении детей может возникать по разным причинам, но в случае Кирилла она является симптомом довольно распространённой патологии, известной как задержка психического развития. ЗПР диагностируют почти четверти школьникам начальных классов – преимущественно тем, кто не справляется с овладением знаниями, предусмотренными традиционными школьными программами. Что это такое и можно ли с этим справиться?
«ЗПР – не приговор», – доктор поспешил успокоить замерших от шока родителей. При своевременных занятиях с психологом и педагогом в большинстве случаев ЗПР успешно подвергается коррекции, что даёт возможность дальнейшего успешного развития. С конца прошлого века ЗПР даже не используют в качестве медицинского диагноза. А с 2015 года дети с ЗПР имеют полное право учиться в обычной общеобразовательной школе вместе с нормально развивающимися ровесниками, пусть по облегченной программе.
Чем отличается ребёнок с ЗПР от того самого нормально развивающегося? ЗПР – этоотставание развития психических процессов в сравнении с нормами, установленными для данного возраста. Речь идёт о памяти, мышлении, внимании и эмоционально-волевой сфере. Выражается прежде всего в эмоциональной неустойчивости, частых перепадах настроения, нарушением краткосрочной памяти, рассеяностью внимания, неспособностью сконцентрироваться на конкретной задаче, проблемами в межличностных отношениях.
«Благодаря» проблемам с речью и нарушениям восприятия, а именно замедленному процессу формирования межанализаторных связей, недостаткам слухо-зрительно-моторной координации и медленной скорости построения единого цельного образа в представлении, они не в состоянии верно оценить ситуацию, картинку или собственные эмоции и эмоционального состояние другого человека. Отсюда часты картины неадекватной реакции, например, смех в печальной ситуации.
Дети предпочитают играть в одиночестве, а в парных играх не способны согласовать свои действия с партнёром, из-за чего часто ведут себя агрессивно. Агрессия появляется и тогда, когда у них что-то не получается, или, когда предстоит преодолевать даже минимальные трудности. Диагностируется ЗПР, как правило, в начальной школе, самое раннее – в возрасте 4-5 лет, хотя некоторые «тревожные звоночки» могут быть замечены и ранее.
Родители Кирилла вспоминают, что плаксивость и капризность присутствовали у него всегда, а в два года он не знал и не реагировал на свое имя, быстро утомлялся. Позднее он не мог отличить козу на картинке от ослика или верно назвать части тела. Но, как сказал доктор, ЗПР не приговор. На сегодняшний день существует множество способов, чтобы скорректировать психическое развитие. И, прежде всего, это психолого-педагогические занятия, включающие разнообразные методики, которые должны проходить на регулярной основе.
Не менее важную роль играют атмосфера и распорядок дня дома у малыша. Родителям важно понимать, что их ребёнок не успевает, не потому что ленится, а потому что не способен. Пока. И ему необходимо помочь, быть терпеливыми. Для этого нужно создать дома благоприятную атмосферу, уделять ребёнку максимум внимания, организовать совместную деятельность, общаться, поощрять общение с другими детьми, приглашать в гости, вовлекать в домашние дела или обдумывание и реализацию игр, соревнований, домашних кукольных спектаклей. Демонстрировать доверие, не говорить ему, что он особенный. Отлично зарекомендовали себя занятия с животными, например, с собаками, в процессе которых происходит взаимодействие и установление эмоционального контакта. Позже этот опыт общения может быть перенесён в социальную среду.
_________________________________
Онлайн-консультация с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступна каждому.