Продолжаем освещать истории выпускников саратовского аэроклуба, которые стали прототипами героев фильма «В бой идут одни старики». В предыдущей статье мы рассказали о Семене Ильиче Харламове – генерал-полковнике, Герое Советского Союза, заслуженном военном летчике СССР, военном консультанте фильма «В бой идут одни старики».
Сегодня в центре внимания Герой Советского союза, штурман 7-го гвардейского штурмового авиационного полка 230-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, полковник Василий Емельяненко.
Василий Борисович родился 3 (16) января 1912 года в поселке Николаевский Астраханской губернии (ныне город Николаевск Волгоградской области). Его предки были выходцами из Полтавщины и приехали в Заволжье чумачить – возить через степь на волах эльтонскую соль.
Словно герой рассказа «Филиппок» Льва Николаевича Толстого, сам малышом пришел в школу, но учительница не разрешила ему остаться. В детстве очень много болел, поэтому в юношестве стал закаляться: обтирался холодной водой, принимал снежные ванны, прыгая в сугроб, летом проводил много времени на солнце.
Подростком увлекся музыкой. Играл в школьном струнном оркестре на балалайке, исполнял сольные номера. На одном из районных конкурсов балалаечников занял второе место.
Поворотным моментом в судьбе молодого человека стало представление оперы «Демон», которую в 1929 году под аккомпанемент пианиста Василия Кривошеина исполнили в Николаевске. Емельяненко был потрясен музыкой Антона Рубинштейна и отправил документы в Саратовский музыкальный техникум.
Позднее Емельяненко вспоминал:«Досталась она [балалайка] мне, подростку, от старшего брата Александра. Играл я вечерами на крыльце хлопцам и девчатам в своей слободе Николаевской. Но первым парнем на деревне не был. Кузнец Колька Безкаравайный – парень с огромными бицепсами и кривой на один глаз – меня переигрывал. «Светит месяц» он мог бренчать без перерыва до первых петухов. И еще славился тем, что умел одновременно перебирать струны и выбивать ногтями по деке барабанную дробь уму непостижимо! Зато Колька не умел сочинять ни полек, ни вальсов. Тогда я твердо решил, что быть мне только композитором. В двадцать девятом году я с этой балалайкой совершил первую в жизни поездку на колесном волжском пароходе в Саратов держать вступительные экзамены на композиторский факультет».
Его приняли на подготовительный курс. Молодому таланту не хватало базовых знаний. Приходилось много заниматься ночами.
Затем Василий Емельяненко поступил в Московскую консерваторию, где занимался композицией. Учебу приходилось совмещать с работой на товарных станциях. В начале 1930-х студентами Московской консерватории были: пианист Арнольд Каплан, скрипач Борис Голдьштейн, композиторы Арам Хачатурян и Дмитрий Кобалевский.
В 1932 году прозвучал призыв: «Комсомолец – на самолет!» Емельяненко оставляет консерваторию и становится курсантом Саратовской школы пилотов Осоавиахима, которую заканчивает в 1933 году. А еще через год он становится выпускником московской Центральной летно-инструкторской школы.
С 1934 года работает инструктором в аэроклубах Нальчика, Чернигова и Николаева. До начала Великой Отечественной войны он подготовил 7 курсантских выпусков. В 1938 году Емельяненко принял участие в воздушном параде в Тушино, где возглавил группу учлетов (учащихся летной школы).
Василий Емельяненко пошел на фронт добровольцем, сначала его направили в учебно-тренировочный центр Южного фронта, а в мае 1942 года он приступил к службе в 4-ом штурмовом авиационном полку, где осваивал самые современные на тот момент машины – бронированные штурмовые самолеты ИЛ-2. На фронт Емельяненко попадает в мае 1942 года в составе 7-го гвардейского Ордена Ленина штурмового авиационного полка.
21 июня 1942 года в СССР на Южном фронте группа самолетов Ил-2 полка была послана на штурмовку занятого авиацией противника аэродрома Артемьевск у самой линии боевого соприкосновения. В ходе атаки самолет летчика Емельяненко был подбит зениткой, и он совершил вынужденную посадку на шасси. Оказалось, что он садился между позициями частей противника – на пробеге колеса попали в его первую траншею и стойки разрушились, но воспользовавшись замешательством, Василий Борисович смог перебежать к своим. Самолет пытались вытащить танком, но он был добит вражеской артиллерией.
29 июля 1942 года лейтенант Емельяненко повел группу из шести Ил-2 на штурмовку колонны немецких войск в район Манычского канала. При выполнении задания его самолет был сбит зенитным огнем. Василий Борисович совершил вынужденную посадку в степи в километре от разбитой колонны, от которой к месту посадки штурмовика уже бежали немецкие солдаты. Под огнем врага один из летчиков группы Михаил Талыков посадил свой одноместный самолет рядом, забрал Емельяненко и тем самым спас ему жизнь.
2 ноября 1942 года, во время выполнения боевой задачи по уничтожению танков противника под Владикавказом, Емельяненко обнаружил на участке Ардон-Гизель, на высоте 565 вышедшую за линию БС группировку танков до 15 единиц. Об этом наземному командованию и 4-й воздушной армии не было известно. Группа Емельяненко нанесла штурмовой удар по танкам и добыла весьма важные разведданные. На этот участок были направлены удары 4-й воздушной армии, и возможность прорыва врага во Владикавказ была предотвращена.
9 января 1943 года в трудных метеоусловиях Емельяненко в паре нанес удар по скопившимся на ст. Нагутская паровозам. Двумя точными заходами уничтожено и повреждено 6 паровозов, а на обратном пути лично им сбит немецкий бомбардировщик Ю-88. Все результаты подтверждены летчиками 230-й штурмовой авиадивизии.
10 марта 1943 года – день решительных сражений наших войск за овладение станицей Абинской. В этот день гвардии капитан Емельяненко четыре раза водил полк в бой, образцово выполнил боевой приказ, за что все экипажи получили благодарность от командующего 4-й воздушной армией.
7, 8 и 9 августа 1943 года полку была поставлена боевая задача нанести последовательные массированные удары по артиллерийским позициям противника южнее ст. Молдаванская. Цели: Горно-Веселый, Ленинский, Спиртовой и Вышка. Шесть раз Василий Борисович водил весь полк и несколько групп из других полков в бой, точно заходил на цель, метко наносил удары по врагу, делая по два-три захода, пребывал над целью до 20-25 минут»
К августу 1943 года гвардии капитан Василий Емельяненко совершил 88 боевых вылетов, уничтожил и повредил 23 самолета противника, подбил и сжег десятки танков и автомашин, нанес врагу большой урон в живой силе. В воздушных боях лично сбил 2 вражеских самолета. Трижды был сбит сам.
Осенью 1943 года, в дни боев за Тамань, в полку родилась песня «Эх, “Ильюша”, мой дружочек, штурманем еще разочек», музыку к которой написал Василий Емельяненко. На борту его Ил-2 полковой художник Александр Булынденко нарисовал нотный стан с фрагментом мелодии. «Музыкальный» самолет Емельяненко был запечатлен в кинохронике. На фоне машины играют дуэтом два офицера: Василий Емельяненко и, вероятно, Виктор Шахов.
В конце 1943 года был Емельяненко назначен инспектором по технике пилотирования 230-й штурмовой авиационной дивизии. Он летал с группами на боевые задания, а затем на земле проводил разбор полетов, передавая свой боевой опыт молодым летчикам. Весьма вероятно, что и эти эпизоды биографии Василия Борисовича нашли свое отражение в фильме «В бой идут одни старики».
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» было присвоено капитану Емельяненко Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленное при этом мужество.
В 1944 году Емельяненко был направлен в Военно-воздушную академию, которую окончил с золотой медалью. В 1946 году приступил к преподаванию на кафедре тактики авиации в Военной академии имени М. В. Фрунзе. Защитил кандидатскую диссертацию.
Участник Парадов Победы 24 июня 1945 года и 9 мая 1985 года. Почетный гражданин города Николаевска.
Скончался 24 февраля 2008 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.
Полный текст статьи можно прочитать здесь.
С другими материалами об истории вуза можно ознакомиться на сайте виртуального музея «САДИ-СПИ-СГТУ: страницы истории».