Мир меняется вокруг нас, меняются и люди. Наверное, это – та самая редкая фраза, которую можно услышать всегда – в письменном виде рассуждение на эту тему было обнаружено еще в Древнем Египте. Наверное, даже можно сказать, что пока мир вокруг меняется, человечество развивается.
Совершенно не отрицая этого, отмечу одну замеченную мной тенденцию, которая, мягко говоря, пугает, и с последствиями которой человечеству придется работать. Эта тенденция заключается в стремительной инфантилизации человека в среднем. А корень такой инфантилизации – в том, что мы живем в мире, который понимаем всё меньше – как дети во взрослом мире. Вот только «взрослых», похоже нет.
Объясню свою мысль. Крестьянин в XVIII веке мог произвести сам почти все вещи, которыми пользовался. Одежда, лапти, деревянная посуда, телега и упряжь, изба, которую часто строили «всем миром» – всей деревней, но каждый мужчина принимал в этом участие. Свою еду крестьяне тоже получали сами. Всю.
А теперь посмотрите вокруг себя. Что вы можете произвести самостоятельно из вещей, которыми пользуетесь? Электрик, сантехник, сборщик мебели – обеспечивают наши несложные потребности. А принципы работы каких устройств вокруг вы действительно понимаете? Сколько из них можете починить? Телефон? Телевизор? Машина? Умная колонка? Компьютер? Вот и получается, что мы не понимаем мира, в котором живем. Самый близкий литературный образ, который приходит мне в голову, это элои из Машины времени Герберта Уэллса.
Приведу два примера из личной жизни. В моей юности, наверное, половина мужчин проводила значительную часть времени, холя и лелея, ремонтируя свой Москвич, или «копейку», или «шестерку». Сейчас машина стала общедоступным с точки зрения его использования инструментом. И, без всякой корреляции с техническим образованием, с навыками закручивания гаек, с пониманием значения слов «карбюратор» и «трансмиссия», все пользователи автомобилей одинаково отправляются в сервисный центр, чтобы там заменили масло, сменили зимние шины на летние (или наоборот), или разобрались, почему оно «не едет».
Второй пример – мой личный. Первый настоящий прибор, на котором я работал, ДРОН-7 – дифрактометр рентгеновский общего назначения. На чугунной станине стальной гониометр. Всё, что можно регулировать, регулируется вручную. Во время измерений в комнате находиться нельзя из-за рассеяние рентгеновского излучения на воздухе и возможных отражений рентгеновского пучка. Работать на нем может только профессионал, знаток, понимающий, где и что случилось не так, если эксперимент «не идет». Нынешние приборы (иностранные повально) гораздо технологичнее, их может использовать почти любой студент, и даже сертифицированному технику, использующему их, уже не обязательно знать основы физики рентгеновского излучения. Но все, что происходит в приборе, перестает быть понимаемым для экспериментатора. Экспериментатор и результат отчуждены друг от друга, между ними – «черный ящик» прибора.
Попробую правильно очертить мое отношение. Я не за и не против. И я прекрасно понимаю (и принимаю), что текущая ситуация – это не чей-то злой умысел, а нормальный результат эволюции общества – да, в каждой конкретной ситуации специалист сделает каждую вещь лучше, чем мы. И, конечно, зачем среднестатистическому человеку разбираться в видах и номенклатуре компьютерных чипов, в их архитектуре, в литографических методах производства этих чипов, и в физических основах и работы? Так было бы гораздо менее эффективно.
В то же время, побочный результат эволюции общества, описанный выше, такой же логичный и непредотвратимый, как движение тектонической плиты. Взрослые люди не понимают мира, в котором они живут. А, значит, в них включается режим детской психологии, инфантильность сознания. В таком плане любой представитель неолита или Средневековья гораздо взрослее нас. Возможно, они неправильно понимали причины далеких явлений – свечения звезд, магнитного взаимодействия (хе-хе, а многие ли понимают их сейчас?), зато понимали гораздо лучше тот кусочек мира, который строили вокруг себя.
Хорошо или плохо то, что происходит? Поживем – увидим.