Найти тему
Анатолий Цыганков

Инициатива с двойным дном

Сортавальский район в апреле нынешнего года был преобразован в муниципальный округ. Если коротко говорить, то это означает переход с двухуровневой модели местного самоуправления на одноуровневую. На поселенческом уровне местная власть как самостоятельный институт самоуправления ликвидируется и все его полномочия передаются на окружной уровень. Округ это тот же административный район (в тех же границах, с тем же бюджетом), но управление становится централизованным. В поселениях больше не будет своих советов депутатов и избираемых населением глав. Местные жители поселений станут напрямую избирать депутатский корпус муниципального округа.

Прежде, напомню, избрание депутатов районного совета было двухступенчатым. Сначала на прямых и всеобщих выборах избирались депутаты и главы поселений, а уже после этого поселенческие органы власти делегировали своих представителей в районный совет депутатов, то есть не проводились всеобщие выборы в райсовет.

Сортавальский округ учреждён был в апреле 2024 года. За это проголосовали депутаты районного совета. Дальше началась процедура узаконивания данного решения на республиканском уровне (закон принимался о преобразовании района в округ). В рамочном законе предлагалась модель организации органов управления. С ней можно было согласиться и в соотвествии с этим выстраивать систему власти, либо, если имеются возражения, надо было проводить местный референдум и вносить изменения в предлагаемую по умолчанию модель самоуправления.

В Сортавале появилась группа граждан, считающая, что главу исполнительной власти создаваемого округа (мэра) нужно избирать всенародно, а по предлагаемой республиканским законом модели он избирается депутатским корпусом. Изменить данную норму закона можно, но для этого требуется проводить референдум, в ходе которого сами бы жители Сортавальского округа решили какой вариант им больше нравится: всенародные выборы мэра или они готовы довериться депутатам, чтобы те сами выбрали руководителя исполнительной власти?

Инициативная группа подготовила вопросы для проведения местного референдума, передав их для утверждения в Избирательную комиссию Карелии (такова процедура). Состоится местный референдум или нет теперь зависит от соответствия предлагаемых инициативной группой вопросов требованиям закона о референдумах. Решать это будут члены Избирательной комиссии РК. Но не похоже на то, что сами инициаторы желают его проведения. Почему возникают такие сомнения?

Закон о референдуме требует, чтобы предлагаемые вопросы формулировались не расплывчато, позволяя отвечать на них однозначно: «да» либо «нет».

Сортавальская инициативная группа по какой-то причине в один вопрос запихнула сразу четыре подвопроса. Жителям округа предлагается определиться с численностью депутатского корпуса и способом его избрания (сколько должно быть депутатов в совете?), с моделью избрания главы исполнительной власти (всенародно или нет?). И так далее. Подобная неопределённость формулировки вопроса заранее обрекает инициативную группу по проведению референдума на неуспех. Например, человек соглашается, что выборы главы Сортавальского муниципального округа нужно проводить всенародно, то есть он готов за это проголосовать, но при этом ему кажется, что численность депутатского корпуса велика или напротив мала и он будет голосовать против данной инициативы. Но сделать ему такого невозможно, поскольку закон о референдуме требует однозначного ответа: «да» или «нет».

Чем, собственно, и вызвано моё сомнение: а желали ли члены сортавальской инициативной группы граждан организовывать референдум? Они ведь не могли не понимать, что предлагаемый ими для референдума вопрос (с несколькими внутренними вопросами) противоречит норме закона и, естественно, Избирком Карелии отклонит инициативу на вполне законных основаниях.

Исправить ситуацию уже невозможно, в смысле отредактировать вопрос, поскольку все сроки временные уже пропущены. Значит референдума в Сортавале проводиться не будет и в устав Сортавальского муниципального округа будут включены те нормы организации структуры местного самоуправления, которые прописаны в законе.

Напоследок скажу, что инициаторами проведения всенародного голосования в Сортавале выступали местные эсеры, среди них и депутат парламента Карелии, профессиональный юрист Александр Федичев, и совершенно не верится в то, что опытный правовед и его сортавальские единомышленники, формулируя вопрос для референдума, не понимали, что обрекают свою инициативу на крушение.

Похоже на то, что, думая о предстоящих выборах в окружной совет депутатов, эсеры и их сторонники желали использовать тему референдума, не собираясь при этом его в реальности организовывать (это трудно и материально затратно делать). А после отказа им в проведении референдума у партии «Справедливая Россия-за правду» появится возможность в ходе агитационной кампании бичевать партию власти («единороссов») за то, что та боится народного голоса и потому де заблокировала проведение референдума. И это будет убедительно звучать для избирателей. Тактический агитационный ход в принципе неплохой, а вот убедит ли он жителей Сортавальского округа - это вопрос. Уже не для референдума.

Анатолий Цыганков