Найти в Дзене

Управдом вместо царя, царь есть царь

Оглавление

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» снят на к/с «Мосфильм», в прокат вышел в 1973-м году. Является классикой советской кинокомедии и лучшей работой в творчестве режиссёра Леонида Гайдая.

Персонажи и актёры

Инженер-изобретатель Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик)
акт. Александр Демьяненко

Сюжет

-4

Инженер-изобретатель Шурик конструирует у себя в квартире машину времени. Из-за постоянных неудач в машине происходят короткие замыкания, обесточивая весь многоквартирный дом, чем вызывает недовольство жильцов и управдома Ивана Васильевича Бунши.

-5

В это же самое время жена изобретателя Зина снимается у режиссёра Якина, который явно к ней предрасположен под гневные взгляды его длинноволосой пассии. Вернувшись после съёмок домой, Зина решается сказать Шурику, что полюбила Якина и сегодня же уезжает с ним в Гагры. Шурик опечален новостью жены, но не удерживает её, помогает собрать чемодан и провожает до лифта.

Зина уехала. У дверей квартиры его останавливает соседка Ульяна Андреевна Бунша и узнаёт от него разрыв отношений с Зиной. Спустя несколько минут к Шурику приходит управдом и просит его повременить с разводом, чтобы в отчётном периоде не портить статистику и получить почётное звание «Дом высокой культуры и быта». За разговором Шурик уговаривает управдома посмотреть машину времени в действии.

В это же самое время вор-квартирник Жорж проникает в шикарно обставленную квартиру стоматолога Антона Семёновича Шпака, пока тот на работе. Собрав вещи, в частности – замшевую куртку (надевает на себя), магнитофон импортный, кинокамеру, портсигар, авторучку с эффектом «стриптиза» – Жорж направился к выходу, но замечает в стене маленькую дверцу и тщетно пытается её открыть, потеряв много времени. А открывается она довольно легко...

В это же самое время управдом согласился посмотреть в действии машину времени. Шурик включает своё изобретение и на первый раз незначительно «протыкает» пространство – стена между квартирами Шурика и Шпака плавно исчезает. От увиденного управдом пришёл в ярость, квартирный вор сначала был в замешательстве, затем, перейдя в квартиру Шурика, высоко оценил изобретение инженера. Вдохновлённый успехом Шурик предлагает заглянуть на несколько веков назад – во времена правления Ивана Грозного и взглянуть на древнюю Москву. Инженер вновь запускает машину, стена растворяется и взору открываются царские палаты. На троне царь Иван Грозный диктует дьяку послание: «... к пренебесному селению, преподобному игумну Козьме царь и великий князь Иоанн Васильевич челом бьёт».

Увидев появление трёх людей в странной (для того времени) одежде, дьяк в ужасе кричит: «Демоны!», вскакивает и бежит прочь. Забежавшая в палаты чёрная кошка Шурика пугает царя и тот, не ведая пути, в страхе бежит от неё в квартиру Шурика. Подоспевшая стража устраивает охоту на «демонов», одна из алебард попадает в машину времени, происходит короткое замыкание и связь времён обрывается. Вор-рецидивист и управдом остаются в XVI-м веке, царь Иван Грозный застревает в XX-м столетии. Начинается череда курьёзных событий по обе стороны временного порога.

-6

XVI век. Убегая от погони стражников, вор-рецидивист и управдом находят в сундуке царские шмотки. Вор переодевает управдома в царя, сам наряжается в княжеские одежды. На слова дьяка Феофана «Не гневайся, боярин, не признаю я тебя» нарекает себя Жоржем Милославским. Чтобы избавиться от стражников, под диктовку Жоржа Милославского дьяк Феофан пишет царский Указ на военный поход – «Послать войско царское выбить крымского хана с Изюмского шляха». Вместо гусиного пера управдом подписал исторический документ шариковой авторучкой – и.о. царя И. Бунша.

-7

В это же самое время Шурик пытается починить машину, чтобы отправить обратно царя Ивана Грозного в средневековья, а оттуда поскорее вызволить своих соотечественников, пока их не поймали и не казнили. Но нет в наличии транзисторов – то их нет в одном магазине радиотоваров, то другой магазин закрыт на ремонт. Наконец ему удаётся купить нужный полупроводник у спекулянта.

В это же самое время новоявленные царь и князь сначала принимают шведского посла, который требует вернуть его королю Кемскую волость. Дабы потянуть время Жорж подарил послу диковинную авторучку со «стриптизом» и украдкой спёр с его груди большой медальон (орден), украшенный драгоценными самоцветами. Потом князь Милославский объявил обеденный перерыв, Феофан дал команду – царь трапезничать желает. Когда банкет был в самом разгаре и Иван Васильевич изрядно накушался вина, заигрывая за столом с якобы своей женой Марфой Васильевной, по царскому войску пошла молва – царь ненастоящий! Стрельцы повернули обратно, чтобы свергнуть самозванца.

В череде приключений Шурику наконец-то удаётся вернуть из прошлого в настоящее Ивана Васильевича Буншу и Жоржа Милославского, однако с отправкой назад в средние века Ивана Грозного вышла заминка – царя «повязала» милиция и «шьют» ему дело о краже из квартиры Шпака (по списку потерпевшего, нажитого им непосильным трудом) – магнитофон импортный, пиджак замшевый, портсигар золотой отечественный. В конце концов и Иван Грозный в спешном порядке отправляется в своё время...

Шурик поднимается с пола, на лбу красуется огромная шишка. В дверь постучали – на пороге стояли управдом Иван Васильевич Бунша и его жена Ульяна Андреевна. Шурик опять обесточил весь дом и теперь управдом обещает пожаловаться на него в соответствующие инстанции.

Размышляя об Иване Грозном, Жорже Милославском, Шурик вдруг вспоминает, что его Зина бросила. Но приходит к выводу, что ему всё почудилось.

С продуктами домой возвращается Зина и в ходе настороженного диалога выясняется, что она не знает никакого режиссёра Якина и уезжать с ним в Гагры не собиралась. Получается, что история со средневековьем Шурику попросту приснилась.

Инфо

Сценарий к фильму написан по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич».

Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» считается лучшей работой в творчестве режиссёра Леонида Гайдая.

Роль управдома Бунши и царя Ивана Грозного писалась конкретно для Юрия Никулина. Прочитав сценарий, Никулин отказался сниматься, посчитав, что фильм не пропустят на большой экран и ляжет на полку из-за опалы на Михаила Булгакова. Впоследствии он жалел о своём отказе. Гайдай больше не приглашал его в свои фильмы.

Жоржа Милославского должен был сыграть Андрей Миронов. Однако он не ужился с Юрием Яковлевым и был заменён на Леонида Куравлёва. Когда утверждался актёрский состав, Леонид Куравлёв снимался в ленте Станислава Говорухина «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и ссылался на занятость. Гайдаю всё же удалось уговорить Куравлёва на съёмки в своём фильме.

Фраза «... к пренебесному селению, преподобному игумну Козьме царь и великий князь Иоанн Васильевич челом бьёт» не является выдумкой создателей фильма, слова взяты из реального послания Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь, которое было написано им в сентябре 1573 года.

Когда Иван Бунша запутывается в верёвках колокольни, слышен перезвон колоколов на мелодию «Чижик-пыжик». Жорж помогает ему освободиться из пут, в это время звучат ноты из «Подмосковных вечеров».

Фильм изобилует множеством ляпов, которые, впрочем, ничуть не портят картину. Например, в одном эпизоде предметы на столе расположены в одном порядке, а с другого ракурса те же самые предметы уже расставлены в ином порядке. Автомобиль выезжает с одним гос.номером, а на место приезжает уже с другим. Жорж Милославский достаёт из ящика пачку 20-рублёвых облигаций, а показывает корешки 100-рублёвых купюр.

Помимо ляпов в фильме есть также исторические неточности. На вопрос милиционера «Год рождения?» царь Иван Грозный отвечает: «Тыща пятьсот тридцать третий от рождества Христова». Вот только в XVI веке летоисчисление шло от сотворения мира, а современное исчисление от рождества Христова ввёл царь Пётр I в 1700-м году. Впрочем, в начальных титрах указано – НЕНАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИЙ НЕ СОВСЕМ РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ И НЕ СТРОГО ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ.

В виду того, что Марфа Васильевна была женой Ивана Грозного всего две недели (предположительно её отравили), действие картины происходит в октябре-ноябре 1571 года.

В эпизоде, в котором Жорж Милославский диктует царский Указ дьяку Феофану: «Послать войско царское выбить крымского хана с Изюмского шляха», лже-князь добавляет: «Точку поставь», интонацией голоса и характерным жестом руки подражая Иосифу Виссарионовичу Сталину.

Во время трапезы Феофан показывает и называет Жоржу Милославскому яства на столе: почки заячьи верчёные, головы щучьи с чесноком, икра чёрная, [икра] красная и заморская икра – баклажанная. Вместо баклажанной икры в блюде икра кабачковая.

Предполагается, что на тот момент времени, показанный в фильме, красной икры на царском столе не могло быть, так как Сибирь ещё не освоена. Однако лосось водится не только в Тихом океане, но и в Атлантическом.

Александр Демьяненко и Наталья Селезнёва уже работали вместе у Леонида Гайдая в новелле «Наваждение» из фильма «Операция "Ы" и другие приключения Шурика». Считается, что впоследствии герои Демьяненко и Селезнёвой поженились, однако в новелле героиню в исполнении Н. Селезнёвой звали Лида, а в «Иване Васильевиче ...» – Зина.