Разная техника – для разных нужд. Кран поднимает и подает грузы, самосвал перевозит тяжелые и сыпучие материалы, а бульдозер занимается рыхлением, перемещением грунта, горной породы, приемкой пород на отвале, а также строительством дорог.
Не просто так мы заговорили об этой технике, ведь вчера, 4 июня, отмечался День машиниста бульдозера. Мой собеседник – Юрий ГОРЕМЫКИН, машинист бульдозера одного из предприятий Хакасии, рассказал, каково это – управлять такой мощной техникой на угольном разрезе.
Пыльная работа
– Юрий, с чего начинается ваш рабочий день?
– Сначала каждый работник обязательно проходит медицинский осмотр. Наша техника тяжелая, и предупреждение разных чрезвычайных ситуаций важно как для самого машиниста, так и для других сотрудников, которые находятся рядом. Далее мы проходим инструктаж по технике безопасности, и можно приступать к проверке бульдозера. Эту процедуру важно делать и в начале, и в конце смены, чтобы потом передать технику другому машинисту.
Проверяя бульдозер, обязательно смотрим подтеки масла, уровень охлаждающей и смазывающей жидкостей, внешнее состояние машины. Если выявились неполадки, сообщаем об этом линейному механику по автоколонне, и дальше уже он действует по своему регламенту. Мы можем устранить проблему на месте, но, если поломка серьезная, ей займутся уже специалисты сервиса.
– Какой он, ваш напарник-бульдозер?
– Не назвал бы его напарником, скорее, составляющим жизни, так как на нем провожу гораздо больше времени, чем с семьей, дома. А вообще бульдозер, на котором работаю, – тяжелый, гусеничный, предназначен для формирования штабелей угля на отвале. Техника хорошая, японская, надежная. Именно эту машину я получил два года назад, а до того управлял бульдозером немецкой фирмы. Разница у них присутствует в маневренности. Японский бульдозер мощнее, на нем можно выполнять другие работы, немецкий же был более легким, а значит – и более маневренным.
– Как давно вы в этой профессии?
– Именно машинистом бульдозера работаю десять лет. Мой отец Петр Андреевич всю жизнь на этой технике проработал. Однако изначально я не собирался учиться на машиниста бульдозера. По образованию я инженер-строитель. Но в 2000-х, когда вернулся со службы в армии, машинисты бульдозеров зарабатывали очень хорошо, можно было с зарплаты машину купить, пусть не самую новую, но всё же. Да и разрез находился рядом. В общем, все очень удачно совпало.
Нисколько не жалею, что оказался в данной профессии. Да, пусть работа сложная, очень пыльная, но мне нравится быть в дружном коллективе, а еще делать такое, чтобы потом все удивлялись и говорили: «Вот это да! Так точно никто не может делать!»
Тяжело физически
– Прочитала, что ваша работа не только физически, но и психологически тяжелая. Позволяет оценить себя с позиции «а мужчина ли ты?». Вы согласны с этим?
– Можно понимать это высказывание по-разному. Во-первых, мужчина может и в другой деятельности себя хорошо проявить. Если ты работаешь на бульдозере, это не значит, что только ты – настоящий мужчина, среди моих коллег на разрезе есть белазисты, экскаваторщики и много кто еще. А во-вторых, бесспорно – это работа мужская. Тяжелая, но больше физически, нежели психологически. Для машиниста бульдозера очень важен опыт. Именно он помогает выполнять поставленные задачи. Например, в какую сторону лучше всего столкнуть грунтовую породу, как зачистка угля произойдет – «по шерсти» или «против шерсти». Понимание всего этого приходит с опытом.
– Что именно входит в ваши обязанности на угольном разрезе?
– Смотрите: сначала карьерный самосвал отвозит горную породу на отвал, а мы бульдозерами уже здесь, так скажем, наводим порядок, то есть перемещаем породу, расталкиваем, выравниваем. Также у нас есть и много других задач. Например, ремонт дорог. Пока не зачистим угольный пласт, БелАЗы не поедут, экскаваторы не начнут копать, уголь добывать. Сегодня я могу быть на одном конце разреза, а завтра – на другом. Всё зависит от того, какую задачу предстоит выполнить. Кстати, задачи на смену мне ставит мастер участка, на котором предстоит работать. Так что можно точно сказать, что на разрезе я взаимодействую со всеми специалистами.
– Вспомните какие-нибудь форс-мажорные случаи на работе.
– В основном это когда техника выходит из строя. Главное – вовремя заметить неполадку. Не сразу можно почувствовать, что масло побежало или рукав РВД порвался, ведь техника большая, всё закрыто. Но мы всегда внимательно смотрим на приборы и датчики.
Для связи используем рации, и эфир должен быть свободен, на случай, если нужно кому-то срочно что-то сообщить. Но иногда в эфире можно услышать шутки, какие-то истории – это помогает хорошо разнообразить рабочую рутину.
– Юрий, насколько сейчас ваша профессия востребована?
– Молодых специалистов достаточно. Недавно к нам пришел на стажировку молодой парень. Я ввожу его в курс дела, наставляю, вижу, как он во все тонкости вникает, действительно хочет разобраться, спрашивает. Это очень важно – обмениваться опытом.
У молодых специалистов имеются розовые мечты, как и у меня в их годы. Поэтому моя задача – показать, что данная профессия на самом деле тяжелая, чтобы они поняли для себя, нужно им это или нет.
Семья как мотиватор
– Какие сейчас рабочие условия на разрезах?
– Помню, когда ездил еще на советской технике, всюду летало столько пыли, грязи, что свое лицо в зеркале вообще было не узнать. Сейчас же машины хорошие, современные, внутри чисто. За сложные условия работы нашим специалистам положен более длительный отпуск, а также лечение в санаториях. Организация предоставляет спецодежду на все времена года, есть служебный транспорт, автобус, который возит сотрудников до работы и обратно. Не нужно беспокоиться об обеде, брать что-то с собой. Работают столовые, готовят вкусно, и всё всегда свежее. Те же условия и для тех, кто работает в ночную смену.
– Что наполняет вашу жизнь, помимо работы?
– Прежде всего семья, дети. Пусть мы не много времени проводим вместе в силу того, что я работаю как в дневные, так и в ночные смены, но стараемся. Мне самому очень помогает спорт, чтобы отдохнуть. После спортзала чувствуешь себя бодрым и полным сил. Если не иду в зал, то с сыном гуляем по Черногорскому парку или в Парке культуры и отдыха, там есть места для спорта. На свежем воздухе намного лучше заниматься.
Также хорошо отдохнуть помогают домашние дела: ремонт или подготовка младшего сына Никиты к школе. Старшая дочь сейчас живет в Санкт-Петербурге. Моя жена Елена – самый главный мой мотиватор, человек, который всегда поддержит. Ради семьи я готов и буду трудиться дальше.
Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Юрия Горемыкина
и архива компании