Это моя первая, в этом году, не подмосковная поездка. Как говорится, сезон начался. Поясню сразу. Я поехал в Кострому одним днём. Точнее сказать, утром приехал - вечером уехал. И в связи с этим, возможно, я чего-то не увидел, не посмотрел. Но, основные места Костромы я обойти успел.
Итак, поездка состоялась 07 июня 2024 года. В Кострому я отправился на "Ласточке" с Ярославского вокзала в 6:30 утра. Время в пути: 4 часа. По пути туда, я думал, что рассказывать про город буду, как я делал это в прошлых статьях. То бишь полномасштабная история "от села до города" попутно выкладывая фото зданий или мест, о которых идёт речь. Но после прогулки по городу, понял, что нужно писать немного по-другому.
Во-первых, как я уже писал выше, времени на осмотр города до мельчайших подробностей у меня не было. В 10:30 электричка прибывает в Кострому и уезжает обратно в 18:22. Времени сильно мало, поэтому прошёлся по основным моментам. Во-вторых, я разделил город для себя на три части: Ипатьевский монастырь, Костромская слобода и центральная часть города. Благо улицы Костромы расположены в виде "веера" и не заблудишься. Соответственно, блуждая по ним "змейкой" можно осмотреть всю центральную часть за 1,5-2 часа прогулочным шагом.
Для начала я расскажу немного о городе.
Кострома - древний город, включённый в состав Золотого кольца России. Официальной датой основания считается 1152 год, как писал историк В. Татищев в своём труде "История Российская":
Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий, лишившись Киевского княжения, основал престол в Белой Руси (…) Потом зачал строить во области своей многие грады: Юриев поле, Перяславль у Клюшина озера, Владимир на Клязьме, Кострому, Ярославль и другие многие грады теми же имяны, как в Руси суть, хотя тем утолить печаль свою, что лишился великого княжения русского.
В летописи Кострома впервые появляется в 1213 году, оказавшись почти в самом эпицентре княжеских разногласий. Так, в этом же году, ростовский князь Константин сжёг дотла, принадлежащую ему Кострому за то, что её жители поддержали его брата владимирского князя Юрия Всеволодовича. И лишь в 1239 году Ярослав Всеволодович восстановил город, отстроив в районе реки Сулы крепость. В 1246 году Кострома вышла из состава Владимиро-Суздальской Руси, образовав собственное Костромское удельное княжество. С 1272 по 1276 года Кострома являлась столицей Северо-Восточной Руси. В 1330-х годах Иван Калита приобретает ярлык на Кострому у Орды и осваивает территорию вокруг. Окончательно город вошёл в состав Московского княжества лишь при его сыне Иване Красном. В 1416 году по приказу Василия I была построена деревянная крепость - известная сегодня как Костромской кремль. Во времена Смуты город был разграблен приспешниками Лжедмитрия II, что привело к народному восстанию. Костромские отряды также участвовали в народном ополчении 1611 года, дабы положить конец польской оккупации Москвы. Через год, костромской воевода Иван Шереметев отказался пускать в город ополчение Минина и Пожарского, за что был смещён с должности. И именно в Костроме был положен конец Большой Смуте и российский престол взошёл молодой царь Михаил Фёдорович Романов.
При Романовых город побывал в роли центра провинции (1708 г.). В 1767 году после посещения города Екатериной II у него появился собственный герб. В 1778 году Кострома стала центром наместничества. Примерно в то же время город получает радиально-полукольцевую планировку, которую составляет стройная и развитая сетка улиц, расходящаяся веером от центральной Екатеринославской площади (ныне Сусанинская площадь). В декабре 1796 года по указу Павла I, Кострома становится центром Костромской губернии. В 1887 году к городу подошла железная дорога со стороны Ярославля. В 1894 году в Костроме открылось первое в России низшее химико-техническое училище, построенное на частные средства Ф. В. Чижова.
Советская власть в городе провозглашена 29 октября (11 ноября) 1917 года. 14 января 1929 года постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния упраздняется. Кострома теряет статус губернского города и включается в состав сначала Ивановской, а затем Ярославской области. В 1930-х годах в городе было разрушено или перестроено множество храмов. Наиболее известно разрушение Костромского Кремля в 1934 году, церквей и часовен в центре. Ещё ранее, в сентябре 1918 года, Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции, и начато уничтожение памятника подвигу Ивана Сусанина (полностью демонтирован к 1934 году). В 1950—1980-е гг. в Костроме, кроме текстильной и деревообрабатывающей промышленности, получают интенсивное развитие новые перспективные отрасли: энергетика, машиностроение и металлообработка, радиоэлектроника и приборостроение.
Итак, первым в моём списке достопримечательностей города стал:
1. Ипатьевский монастырь.
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь впервые упоминается в летописи за 1432 год, однако точный год постройки неизвестен. Также неизвестно, как выглядел монастырь изначально. Но, если верить преданию, то монастырь основан в 1330 году родоначальником родов Годуновых и Сабуровых, татарским мурзою Четом, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите. Но по официальной версии, монастырь был построен братом Александра Невского - Василием Ярославовичем.
После смерти Василия, монастырь переходит знатной династии Годуновых. И с этого момента началось стремительное развитие монастыря. В результате чего к 1600 году монастырь стал четвёртым среди всех российских монастырей-землевладельцев, который имел 400 сёл!! На средства Дмитрия Годунова были отстроены белокаменные стены обители с шестью башнями и в 1650 году заложен Троицкий собор. В 1594 году на территории обители был возведён храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году). Над Святыми вратами с 1595-1597 гг. был построен храм посвящённым священномученикам Феодору Стратилату и Ирине. В 1606 году была построена звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома.
Во времена Смуты, после того как архимандрит Ипатьевского монастыря и игумен Богоявленского монастыря "побежали" в Тушино и присягнули на верность Лжедмитрию II, как я уже писал ранее, начались грабежи, что подтолкнуло народ к восстанию. В феврале 1609 году костромичи перебили тушинский гарнизон и осадили монастырь. Захватить цитадель удалось лишь мангазейскому воеводе Давыду Жеребцову в том же году осенью. С осени 1612 года в монастырских кельях обители жили юный 16-летний Михаил Романов и его мать монахиня Марфа. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, которое провозгласило Михаила на российский престол. Таким образом Кострома стала неофициально именоваться как город - "колыбель рода Романовых".
Согласитесь, какая интересная судьба у династии Романовых. Начали правление после призвания на царство Михаила в Ипатьевском монастыре, а закончилось расстрелом царской семьи Николая II в Ипатьевском доме в Екатеринбурге.
По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними. В 1649 году от взрыва пороховой бочки был разрушен Троицкий храм и чуть позже был возведён новый собор значительно превосходящий размером прежний. В 1756 году, к приезду Екатерины II, были устроены Екатерининские ворота, которые стали центральным входом на территорию обители. С 1837 по 1863 гг. была проведена полная реконструкция обители под руководством архитектора Константина Тона.
В 1919 году Ипатьевский монастырь был упразднён, а всего его ценности национализированы. Монастырские постройки были приспособлены для проживания рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан "Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник", ныне известная как:
1.2. Костромская слобода.
В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (деревня Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х годах музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысе, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса.
Ипатьевский монастырь можно увидеть в таких фильмах как: "Жестокий романс" и "Очи чёрные". В сентябре 2002 года в результате халатности насельников сгорел главный экспонат музея деревянного зодчества внутри Нового города — церковь Спаса Преображения 1628 года постройки, привезённая из села Спас-Вёжи.
Вход на территорию платный. Для женщин обязательно ношение юбок (если нет, можно взять повязку для ног у них) и платка. Также на территории сохранилась усыпальница рода Годуновых и несколько старинных обломков найденных при археологических раскопках.
По пути назад, я посетил местный рынок для туристов, где приобрёл магнитик для своей коллекции и подарок одному очень близкому человечку:)
Двигаясь в сторону моста через Кострому-реку, я наткнулся на маленькую часовню.
Часовня царственных страстотерпцев была построена совсем недавно в 2013 году по проекту архитекторов О. И. Молчанова и Ф. А. Иванова. Также часовня имеет и другое, обиходное, название: "Царская Голгофа". Памятная часовня у Ипатьевского монастыря построена на благотворительные пожертвования. Посвящена 400-летию Дома Романовых, вместе с закладным камнем в фундаменте находится капсула с землей из Ганиной Ямы.
2. Мануфактура Костромы
Далее, я перейдя через мост, двинулся к центру города. Здесь, стоит обратить внимание на территорию промзоны. Сейчас большая часть разобрана частниками, но сама фабрика продолжает работать. Также здесь открыли музей БКЛМ (Большая Костромская Льняная Мануфактура), в который можно попасть лишь предварительно записавшись.
К сожалению, у меня не было в запасе много времени, и я решил оставить промышленную часть города на потом, но Вам расскажу про неё сейчас.
Чем известен город Кострома кроме производства сыра? Конечно же, производством льняных изделий! Костромская земля считается исконно льняным краем. Девочек с малых лет учили ткать — свои первые изделия они создавали в 5–6 лет. Девушки делали себе приданое в виде льняного полотна, льняных предметов одежды и быта с рукотворной вышивкой. Так с середины XVIII века Кострома стала одним из крупнейших центров по производству полотна. По сей день, город сохраняет дома тех, кто был основателем полотняных мануфактур - Третьяковых, Дурыгиных, Волковых, Зотовых, Углечаниновых, Стригалёвых.
Первая полотняная фабрика была построена в 1751 году купцом Углечаниновым. А в конце 1866 года была открыта самая известная льняная фабрика города - Большая Костромская Льняная Мануфактура (БКЛМ) братьев Третьяковых. Для этого, будучи московскими купцами, братья заручились поддержкой костромского купца К. Я. Кашиным.
Интересный факт — первый картинный фонд Третьяковской галереи количеством в 2000 картин был приобретен на часть прибыли Павла Михайловича именно c этого предприятия.
Первые кирпичные производственные корпуса БКЛМ: ткацкий и прядильные были возведены в 1866—1885 годах. Во второй половине 1880-х — 1890-х годов сооружены все основные здания прядильной фабрики, в 1896 году выстроены склады льна и готовой продукции.
В 1880 году предприятие насчитывало почти 500 станков, в 1907 году — более 4100 станков. На фабрике была организована круглосуточная работа. В 1900 году льняная мануфактура в Костроме являлась крупнейшей в Европе, где крутились 52 тыс. веретен одновременно — больше, чем в Швеции, Дании и Голландии вместе взятых.
В советское время предприятие оставалось флагманом льняной отрасли — здесь выпускался каждый третий метр льняной ткани в Союзе. С началом Великой Отечественной войны часть производства была законсервирована. Фабрика была переориентирована на выпуск военной продукции, в том числе плащ-палаток. И кстати, именно на этой фабрике в советские годы выпускали легендарные - кирзовые сапоги.
Фабрика работает и по сей день. Но теперь, каждый желающий, может записаться на экскурсию и посетить музей в центральном здании фабрики, а также вместе с гидом пройтись по самим рабочим цехам. Чтобы попасть на экскурсию требуется предварительная запись, так что просто "с улицы" туда не попадёшь.
Гораздо печальнее на сегодняшний день выглядит дом Я. И. Ашастина с полотняной мануфактурой XVIII века (ул. Островского, 53).
Двухэтажное здание было построено в 1793 году в стиле раннего классицизма костромским купцом Ашастиным. При доме размещалась полотняная фабрика, а рядом стояла каменная лавка. Но в начале XX века, фабрика перестала существовать, и на её месте была образована Костромская частная женская гимназия Ю. Смольяниновой.
Помимо льняных и суконных фабрик, в Костроме имеется также известная табачная фабрика Чумаковых (Депутатская ул, 7). Иван Николаевич Чумаков, приехавший в Кострому из Макарьева, поступил сразу в лавку мещанина Егора Волкова, который торговал табачными изделиями. В 1836 году Иван Николаевич ушёл от Волкова и открыл собственную лавку в табачном ряду. За табаком приходилось ездить в Ярославль, а то и в Москву. Но, благо, работал он с двумя своими братьями - Макаром и Михаилом. В 1839 году Иван Николаевич нанял помещение в Вознесенском переулке, в доме Лапотникова, где устроил табачную фабрику. В том же году Иван Николаевич объявил о своём капитале и записался в купцы третьей гильдии.
В 1843 г. у купеческой вдовы Анны Андреевны Домерниковой на имя Ивана Николаевича был куплен дом на Павловской улице, куда была переведена табачная фабрика, вернее, кустарная мастерская. Фабрика выпускала: "махорку", нюхательный табак и сигары. В 1854 г. от пожара фабрика сгорела, но была восстановлена. В том же году три брата утверждают товарищество. Увеличивается объем торговых операций, и с 1863 г. трое братьев становятся купцами второй гильдии и начинают торговать уже под фирмой «Торговый Дом Ивана, Макара и Михаила Чумаковых». К 1917 году фабрика выпускала по 400 ящиков махорки, "нюхательного" табака около 200 ящиков - ежедневно! К этому моменту их заказчики были не только российские города, но и зарубеж. Так, Чумаковы направляли свою продукцию в Германию и Францию. Однако табачная фабрика долго не просуществовала. После национализации, оборудование было демонтировано, а на самой фабрике наладили другое производство, которое проработало 70 лет. Так, "Торговый Дом Ивана, Макара и Михаила Чумаковых" остался лишь в истории города, как - одно из лучших производств России к 1918 году.
А вот, красивое, но полузаброшенное здание, которое вы тут же увидите, спускаясь с моста:
Это здание находится на территории Костромской обувной фабрики "КОСФО", которая была основана в 1916 году. В 1926 году, к своему 10-летнему юбилею фабрика выпускала более 10000 пар обуви в месяц. А в 1930 году предприятие дало стране и армии 1,5 миллиона пар!!! В настоящее время Костромская Фабрика Обуви является одним из лидеров рынка по производству обуви специального назначения.
3. Сусанинская площадь и торговые ряды
Следующей точкой моего маршрута была центральная часть города - Сусанинская площадь. К сожалению, в момент моей поездки, там проходил ремонт дорожного покрытия и замена брусчатки, поэтому некоторые фото приходилось делать издалека.
Итак, Сусанинская площадь, как я выше уже упоминал, появилась в 1781-1784 годах и носила название - Екатеринославская. До пожара 1773 года на её месте с 1619 года располагалась территория Нового города Костромского Кремля, а до его возведения — городской посад. В 1823 г. площадь была вымощена, а в 1835 году указом Николая I переименована Сусанинскую.
В 1851 в центре площади был открыт памятник царю Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину. Скульптором был назначен Василий Демут-Малиновский, который известен по таким своим работам как:
1) Скульптурное оформление Елагинского дворца в Петербурге;
2) Скульптурное оформление Михайловского дворца в Петербурге;
3) Скульптурное оформление Императорской публичной библиотеки;
4) Создал 43 медные статуи для Готической капеллы в Петергофе.
И много чего ещё...
Сусанинская площадь к 1900 году представляла собой открытое пространство сложной формы, вытянутое с юго-востока на северо-запад. Северная полукруглая часть образована зданиями каланчи, гауптвахты, гостиницы, домом Борщёва и боковым фасадом Присутственных мест (ныне Костромская Дума). Центральная часть ограничена комплексами Гостиного двора (Красных рядов) и Больших Мучных рядов. На южной стороне площади над съездом к Волге в начале 1880-х гг. была построена часовня Александра Невского в память об Александре II. Площадь была вымощена булыжником, в самом её центре располагался сквер с памятником. С юга открывается вид на реку Волга, к которой ведёт улица Молочная гора, а с других сторон, от площади расходятся словно веером улицы: Островская, Текстильщиков, Симановского, Ленина, проспект Мира, Шагова, Свердлова, Советская.
В 1918 году было начато разрушение сусанинского памятника, тогда же произошло переименование в площадь Революции. В 1924 году сносят Александровскую часовню, а на части площади между Красными и Большими Мучными рядами устраивается спортивная площадка, а затем сквер. В 1967 году в сквере на месте часовни был установлен новый памятник Сусанину по проекту скульптора Никиты Лавинского.
Историческое название возвращено площади в 1992 году. В 2008—2009 годах. была осуществлена масштабная реконструкция площади.
А теперь подробнее про каждый достопримечательный объект площади. Пойду по списку фотографий выше.
3.1 Церковь Спаса в Рядах
Первое упоминание о Спасской церкви относится к 1628 году, когда в писцовой книге по Костроме упоминается о пустующем на торгу церковном месте. А в 1760-х годах был возведён каменный Спасский храм на деньги купца Стефана Белова. В 1787 году городовым магистратом принято решение согласно новому генеральному плану 1781 года о строительстве Гостиного двора проект которого с указанием лишь общих размеров составил главный архитектор наместничества К. Клер. По этому плану церковь оказалась во внутреннем пространстве Гостиного двора (Красных рядов) именно тогда разобрали уже имевшуюся старую церковную колокольню. Взамен ей архитектор С. Воротилов получивший подряд на строительство Гостиного двора, в 1791—1792 годах выстроил новую колокольню в стиле позднего барокко. В начале XIX века к церкви пристроил тёплый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1929 году церковь была закрыта. В 1930 здесь расположился антирелигиозный музей, однако уже к концу 30-х годов, помещение переоборудовали под склад. Епархии была возвращена лишь в 2007 году.
3.2 Жилой дом причта Благовещенской церкви
Дом был построен в начале ХIХ века. С 1918 года по 1922 здесь располагалась губернская ЧК. Сам дом был связан с древней деревянной церковью Благовещения, которая располагалась тут же. Но в 1773 году, церковь сгорела и больше не восстанавливалась. Однако небольшой участок земли, где находилась церковь, сохранился. На его месте и был построен этот дом.
3.3 Особняк сенатора Борщёва
Хоть официально считается, что здание построено в 1824 году, но это не совсем так. На самом деле усадебный дом существовал и ранее, но был деревянный. Принадлежала усадьба генерал-лейтенанту русской императорской армии и сенатору Сергею Семёновичу Борщёву. Лишь выйдя в отставку в 1819 году, он принял решение перестроить флигель, а в 1824 году по проекту губернского архитектора Н. Метлина строится нынешний особняк в стиле классицизма.
В пожаре 1847 года дом сильно пострадал и был продан в неотстроенном виде наследником Борщова купцу А. Первушину из Александрова. Первушин отремонтировал его и предложил в 1852 году городу выкупить здание для размещения в нём присутственных мест. Костромское начальство нашло покупку дома в казну весьма выгодным делом. Однако впоследствии, когда купец значительно надбавил цену на дом, дело с его покупкой стало затягиваться, и наконец, 12 октября 1857 года министр внутренних дел С. Ланской, бывший в то время костромским губернатором, наложил резолюцию. Получив отказ, Первушин устроил в здании роскошную гостиницу «Лондон». В 1870 году дом вместе с участком был, наконец, выкуплен городом и перестроен для окружного суда,а гостиница перенесена в здание через дорогу.
Имеется версия, что в данной гостинице, останавливался, посетивший город, поэт Н. Некрасов.
3.4. Часовня Николая Чудотворца в Пряничных Рядах
Часовня была построено приблизительно в 1790-х - 1810-х годах. Известно, что часовня принадлежала Николо-Бабаевскому монастырю. Кирпичная ротондальная часовня в стиле классицизма с притвором была пристроена к западному торцу Пряничных рядов, сооруженных на рубеже XVIII-XIX вв. Епархии была возвращена в 1994 году и приписана к Георгиевской церкви Костромского университета. Ныне действующая.
3.5 Мемориальный камень
Памятный камень, на котором высечены Георгиевский крест и лента с надписью "Памяти костромичей — участников Первой мировой войны" был установлен на Молочной горе в 2014 году. Именно по этой улице солдаты отправлялись к местам боевых действий - внизу была переправа на противоположный берег Волги, где находился железнодорожный вокзал. В годы войны в Костроме размещались несколько военных батальонов и полков. Костромская земля отправила на фронт более ста маршевых рот. Точное количество костромичей, не вернувшихся с полей Первой мировой, так и остается неизвестный..
3.6 Торговые ряды
В XVII веке Кострома достигает экономического рассвета и в центре города возникает большой деревянный торговый дом, но в 1773 году, он был уничтожен пожаром. Тогда, было принято решение о полномасштабной реконструкции города из дерева в камень.
Новые торговые ряды начали строить в 1775 году. В проектировке и возведении зданий принимали участия: архитектор Степан Воротилов, архитектор и один из основоположников русского ампира Василий Стасов, архитектор Пётр Фурсов, архитектор Никита Метлин.
По проекту торговые помещения находились на первом этаже, для складирования товаров использовались второй этаж и подвал; наверху также обычно располагалась контора лавки. Первыми были построены Красные ряды (Гостиный двор) по проекту Воротилова в 1793 году. Название «Красные ряды» здание получило, потому что в нём торговали «красным» товаром, то есть тканями, кожаными изделиями, мехам и книгами.
Сооружение самого большого здания — Больших Мучных рядов шло медленно. Отчасти это объясняется тем, что земля под рядами по северной стороне принадлежала графу А. Воронцову и с ним вплоть до 1794 года велась переписка об уступке её городу.
Архитектор П. И. Фурсов построил во дворе Красных рядов одноэтажные Мелочные ряды, предназначенные для торговли галантереей. Позже вокруг были построены Пряничные, Хлебные, Квасные, Живорыбные, Рыбные, Мясные и Шорные ряды, которые в большинстве окружены колоннадами и открытыми аркадами. Еще позже появились Зеленные, Масляные, Овощные (Табачные) и Дегтярные ряды. В результате они заняли огромную территорию — главную площадь города и весь спуск от площади к Волге. Большая часть построек сохранилась до сегодняшнего дня в практически неизменном состоянии и выполняет свою основную функцию по настоящее время.
3.7 Пожарная каланча
Каланча была построена по инициативе губернатора Карла Баумгартена. В ноябре 1823 года архитектором П. Фурсовым были составлены проектные чертежи здания и смета на строительство. Строительство каланчи велось в 1824—1825 годах подрядчиком А. Степановым; отделочные работы выполнены по эскизам Фурсова артелью штукатуров под началом А. П. Темнова и ярославскими лепщиками С. С. Повырзневым и С. Ф. Бабакиным «со товарищи» в 1825—1827 годах. Во второй половине XIX века каланча несколько раз перестраивалась. В 1870-х годах по проекту городского архитектора Черницкого к зданию были пристроены обширные боковые крылья для размещения в них пожарного депо. В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику. Фонарь башни используется для размещения антенн сотовой связи.
3.8 Гауптвахта
Гауптвахта (караульный дом) была выстроена в 1781 году на берегу Волги и была деревянной. Современное здание возведено вместо обветшавшей деревянной гауптвахты в 1823—1826 годах по проекту архитектора П. Фурсова по инициативе губернатора Карла Баумгартена. Гауптвахта была спроектирована Фурсовым в едином ключе с пожарной каланчой: оба здания являются фасадами городских кварталов в направлении Ипатьевского и Анастасиино-Богоявленского монастырей. Лепнина выполнена по эскизам П. И. Фурсова талантливым ярославским мастером С. С. Повырзневым.
C момента постройки и до начала ХХ века здание гауптвахты использовалось по своему прямому назначению — как место пребывания личного состава главного караула. В 1847 году оно сильно пострадало от пожара, который уничтожил и его ограду. В первые годы советской власти здание было передано в ведение губернского музея, позже в нём располагались другие учреждения: библиотека, ЗАГС.
С 1996 года здание бывшей Гауптвахты занимает литературный, а в настоящее время — военно-исторический отдел Костромского музея-заповедника.
3.9 Декоративный кораблик на клумбе
Кораблик это правильнее именовать - галера. Галера - это большое гребное судно с одним рядом вёсел. Почему же оно здесь? Для красоты? Потому что, Волга рядом? Галера - изображена на гербе города, вот и весь ответ. И сейчас мы немного затроним геральдику Костромы.
Как выглядит герб:
В лазоревом поле плывущая влево по лазоревым с серебряными гребнями волнам золотая галера с убранными серебряными парусами и десятью золотыми гребцами; на мачте - Императорский штандарт.
Здесь описано, как выглядит современный герб Костромы от 2002 года. Впервые же, Кострома получила свой герб ещё в 1767 году по указу Екатерины II. И лишь однажды, герб города был изменён по велению Павла I. И вместо привычного судна, было получено: «щит, разделенный на четыре части: в первой, червлёной части серебряный крест, вторая и третья части золотые; в четвёртой, зелёной части серебряный полумесяц рогами вниз». Причина изменения герба осталась неизвестной, как и то, что означали цвета и символы. И такой герб просуществовал более 80 лет.
И лишь в 1878 году по предложению руководителя Гербового отделения Департамента герольдии Сената барона Б. Кёне, была усовершенствована геральдическая система России. Б. В. Кёне предложил использовать в гербе Костромы и Костромской губернии образ гребного судна на волжской воде, модернизировав старый екатерининский герб.
Так что же означает этот герб?
Этот герб является символом городской истории, связанной с рекой Волгой, а также подчеркивает царственную связь города с Императорским домом. Голубой цвет представляет небо, желтый указывает на купола городских храмов, белый отражает архитектурные элементы города, синий символизирует величественную реку Волгу. Как герб, так и флаг города Костромы акцентируют внимание на историческом и культурном наследии города, его связи с Волгой и значимости в контексте истории России.
3.10 Присутственные места
Здание присутственных мест было возведено в 1809 году между сходящимися к центру улицами Никольская (ныне Свердлова) и Русиной (ныне Советской). Присутственные места г. Костромы строились по высочайше апробированному (типовому) проекту губернских Присутственных мест, выполненному в Петербурге знаменитым А. Захаровым.
Здание осуществлено в натуре под наблюдением губернского архитектора Н. И. Метлина и полностью соответствовало проекту. Главный фасад, обращённый к Красным рядам, имел шестиколонный портик с фронтоном, поднятый на стереобат с широкой наружной лестницей. Ось портика Присутственных мест совпадала с осью корпуса рядов, чем достигалась композиционная увязка обоих зданий. В 1832-1833 годах оно было капитально перестроено нижегородским губернским архитектором И.Е. Ефимовым, который убрал парадную лестницу с улицы, переделал портик, устроил вестибюль оформлением нового входа и внутренней парадной лестницей, частично переделал дворовый фасад. В 1851 году территорию Присутственных мест обнесли каменной оградой. В конце XIX – нач. XX веков была выполнена пристройка, которая придала объемной композиции форму буквы «Г». В советское время эту пристройку удлинили.
Изначально в здании находились: архивы, караульня, земский суд, кладовые – в полуподвальном этаже; гражданская и уголовная палаты, общий зал, совестный и уездный суды, типография и казначейство – на первом этаже, губернские правления, казенная палата с экспедициями, общий зал, приказ общественного призрения – на втором этаже; губернские чертежные – на антресолях. Сегодня в здании Присутственных мест располагается городская администрация.
3.11 Памятник Ивану Сусанину
Но, сначала для справки (мало ли, если кто не знает):
Иван Сусанин - русский национальный герой, крестьянин из села Домнино, прославившийся спасением царя Михаила Фёдоровича от польско-литовского отряда во время русско-польской войны.
Сусанин был крепостным крестьянином у Шестовых, и проживал на территории довольно обширной вотчины. О жене его ничего неизвестно, однако у Ивана имелась дочь Антонида, которая была замужем и имела детей.
Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…».
Во времена Российской империи подвиг Сусанина возносился. Передавался из уст в уста. Иван стал идеалом доблести и мужества. В начале советской эпохи (20-30-ые года), наоборот пытались убедить народ, что подвиг Сусанина - это миф и легенда.
Из истории всем известно, что Иван Сусанин увёл отряд польского войска в Исуповское болото, а когда те поняли, что он их обманул - убили его. А попытавшись выбраться самостоятельно увязли в болотах да и сгинули там.
Однако, что на самом деле произошло там, никто не знает. В связи с этим, некоторые историки, утверждают, что вся эта история - литературный вымысел.
В Костроме первый памятник национальному герою появился 14 марта 1851 года. Памятник выглядел, как: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента — надпись: «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был окружён фонарными столбами и решёткой, украшенной доспехами и двуглавыми орлами.
В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила Фёдоровича и скульптура Сусанина и уничтожены. Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году. Нынешний памятник был установлен в 1967 году на Молочной горе. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция проста: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из светлого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской».
4. Молочная гора и набережная Волги
Улица под названием «Екатеринославская» была запланирована регулярным планом Костромы 1781—1784 гг. для соединения центральной Екатеринославской площади с набережной Волги. Название «Молочная гора» закрепилось за улицей к концу XIX века, благодаря многочисленным торговкам молоком и молочными продуктами из правобережных селений Городище, Пантусово, Селище и др.
Во время полномасштабной реконструкции города, в самом начале улицы по проекту Метлина возникли "саешные" Квасные ряды. Позже, в 1801 году в начале правой стороны улицы, возвели одноэтажный Хлебный корпус. Позади "саешных" рядов параллельно Красным возводятся Пряничные ряды, имеющие наверху два, а со стороны Волги — четыре этажа. Ниже их к 1820 году строятся Рыбные ряды, а после сноса деревянного корпуса хлебных лавок — Малые Мучные ряды.
В 1830-х годах на месте снесённого каменного хлебного корпуса возникла т. н. «часовня-ротонда» (7 фото, выше). Впоследствии часовня многократно перестраивалась, потеряв первозданный вид. На сегодняшний день функционирует как культовое учреждение.
Ниже Малых Мучных рядов в середине XIX в. строятся Дегтярные ряды. За ними располагались здания постоялого двора, лабазов и соляного магазина. Бульвар посередине улицы был разбит в советское время.
На набережной улица завершается комплексом Московской заставы (6 фото), оформляющей парадный въезд в город со стороны Волги. В 1823 году власти поручили губернскому архитектору Петру Фурсову благоустроить въезд в город от волжской переправы со стороны древнего Нерехтского тракта в ожидании приезда Александра I, путешествовавшего по России.
По проекту Фурсова были выстроены два четырехгранных обелиска по сторонам широкого проезда с Молочной горы на набережную. Обелиски были увенчаны позолоченными шарами и двуглавами орлами, к ним были подведены рустованные стенки с арочными нишами. В 1912—1913 годах в преддверии празднования 300-летия дома Романовых застава была перестроена по проекту главного городского архитектора Н. Горлицына: вместо сломанных стенок к обелискам были пристроены два кирпичных одноэтажных здания в эклектичном стиле.
1 фото: Дом Стригалёвых.
Комплекс является примером крупной купеческой усадьбы первой половины XIX в., сохранившей постройки в стиле классицизма. Главный дом сооружен в 1800-е годы. по заказу И. Стригалева, которому усадьба принадлежала в течение первой трети XIX века, а во второй трети – его сыну Г. Стригалеву. В последней трети XIX и в начале XX в. усадьбой владела купчиха А. Викентьева, которая сдавала главный дом внаем, преимущественно под квартиры. Надворные строения усадьбы не сохранились.
Главный дом, двухэтажное с подвалом и антресолями кирпичное оштукатуренное здание, принадлежит к числу наиболее выразительных образцов жилой архитектуры Костромы. В своем облике дом сочетает черты зрелого и раннего классицизма, что характерно для костромской застройки начала XIX века.
2 фото: Главная задвижка водопровода
В 2020 году на улице 1 Мая, возле "Костромагорводоканал" был открыт первый в Костроме технологический памятник - главной городской задвижке водопровода. Рядом с ней в 2021 году был установлен ещё один памятник, на этот раз профессиональный. Он представляет собой некую широкую трубу из красного кирпича, которая вылезает из-под земли, и из открытого люка по грудь выглядывает водопроводчик (9 фото).
Задвижка выполнена из кованного чугуна по технологии, которая сегодня уже не используется в производстве. Этот элемент конструкции изготовили в начале ХХ века на Семёновском арматурном заводе в Нижегородской губернии. Старинная деталь стала символом благодарности создателям и работникам системы водопроводно–канализационного хозяйства Костромы. Установлена она была к 150-летию городского водоканала.
А прямо за памятниками, на стене белого здания, можно увидеть советский рисунок (8 фото). Я бы описал этот рисунок, как "За светлое советское технологическое будущее".
3 фото: "Костромагорводоканал" или... Ночлежка
Двухэтажное кирпичное здание на улице 1 Мая, сейчас занимает "Костромагорводоканал". Однако, при входе, можно заметить надпись на закладной доске (4 фото, выше): «Сей ночлежный дом построен Костромским купцом Федором Ивановым Черновым на свой капитал для нуждающихся в бесплатном ночлеге, без различия всякого сословия, обоего полу, и передан на вечные времена в Костромское городское общество, открыт 1890 года».
Само здание построено в стиле - эклектика. Прямоугольный объем, усложненный центральным ризалитом на дворовом фасаде, завершен вальмовой кровлей. Главный фасад имеет симметричную трехчастную композицию. Поэтажное членение стен подчеркнуто невысоким оштукатуренным цоколем и профилированными карнизами.
О том, кто в Костроме требуются ночлежные дома, Департамент задумывался ещё в 1888 году, однако осуществить задуманное, смог лишь один частник. Частником стал костромской купец и пароходовладелец Ф. Чернов. Ночлежка для зимогор просуществовала до советских времён. В СССР здание стало обычным жилым домом, а уже после передано водоканалу.
4 фото: Беседка Островского, хотя это же Ротонда....
Беседка представляет собой белокаменное сооружение с колоннами и сферической кровлей. Когда была установлена первая беседка на этом месте - неизвестно. Расположилась она на самом краю "Малого Бульвара", почти в самом низу бывшего оборонительного вала. Сейчас же это тихая предпарковая зона. Отсюда открывается шикарный вид на Волгу, а с другой стороны виднеется колокольня Богоявленского собора на возвышенности. Тут же на аллее имеется, так называемая, скамья примирения.
Изначально, беседка была деревянной, и дожила она до 1932 года. Тогда, прокладывая береговую железнодорожную ветку, её сломали, и значительную часть длины бульварного вала срыли. Укороченная малобульварная дорожка стала оканчиваться смотровой площадкой с деревянным ограждением.
К осени 1956 года площадка Малого бульвара украсилась новой каменной беседкой-ротондой. Автором проекта был архитектор костромских реставрационных мастерских Г. Зосимов.
Неизвестно, бывал ли в этой беседке сам драматург Островский или нет. Каменная беседка была установлена уже после его смерти. Но имя Островского было дано этой беседке неслучайно. По слухам, именно здесь, недалеко от современного речного вокзала знаменитый писатель нередко останавливался, чтобы отдохнуть и посмотреть на Волгу — для вдохновения.
5. Центральный парк и окрестность.
Двигаясь от беседки вверх по аллее, я свернул на смотровую площадку и полюбовался видом на реку. Солнце и ветерок - просто кайф. Далее, обойдя забор (судя по всему, там что-то ремонтировали), я оказался в Центральном парке города. С самим парком, граничит здоровенный бело-голубой храм, а точнее - Богоявленский собор. Ныне, это место именуется как: "Костромской Кремль"
На месте Богоявленского собора вплоть до 1773 года стоял собор Крестовоздвиженского монастыря уничтоженный общегородским пожаром. Каменный храм был воздвигнут в 1791 году по проекту архитектора Воротилова. Заказчиком выступил костромской и галичский архиепископ Симон. У собора была 64-метровая ярусная колокольня, служившая ориентиром для проплывавших по Волге судов. С её вершины в ясную погоду был виден Ярославль. Колокольня обладала сходством с неосуществлённой колокольней Смольного монастыря.
Собор находился рядом с более древним Успенским собором (уничтожен) и домами соборного причта. В 1835 году Успенский и Богоявленский соборы стали кафедральными соборами Костромской епархии. В 1866—1868 годах по проекту неизвестного архитектора Богоявленский собор был коренным образом реконструирован, в полтора раза увеличив свою площадь.
В Богоявленском соборе совершали богослужения все костромские архипастыри, начиная с епископа Павла (Зернова) – освятившего собор в 1790 году – до архиепископа Серафима (Мещерякова), при котором в 1922 году соборы Костромского кремля перешли к обновленцам. Здесь служили выдающиеся представители костромского духовенства: протоиерей Иаков Арсеньев (1768–1848), протоиерей Павел Островский (1807–1876), протоиерей Иоанн Поспелов (1821–1910). Сюда во множестве стекались костромичи и паломники, в особенности на торжественное празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери 14 марта.
После революции, в 1922 году под давлением властей архиепископ Серафим и община кафедрального собора перешли в обновленческий раскол. Но "обновленцами" быть им суждено недолго, и уже в 1929 году храмы были закрыты. После этого Богоявленский собор использовался в хозяйственных целях – в частности, некоторое время как зернохранилище. И было бы так и дальше, но, к сожалению, 8 июля 1934 года, Кострома услышала первые взрывы. Затем ещё несколько. Костромской кремль был взорван, а руины были разобраны для строительных материалов. В дальнейшем на месте Богоявленского собора располагался пустырь, входивший в состав Центрального парка города Костромы.
Впервые о воссоздании собора заговорили ещё в 80-х годах прошлого столетия. В 1991 году выдающийся костромской архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры РСФСР Леонид Сергеевич Васильев (1934–2008) разработал проект восстановления Богоявленского собора – который не был реализован. Дело почти не двигалось с места и так продолжалось до 2005 года. Тогда на месте нынешнего собора был заложен и освящён первый камень.
Теперь Костромской Кремль выглядит в виде огороженной территории, почти в центре которой воссозданный Богоявленский собор. В дальней части расположилась Владимирская церковь. При входе, со стороны Центрального парка, Александро-Невская часовня. Также на территории имеется памятный крест, который расположен там, где когда-то находился Успенский собор.
Знаю, что здесь проводятся экскурсии, и даже можно взобраться на верхний ярус колокольни. Но время поджимало и отсюда я направился вдоль центрального парка.
Первого, кого я вижу, выйдя с территории Кремля - Владимир Ильич. Но в отличии от многих других памятников, мне понравился его пьедестал.
1 фото: Памятник Ленину в Центральном парке
Центральный парк - интересный памятник садово-паркового искусства рубежа XIX-XX веков, сохраняющий отдельные элементы планировки городского сада первой половины - середины XIX века. Впервые парк был заложен на территории бывшего Костромского кремля, в его северной части, в начале 30-х годов XIX века. Первым строителем был костромской губернатор К. Баумгартен.
Центральная часть была покрыта сетью извилистых дорожек. В парке имелась "китайская" беседка, скульптуры. В насаждениях использовались редкие породы деревьев, в том числе конский каштан. Парк был окружен оградой и являлся излюбленным местом прогулок горожан, в нем устраивались гулянья, а также встречи почетных гостей. Позднее здесь появляются различные увеселительные заведения. В 1863 году Г. Горбунов устроил в нем кондитерскую.
1 мая 1905 года в городском саду прошла первомайская демонстрация, в которой приняли участие несколько сотен рабочих, ремесленников, учащихся города. Демонстранты с пением революционных песен и красным флагом прошли по центральной аллее сада, были разбросаны большевистские листовки, выступали ораторы.
К празднованию 300-летия Дома Романовых в городском саду было решено установить памятник и провести реконструкцию парка. Проект устройства парка предложил Э. Мейер. Но костромичанам так и удалось лицезреть памятник. Устанавливался он по отдельности. Первый камень был заложен 20 мая 1913 года. К 1916 году был установлен постамент, и уже были отлиты 20 из 26 скульптур, но разместить их было уже не суждено. Грянула революция 1917 года, и все созданные скульптуры были отправлены на переплавку. Постамент было решено не трогать, и к десятилетию Октябрьской революции, на нём был установлен памятник Ленину. Фигура Владимира Ленина выполнена в традиционной революционной стилистике - с поднятой правой рукой во время произнесения пламенной речи.
Парк же в 1920-е годы был несколько изменён. Устройством нового парка руководил инженер, архитектор А. Макаревский. Тогда же парк был огорожен новым забором (2 фото), который имел советскую символику.
3 фото: "Ювелир-кустарь"
В 2018 году возле музея ювелирного искусства по адресу улица Советская дом 7, была установлена ещё одна профессиональная скульптура - ювелир. Ювелир, сидящий за рабочим верстаком, изображен в натуральную величину. На столе перед ним разложены инструменты. Изготовлением статуи занималась творческая мастерская Ивана Вдовичева.
У ювелира-кустаря имеется даже своя легенда, которая гласит следующее:
Однажды один из кустарей-ювелиров, славившийся своим мастерством, создал кольцо удачи. Каждый, прикоснувшийся к кольцу, получал желаемое: невеста — любовь и ненаглядного жениха, бедняк — еду и богатство, хворый — излечение и долголетие. Кольцо было сделано для всех, но только вот мастер наложил на него завет на воровство и похищение: что тот, кто кольцо заберет себе не удачу обретёт, а всего лишится.
4 фото: Князь Юрий Долгорукий
Тут же, неподалёку от ювелира, сидя на скамье расположился великий ростово-суздальский и киевский князь Юрий Долгорукий. В левой руке он держит меч, рукоять которого выполнена в форме широкого креста и увенчана короной. Правая рука повелительно вытянута перед ним.
Памятник основателю Костромы был установлен в 2003 году. Авторами проекта являются: скульптор В. Церковников; архитектор Г. Морозов и художник С. Кадыбердеев. За год до этого события Патриарх Российской Православной Церкви Алексий II доставил сюда частицу земли с могилы князя в Киево-Печерской лавре. Она была торжественно заложена под краеугольный камень - фундамента будущего памятника.
5 фото: Советская площадь
Вторая после Сусаниской центральная городская площадь с клумбами, лавочками и фонтаном. Это не только место для отдыха, но и площадка для проведения различных фестивалей и праздничных мероприятий. С двух сторон площадь обрамлена корпусами торговых рядов - Красными и Масляными.
6 фото: Городская дума и магистрат
Главный ансамбль административных зданий в застройке центра Костромы, выполненный в стиле позднего классицизма и в духе эклектики. Основное здание построено в конце XVIII в. как жилой дом купца Солодовникова, купленный в 1801 году казной для размещения городской думы и магистрата. Архитектором для переделывания здания был назначен Метлин. К этому же времени относится и стоявший рядом с ним с небольшим отступом от красной линии площади флигель, который при сооружении в 1819-1822 годах примыкающего к нему здания Овощных (Табачных) рядов известным архитектором В. Стасовым надстроен еще одним этажом и выдвинут в сторону площади. Во второй половине XIX века изменено фасадное убранство главного здания и его интерьер в связи с размещением в нем в 1870 году городской управы. С 1876 года в этом же здании разместилось Александровское приходское училище.
8 декабря 1937 г. с балкона главного корпуса, в котором в то время располагался горисполком, с приветствием к собравщимся костромичам выступал выдающийся деятель международного коммунистического и рабочего движения Г. Димитров. Его приезд в Кострому был связан с тем, что костромичи 29 октября 1937 года выдвинули его кандидатуру на выборах в Верховный Совет СССР. А во второй половине ХХ века комплекс зданий городской думы и управы приспособили под гостиницу.
6. Улица Шагова
Да, осмотрев, центральную часть и набережную, после чего быстро перекусив, я решил пройтись, как и задумал, "змейкой" по лучевым улицам. И начал я с улицы Шагова.
Улица Шагова (пред. назв. Марьинская) - впервые была запроектирована на плане в 1784 году и началась застраиваться в конце XVIII века. Но и до проектировки здесь жили люди. Так после пожара 1773 года, некоторые костромичи отстраивали свои дома прямо на пепелище. Современное название улица получила в 1918 году, когда её переименовали в честь участника революционного движения в России Николая Романовича Шагова (1882—1918).
Едва ли не первым домом в Марьинской улице после пожара стал "Дом Кудриных" (фото 5). Его построил в начале 1780-х годах. мещанин М. Подожников, а в 1800 году дом перешёл к коллежскому секретарю М. Кудрину. В 1810 году, уйдя в отставку, он открыл в нём "питейный дом" и харчевню. В этом доме родился и провёл детские годы Владимир Сергеевич Кудрин (1834—1908) — видный деятель отечественной медицины, главный врач Российского военно-морского флота. Он много сделал для улучшения медицинской части на флоте — по инициативе Кудрина, например, в составе эскадры появились специальные госпитальные суда.
В 1872 году новый владелец, купец Т. Львов, сделал к левому торцу здания двухэтажную пристройку со встроенным «итальянским» окном, после чего оно приобрело нынешний своеобразный вид. В 1881 году поселившийся в доме родственник и близкий знакомый Островского, костромской публицист Павел Иванович Андроников, открыл в подвале типографию, в которой печатал первую в губернии частную газету «Костромской листок объявлений». После его смерти, вдова переименовала газету в "Костромской листок", и продолжила дело мужа. Она сочувствовала революционерам, и в её газете стали активно сотрудничать местные социал-демократы, собиравшиеся у Андрониковой по вечерам.
Двигаясь дальше по тротуару, меня привлёк дом номер 6 - "Усадьба Колодкиных и Ашастиных" (1 фото). До пожара здесь располагался каменный корпус Дворянского собрания. Но после пожара, дом был никому не нужен и никто не спешил его восстанавливать. Так бы он и кинул в лета, если бы не мещанин В. Колоткин, который разобрал, а затем выстроил на этом месте двухэтажный дом в 1795 году. К 1810 году у обедневших Колоткиных появились совладельцы — купцы Ашастины. Эти совладельцы часто менялись, Колоткины же за свою половину держались крепко. Часть дома на протяжении всего XIX в. занимал постоялый двор, рассчитанный на приезжавших в город в базарные дни окрестных крестьян, торгующих обычно прямо с возов.
В предреволюционные годы в доме были обставлены и сдавались нуждающимся меблированные комнаты. В 1915 году одну из них снял Павел Андреевич Бляхин (1886—1961) — профессиональный революционер и член КПСС. Здесь начался и литературный путь Бляхина, в будущем известного писателя, автора знаменитой повести «Красные дьяволята».
Далее по улице можно заметить двухэтажный деревянный дом (2 фото), который сильно выделяется за счёт своего синего цвета. Это жилой дом, в котором проживал участник Гражданской войны и автор военных уставов для полков Красной армии Дмитрий Парский.
Пруд, что вы наблюдаете на фото 3, расположен в Марьинском сквере на углу улиц Шагова и Долматова. Первоначально, пруд округлой формы носил название Камаев, но с конца XVIII века он официально именуется Козьмодемьянским, так как до 1930-х годов на противоположной стороне улицы стояла церковь Козьмы и Демьяна в Кузнецах, построенная в 1729 году. Сейчас на месте церкви расположен угловой жилой дом 25 по Шаговой улице. Сегодня пруд именуется по названию улицы - Шаговский.
Через дорогу, вы можете наблюдать одноэтажный деревянный деревенский домик (4 фото). Это "Дом Бестужевых". В конце XIX века он принадлежал нотариусу Бестужеву, сдавшему его внаём семейству учителя Н. Иванова. Здесь прошли детские и юношеские годы известного русского советского писателя Всеволода Никаноровича Иванова (1886—1971), автора книг «Тайфун над Янцзы», «Путь к Алмазной горе», «Рерих», исторических романов и повестей «Чёрные люди», «Императрица Фике», «Александр Пушкин и его время» и др.
Но помимо выше перечисленных, на этой улице можно встретить дома:
1) Вадим Князев - Герой Советского Союза (дом 14);
2) Иннокентий Герасимов - почвовед, географ и академик (дом 3);
3) Святослав Астафьев - актёр театра и кино (дом 4);
4) Илья Мусин - дирижёр (дом 15)
7. Проспект Мира
Дойдя до Марьинского сквера, я свернул на улицу Князева, чтобы оказаться на второй лучевой улице - Проспект Мира.
Уже проходя по улице Князева, можно было обратить внимание на невероятно красивое кирпичное здание, похожее на замок. Оно было действительно настолько "мощное", настолько ощущался его объём и неподъёмность, что в какой-то момент я понимал, если обойду его и посмотрю с торцевой стороны, то получу невероятный визуальный кайф. Очень мало зданий, которые способны так привлекать моё внимание. Хотелось потрогать и сфотографировать каждый кирпичик, каждый узор, каждую башенку в отдельности. И это здание вы можете наблюдать на первом фото выше. И да. Подпись под фото не ошибка. Для тех кто не был в Костроме, реально говорю, вот так у них выглядит родильный дом...
Монументальное Г-образное двухэтажное здание родильного дома, имеет два крупных шатра над центральной частью основного корпуса и пологий купол с главой, венчающий торцевую часть здания на углу квартала. Дробную пластику фасада дополняют лопатки с ширинками, пояса городков и зубцов, крупные рельефные кресты и другие детали. Дворовые фасады не перегружены деталями и отличаются более четкой тектоникой. И, действительно, смотря на здание "родильный дом" это последнее что придёт на ум. Скорее, напоминает нечто церковное, и так оно и было до 1924 года.
Перед вам Духовное училище. Данный проект был реализован в 1894 году архитектором Э. Х. Тиденом в русском стиле с элементами классицизма. Первоначально, духовное училище находилось на улице Чайковского, 6 при кафедральных соборах. Училище являлось 4-классным + подготовительная группа. Тут же в здании находилась Трёхсвятская церковь, которая была закрыта спустя год после революции. Так же, при училище, было построено общежитие.
Директором училища был страстный библиофил, краевед, переводчик и педагог Иван Виноградов (1854-1925). Иван Павлович известен тем, что собрал богатейшую частную библиотеку в Костроме. На сегодняшний день известными остаются лишь девять выпускников Костромского духовного училища:
1) Василий Беликов (1867-1943)- священник, ректор Казанской духовной семинарии;
2) Сергей Веселовский (1878-1946) - преподаватель и поэт;
3) Михаил Дьяконов (1864-1927) - российский и советский чиновник, действительный статский советник, управляющий Контролем над расходованием церковных имуществ, контролёр в Наркомате финансов СССР.
4) Владимир Касторский (1970-1948) - оперный артист, камерный певец, вокальный педагог. Имеющий награды: Заслуженный артист РСФСР (1934), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939);
5) Пётр Полянский (1862-1937) - еписком, Митрополит Крутицкий, патриарший местоблюститель;
6) Николай Соколов (1835-1874) - правовед, профессор Московского университета и Московской духовной академии;
7) Дмитрий Тихомиров (1844-1915) - педагог, деятель народного образования, издатель и редактор;
8) Гавриил Никольский (1858-1921) - епископ Филарет, архиепископ Самарский и Ставропольский;
9) Павел Чудецкий (1844-1886) - протоирей-ректор Тифлисской духовной семинарии.
После закрытия училища, в 1924 году здание было переоборудовано под городскую больницу. А на сегодняшний день, как известно, расположен родильный дом.
Кстати, "величественным" зданием я любовался, стоя на аллее Культуры, которая начинается от пересечения проспекта Мира с Сенной улицей и соединяется с аллеей Признания. Прямо напротив родильного дома расположена двухэтажная белая усадьба Дурыгиных (6 фото).
Усадьба была построена в 1793 году на бывшем фабричном пустыре костромским купцом Михаилом Дурыгиным. Далее усадьба переходила по наследству. Сначала сыну, а в 1845 году внучке купчихе Л. Солодовниковой. С 1858 года, в усадебном доме располагалось женское училище А. Григорова. Но в 1861 году усадьба была продана подполковнице Е. Мичуриной, которая превратила усадебный дом в "доходный". Помимо сдаваемых внаем квартир здесь разместились прачечная и пекарня. Также известно что в 60-х годах того столетия усадьбой владел ветеран Крымской и Кавказской войн генерал-лейтенант В. Сипягин, устроивший во дворе водочный завод. В 1870-ые годы были выстроены ограда с воротами и дом привратника. В 1899 году в доме разместилось Губернское акцизное управление. К началу ХХ века в усадьбе начался капитальный ремонт. В 1910 году переделаны лестницы, тогда же устроен вход на восточном фасаде. Появились входные зонты на северном фасаде и крыльцо на западном. После 1917 года в доме была открыта Центральная библиотека-коллектор. В настоящее время в усадьбе расположен колледж культуры.
Двигаясь дальше по аллее в сторону центральной площади, по правую сторону замечаешь высокое жёлто-белое здание, которое всем своим видом говорит тебе, что здесь находится некий культурный центр. Прямо напротив входа, на самой аллее, установлен бюст писателю и драматургу чьим именем и названа данная постройка. Перед вами - Театр имени Островского (2 фото).
Костромской государственный драматический театр имени Островского, был основан в 1809 году и является одним из старейших в России. Именно сюда, в 1812 году, был эвакуирован Московский императорский театр, который и оказал большое влияние на развитие культуры города. Современное здание театра было воздвигнуто в 1863 году и является прекрасным примером классицизма наряду с такими зданиями как Пожарная каланча и дом Борщёва.
Начиная с 1854 года в театре стали показывать спектакли и пьесы Островского. За многие годы театральных постановок на сцене выступали такие известные и великие артисты как: актёр и основоположник русской театральной школы Михаил Щепкин; драматическая актриса Малого театра Мария Ермолова; советская и российская актриса театра и кино Валентина Федотова. В театре поставлены все пьесы Островского, кроме «Пучины» и во многом благодаря этому в 1923 году было присвоено имя известного драматурга.
В 1967 году напротив главного входа в театр был установлен бюст драматурга (4 фото) работы скульптора Н. Саркисова, перенесённый из музея-усадьбы А. Островского "Щелыково" (Костромская область).
На 3-ем фото можем видеть ещё одно громоздкое кирпичное здание, расположенное на этой же улице, прямо напротив Романовского музея. Это "Дом костромского сыровара".
Здание было построено в 1815-м году, в конце XIX века и до октябрьской революции здесь располагалась гостиница «Большая Московская». А в 1904 году именно здесь выступал с разоблачительной самодержавие речью Яков Свердлов. После 1917 года в бывшей гостинице находился губернский финансовый отдел, затем губернский комитет Российского Коммунистического Союза молодежи, а позднее различные управления и отделы администрации города.
С 2023 года дом является одной из главных сырных точек Костромы. Здесь гостям показывают и рассказывают про весь процесс приготовления сыра. Его также можно попробовать, купить или даже провести какой-нибудь банкет (зал имеется).
Ну и на стыке соединения двух аллей, находится ещё один белоснежный замок с башенками и зелёной крышей. Сильно выступающее крыльцо, оформленное двухчастными арками с висячей «гирькой» в центре, служит основанием балкона второго этажа. Замок был выполнен в русском стиле. Смахивает на терем. По всему периметру идет резной фриз, стены первого этажа покрыты «бриллиантовым» рустом, а украшения второго этажа воспроизводят декор русского узорочья. Окна обрамлены наличниками с колонками, составленными из разнообразных дробных элементов. Это сказочное здание, которое вы можете увидеть на 5 фото, известно сегодня как - Романовский музей.
Зарождением музея стала собранная "коллекция древностей" членами Костромской губернской учёной архивной комиссии под руководством историка Николая Селифонтова. Изначально, "древности" содержались в нескольких помещениях здания Дворянского собрания (просп. Мира, 7). Именно там, в 1891 году, на первом этаже был создан Костромской музей древностей.
Вскоре, было принято решение построить отдельное здание и отдать его полностью под музей. Над проектами работали инженер Леон Треберт и городской архитектор Николай Горлицын. Но осуществление планов началось лишь в 1904 году, после принятия решения о музее на высшем уровне. Музей должен был быть открыт к 300-летию Дома Романовых, и в нём должны были содержаться вещи связанные с историей императорского рода.
Закладка здания состоялась в июле 1909 года во время проведения в Костроме археологического съезда, в присутствии ряда видных русских учёных. Строительство продолжалось до 1911 года; внутренняя отделка закончена в 1913 году. Торжественное открытие музея состоялось 19 мая в присутствии Николая II, императорской семьи и многочисленных гостей.
После революции музей был передан Костромскому научному обществу по изучению местного края. Все результаты их работ были также представлены в самом музее. В 1945 году в здании открылась Костромская картинная галерея, а в 1966 году здание было передано Костромскому областному музею изобразительных искусств.
В настоящее время в здании выставлены коллекции живописных произведений Ефима Честнякова и Бориса Кустоедова. Кроме того, в бывш. Романовском музее развёрнута постоянная экспозиция «Костромское боярство: кадры для трона», посвящённая событиям Смутного времени и судьбам двух боярских фамилий — Годуновых и Романовых.
На что ещё стоит обратить внимание на проспекте Мира, так это на "аллею Признания". Тут главное не проморгать, как это сделал я. Вроде ничего особенного. Аллея как аллея. Дорожка из тротуарной плитки, фонари, скамейки. Ничего необычного вроде, но как оказалось, в плитку вмонтированы памятные таблички с именами людей, которые внесли огромный вклад в развитие города. Вот эти таблички:
Так что, будете в Костроме, не пробегите мимо.
8. Улица Симановского
Улица Симановского, обозначенная на карте Костромы за 1784 год, как Костромская улица. Нынешнее название получила в честь рабочего, члена РСДРП, революционера, комиссара Костромского советского полка, погибшего при подавлении ярославского мятежа в июле 1918 года - Григория Алексеевича Симановского.
2 фото) Дом Стожарова
Яркий пример деревянного зодчества построенный в начале ХХ века, который появился в Костроме по не совсем известным причинам. Архитектором дома является Аркадий Смуров, который строил этот дом то ли для себя, то ли по заказу купца Сапожникова. Стожаров же, никогда не владел этим домом. Более того, дом на 30 лет старше русского художника. Кому изначально принадлежал дом и для кого строился неизвестно, на памятной табличке можно прочесть лишь это: «В этом доме в 60-70 годах неоднократно останавливался и работал выдающийся русский живописец Владимир Фёдорович Стожаров».
3-4 фото) Доходные дома Третьякова
Одно из наиболее представительных доходных домовладений в Костроме, комплекс которого выстроен в развитых формах эклектики на основе купеческой усадьбы конца XVIII — начала XIX века. В первой трети XIX века усадьба принадлежала купцам I гильдии Солодовниковым. Позже усадьба перешла выходцу из старинного судиславского рода купцов-раскольников - И. Третьякову. До пожара 1887 года, усадьба состояла из двухэтажного с антресолями главного дома на углу квартала, одноэтажного флигеля по ул. Симановского, двухэтажного дома по ул. Пятницкой и двух корпусов (одно- и двухэтажного) в глубине двора, где находились также сад и огород. При возобновлении комплекса в конце XIX — начале XX века он был превращен в доходное владение, в котором размещались учреждения, конторы, агенства частных компаний, отделения банков, а также квартиры для сдачи.
В настоящее время внутри южного флигеля (3 фото) расположена детская музыкальная школа №1 им. М.М. Ипполитова-Иванова. А в соседнем (фото 4) музыкальный колледж.
Далее на улице Симановского, прямо напротив "Драмтеатра имени Голодницкого" и "Резиденции Снегурочки" расположился ещё один монастырь.
Богоявленско-Анастасиин монастырь
Монастырь был основан учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского - Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове и Высоко-Покровского монастыря в Боровске.
Первоначально все постройки обители были деревянными. В XVI веке деревянные стены монастыря защищали Кострому на подступах к городу. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора — самого древнего из сохранившихся в городе Костроме каменных сооружений. Одним из наиболее крупным спонсором стал двоюродный брат Ивана Грозного Владимир Старицкий.
В XVI веке к обители были приписаны два женских монастыря — Анастасиин (основанный дочерью Дмитрия Донского — Анастасией) и Крестовоздвиженский.
В 1569 году монастырь посетил князь Владимир Андреевич Старицкий, направлявшийся с войском для защиты Астрахани; братия во главе с игуменом с честью встретила его, что послужило, вместе с торжественным приёмом, оказанным князю жителями Костромы, поводом для окружения царя Ивана Грозного оговорить перед ним князя. В конце того же года князя Владимира убили по приказу царя в Александровской слободе. Царский гнев обрушился и на богоявленских иноков: значительная их часть вместе с игуменом Исайей была также казнена в 1570 году.
Сильно пострадал монастырь в Смутное время. Обитель была осажена войсками Лжедмитрия II во главе с Лисовским. Но несмотря на сплочённую оборону монастыря, разбойникам удалось ворваться на территорию. Впоследствии чего обитель была разграблена, было убито 11 иноков.
Позже начались восстановительные работы. В 1607—1618 годах была возведена двухэтажная двуглавая Трёхсвятительская (позднее — Сретенская) церковь (не сохранилась). В 1642—1648 годах вокруг обители взамен деревянных были выстроены каменные стены с шестью башнями, превратившие монастырь в мощную крепость (стены сохранились лишь частично, единственная уцелевшая до нашего времени башня превращена в колокольню (2 фото)). Богоявленский собор (1 фото) построенный в 1559 году был перестроен. Росписью собора занимались Сила Савин и Гурий Никитин. В подклете собора до сих пор сохранены надгробия старца Никиты (основателя монастыря), а также окольничий Михаил Михайлович Салтыков и его сыновья: бояре Борис Михайлович, Михаил Михайлович, внук Пётр Михайлович (возглавлял Малороссийский совет при Алексее Романове), правнук стольник, погибший во время стрелецкого бунта Фёдор Петрович.
После секуляризационной реформы 1764 года Анастасьин монастырь был упразднён, его инокини были переведены к Успенскому собору в Крестовоздвиженский монастырь — после этого монастырь получил название Анастасиина-Крестовоздвиженского. Но после пожара 1773 года монахини вернулись обратно. В 1825 году была построена Смоленская церковь (3 фото) на основе угловой квадратной башни. Тогда же были перестроены угловые северо-западная, северо-восточная и юго-восточная башни и вся западная сторона монастырской ограды. К югу от колокольни были пробиты новые ворота. К северу от Смоленской часовни, вдоль линии ограды, построили двухэтажные Больничные кельи. В последний раз Богоявленский собор пострадал от пожара в 1847 году. После чего по ходатайству настоятельницы Марии, он был приписан к Анастасииному монастыря. Так образовалось нынешнее название обители в 1863 году - Богоявленско-Анастасиин монастырь.
После революции монастырь был закрыт, хотя сам собор действовал до 1924 года. С 1925 года в здании закрытого собора размещалось губернское архивное бюро, ставшее затем областным архивом. В 1920—1930 годах были почти полностью уничтожены монастырские стены и большинство башен, разрушены Никольский храм и Никольская часовня. Во время пожара в 1982 году, были уничтожены остатки фресок собора XVII века.
Монастырь был возрождён в 1990 году. С 1991 по 2023 год Богоявленский собор являлся кафедральным собором епархии. Именно сюда перевезли главную святыню Костромы - Феодоровскую икону Божией Матери. В 2002 году на территории монастыря был установлен памятник св. влкм. Феодору Стратилату.
9. "Некрасовские" зайцы
К сожалению, я очень поздно узнал про то, что в Костроме есть такой же квест для туристов, как и в подмосковном Серпухове. В отличии от Серпухова, где нужно искать по всему городу маленькие скульптуры павлинчиков, в Костроме нужно собрать всех зайцев.
И если честно, то про это я узнал от двух женщин из Петербурга, с которыми я познакомился в Костроме, когда они фотографировали одного из зайцев. Поэтому мне удалось найти лишь трёх:
1) Чиновник на Советской площади возле фонтана на столбе
2) Пожарника в Марьинском сквере на улице Шагова
3) Фонарщика на Проспекте Мира напротив дома Дурыгиных.
Была создана красивая сказочная легенда, что все эти зайцы те самые, которых спас дед Мазай от половодья, а после чего привёз их в Кострому. Они разбежались в разные стороны города и каждый нашёл себе занятие. Поиски затруднялись тем что бронзовые фигурки размером в 30 см, могли быть где угодно: на стенах, фонарях, на полу.
Пройдясь напоследок ещё раз по центру, я направился по Советской улице в сторону вокзала. Да, в городе есть ещё места, которые я не успел осмотреть. Возможно, когда-нибудь смогу вернуться сюда и тогда напишу ещё статью дополнительно. Ну а пока, у меня на очереди ещё один город. Небольшой, старинный и с богатой историей.
Спасибо, что дочитали до конца. Да, текста много, информации тоже, но я стараюсь писать так, чтобы вместить всё, даже самую малую деталь. Всем удачи и хорошего настроения!