Недавно попалась на глаза статья 1922 года из небезызвестной «Советской Сибири».
Там рассказывалось, как происходило «привлечение партийцев к самообразованию через библиотеку».
Действовали решительно: на каждого в «комячейке Н-ского батальона» принудительно завели отдельную книжку (аналог современного читательского билета).
И, вроде бы, нормальная система: люди читают книги, узнаю что-то новое и получают знания. Но! Не всё так просто: библиотекарям батальонной библиотеки было предписание: записывать не только факт того, что книга была взята и потом её благополучно вернули. Отдельно нужно было… отслеживать «степень усвоения изложенного»!
То есть библиотекарь должен был спрашивать у читателя какие-то аспекты книги. Да-а, не позавидуешь ни первым, ни вторым. Представляю, какой диалог мог сложиться:
- Здравствуйте! Я хочу взять книгу.
- Ан-нет! Сначала расскажите, что было в прошлой!
Однако, как утверждается, это всё же работало – спустя месяц были проведены подсчёты количества прочтённых книг каждым из участвующих в «эксперименте». Оказалось, что только один человек не выполнил требования. Все остальные, кого таким образом заставили ходить в библиотеку, «теперь в числе активных ее посетителей» и начали ходить уже добровольно.
Думаю, хотя этот метод местами и перегибает палку, это интересное решение для того, чтобы освежить в памяти прочтённое. А если бы библиотекарю можно было бы не просто рассказать о факте прочтения, а, скажем, подискутировать над поступками героев книги, то это вообще получается мини-литературный клуб!
Пишите, кажется ли вам этот способ слишком радикальным или, наоборот, вы находите его опередившим своё время – пишите в комментариях, рад буду почитать ваше мнение!
Увидимся в следующих публикациях!