15,8K подписчиков

Фавориты премии "Лицей": личные впечатления от прозы + отзывы блогерского жюри

На днях я делала общий обзор поэзии лицеистов, сейчас пришло время подвести общие итоги по прозе. В конце статьи ссылка на отзывы всех членов блогерского жюри. По этим отзывам можно приблизительно понять, кто победит в номинации.

«Выбор книжных блогеров» — специальная номинация от Rideró — четвёртый сезон проводится в рамках Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых прозаиков и поэтов.

Я впервые в жюри этой премии, и впечатления довольно приятные. Откровенно слабых текстов, на мой вкус, всего два, остальные так или иначе цепляют: темой, мастерством или сюжетом.

Например, хорошо сделаны с точки зрения литературного мастерства тексты Демишкевич, Маркиной и Харитоновой. Красивый язык, умелое владение всем богатством речи, читать приятно.

Отдельно от всех стоит явный нон-фикшн "Люди, которых нет на карте" Евфросинии Капустиной. Некоторые коллеги определили текст в автофикшн, но мне кажется, это чистые путевые дневниковые заметки, которые и хороши тем, что автор практически ничего не добавляет от себя. Читателю нужно просто либо принять этот текст, либо отвергнуть. Я приняла. Мне было по-настоящему любопытно читать о другом мире.

Отлично выстроены сюжеты рассказов той же Маркиной и Харитоновой, хотя у последней не все одинаково хороши в этом плане. Интересно, что ей лучше удаются фантастические рассказы – они на удивление жизненные, наполненные смыслом, аккуратные и точные. Реалистичная малая проза Маркиной мне понравилась в плане языка больше всех остальных финалистов.

Роман Демишкевич "Под рекой" сюжетно лучше всех других представленных романов, здесь всё на своих местах. Детективная линия очень органично переплетается и с тонким мистическим флёром, и с отрезвляющим жестоким реализмом.

Неплохо выстроена в целом и повесть Дымченко "Ропот", хотя в некоторых местах можно было бы и поправить. Если начистоту, повесть как бы больше обещает, чем даёт читателю, но при этом оставляет хорошее впечатление.

А вот у Катерины Гашевой в "Системных требованиях" прекрасная многообещающая тема, но построение настолько запутанное, не сказать неряшливое, что читать сложно: огромное количество персонажей и скачки во времени создают тот самый эффект, когда не понимаешь, кто на ком сидел и к концу просто отчаиваешься. Мне кажется, очень помогло бы здесь простое указание времени повествования в каждой главе. При этом читать роман мне было по-настоящему интересно. Думаю, здесь просто нужно чётче всё скомпоновать и кое-что убрать, чтобы не утяжелять конструкцию, и будет классный текст.

Роман Декабрев вызвал у меня некоторое недоумение. Его роман "Под синим солнцем" читать нарочито сложно, при этом видно, что сделано это специально. Видимо, мой литературный вкус просто не совпадает с его творческой задачей. Я люблю чистую прозрачную прозу.

"Заводские настройки" Александры Ручёвой не зацепили, хотя с точки зрения языка и сюжета всё здесь вроде бы есть. Читаешь и думаешь: ну хорошо, а зачем всё это?

А вот "Обыкновенные люди" Дмитрия Серкова и "Хромая лошадь" Киры Лобо, на мой взгляд, самые слабые тексты и в плане художественной прозы, и с точки зрения смыслов и тем.

Статья о поэзии:

Что не так?

Я обычно в конце статьи рассказываю о том, что меня смутило или не понравилось. Возраст "лицеистов": чем старше писатели и поэты, тем лучше они пишут. В результате по-настоящему молодым шансов спорить с мэтрами не остаётся. Анна Маркина, Ася Демишкевич и Ольга Харитонова, безусловно, заслуживают награды. Но я бы всё-таки дала приз таким, как Дымченко. И это не сексизм. Объективно, писатели, как хорошее вино, с годами становятся лучше) Но премия "Лицей" задумана как поиск юных талантов. Хорошо бы так и держать планку.

Издательский сервис Rideró опубликовал отзывы и впечатления о прочитанных произведениях короткого списка от блогерского жюри. Читайте, там есть знакомые имена:

Собираетесь на награждение "лицеистов" 6 числа?

Поддержать канал / подписаться в ЖЖОКВК и ТГ ❤️