Что, на Ваш взгляд, объединяет всех этих жутких существ из жанра фэнтези, ужасов и мистики? Правильно, все они относятся к классу нежити и имеют свойство возвращаться из мира мертвых в мир живых. Сейчас призрак, вампир и зомби - всего лишь часть индустрии развлечений, популярные персонажи зарубежного Хэллоуина. Но так было далеко не всегда. Знали ли вы, что в те древние времена, когда наша цивилизация ещё только зарождалась, а люди обладали магическим мышлением, эти существа были практически неотличимы друг от друга? Нет? В рамках этой статьи мы и проследим их эволюцию.
Вера в существование загробного мира была отнюдь не редкостью для человека древних эпох, начиная с первобытного строя и заканчивая Античностью, Средневековьем и эпохой Возрождения. Она восходила своими корнями к анимизму и культу почитания предков. Человек искренне боялся смерти и желал приоткрыть завесу тайны, что же происходит после неё - исчезнешь ли ты в небытие навеки или же тебя ждёт новая жизнь, вознаграждение за подвиги или кара богов? Древние уважали умерших и погибших соплеменников, что породило ещё и веру в существование души у человека и её мытарства после окончания земного пути.
Но прежде чем поведать вам о живых мертвецах, стоит для начала пояснить, что для обозначения существ из загробного мира фольклористы используют другой термин - ревенант. Он менее популярен, чем известное слово "нежить" для трупа, который преследует живых. Слово "ревенант" происходит от французского глагола "revenir", что означает "возвращаться".
1. Призраки
Считалось, что после смерти человек навсегда не исчезнет, его дух сохранит его прижизненный облик, личность и даже память. Это в каком-то смысле давало древним людям надежду на то, что смерть - не конец всего сущего, и в то же время это было очень мрачное предостережение. И бурные фантазии людей того времени можно понять - они всего лишь стремились объяснить устройство окружающего мира, нежели просто развлечься байками из склепа у костра. Считалось, что призраки не могли упокоиться с миром, и это приносило им неимоверные страдания. Не только Бог/боги или злой демон могли забавы ради или в качестве кары наслать на людей различные болезни, это входило также и в полномочия призраков, которые могли нехило напакостить живым.
Чтобы облегчить их участь или задобрить, родственники погибших и умерших совершали подношения и возлияния в виде пищи и питья. А то и жертвоприношения. В данном ключе призраков называли "упырями", и они имели большое сходство с вампирами, о которых я поведаю чуть позже. Но привидения не всегда имели привычный нам стереотипный образ духа-плакальщика или внушающего ужас существа. В Скандинавии, к примеру, они отнюдь не бестелесные, внешне практически не отличаются от здоровых и живых людей, вполне осязаемы. Их сверхъестественную природу можно обнаружить скорее по поведению - призраки были немые, могли внезапно появиться и исчезнуть, не оставляли следов от ног и т.д.
В эпоху Античности, в Древней Греции призраки появлялись пред людьми в виде пара и дыма или же материализовались такими, какими были в момент смерти (даже с нанесёнными в бою или во время убийства ранами). Они мало взаимодействовали с миром живых, в основном находясь в царстве бога Аида, который порой лично на своей колеснице доставлял души умерших в свое подземное царство (позже его заменили Танатос и Харон), строго следил за тем, чтобы никто не нарушал незыблемость законов. Призраки могли либо пребывать в блаженстве среди лугов асфоделей, подобно Орфею и Эвридике, либо претерпевать мучения в наказание за свою дерзость, подобно Танталу с Сизифом. Никакой концепции Рая тогда ещё не существовало, вход в обитель богов всем без исключения был заказан.
Однако, даже здесь были свои исключения. Призраки порой играли роль прорицателей, к ним периодически обращались за помощью. Тогда как сам Аид внушал жителям Греции неистовый страх., и его редко изображали даже на вазах. Так, в "Одиссее" Гомера есть эпизод, где чтоб узнать свой дальнейший путь и испытания, что предстоит пройти, главный герой эпической поэмы должен был сойти в царство Аида и вопрошать местного пророка Тиресия. Со временем призраки стали восприниматься как чрезвычайно опасные существа, склонные к насилию и мстительности. Древние римляне использовали призраков как орудие возмездия своим врагам и личную марионетку - стоило только нацарапать проклятия на куске свинца или керамики и поместить в могилу умершего, так тут же расплата была неизбежна.
Призраки могли страдать не только от того, что находятся меж двумя мирами, но и от затянувшейся фазы горевания со стороны возлюбленных и родных, а также потому, что их похоронили ненадлежащим образом или осквернили место захоронения. Античные философы Плиний Младший и Плутарх описали два таких случая появления призраков. Философ-стоик Афинодор, который поселился в доме с привидениями, стал свидетелем того, что в полночный час, когда он сидел за письменным столом, его посетил злой дух, гремя цепями. Вскоре выяснилось, что беднягу похоронили неправильно, и вскоре визиты прекратились. Другой призрак, умерший насильственной смертью, являлся в банях Херонее местным жителям и до того их запугал своими громкими и жуткими воплями и стоном, что те запечатали все двери здания. Образ призрака в цепях также фигурирует и в сатирическом произведении Оскара Уайльда «Кентерви́льское привиде́ние» 1887 года, навеянный легендой про Афинодора.
В Средние века, в связи с господством авраамических религий (яхвизма, иудаизма и христианства, прим.ред.) во всем мире, образ призрака из мстительного карателя и пророка трансформировался в два вида - либо вечного страдальца, послушного раба Божиего, искупающего грехи в Чистилище (например, за грубость в связи с новой концепцией человека ждала изощренная кара в виде отрывания и пожирания собственного языка), либо злобного демона, что боится имени Бога Яхве и Иисуса Христа, искушает и терзает живых. Обращаться за помощью к душам умерших было категорически запрещено. Раньше такая практика называлась некромантией, осуждалась во Второзаконии и жестоко каралась. Но вскоре и здесь появились свои исключения - святые угодники, посредники между людьми и Богом.
В Великобритании существует поверье, что мертвецы порой преследуют своих возлюбленных, если те вступили в брак с другим человеком и не освободили от обязательств предыдущего. Измена в те времена считалась позором, а вдова или вдовец должен был быть однолюбом, верным даже гробу. В детской балладе "Призрак милого Уильяма" лирический герой умоляет свою невесту освободить его от обещаний жениться, ибо он - мертв, а отказ девушки воспринимается как вечное проклятие.
Призраки также фигурировали в шекспировской трагедии "Гамлет" и в пьесе «Испанская трагедия» или «Иеронимо снова безумен» Томаса Кида. Дело в том, что в эпоху Ренессанса в Англии спектакли подобного рода возрождали греческие трагедии в исполнении драматурга Сенеки. И если в его пьесах были показаны Люди, свершившие самосуд из-за преступлений в отношении их родственников, то теперь пьесы впервые изображали призрака жаждущим возмездия. Это и Король Гамлет, которого отравил его брат, король Дании - Клавдий, и испанский дворянин - дон Андреа, которого убил принц Бальтазар. Отличие заключалось в том, что призраки часто изображались в разных местах, что придавало сценическому образу старины.
А вот самый "клишированный" и забавный образ привидения, который примеряет американских детей на церемонии открытия - Призрак в простыне - впервые появился на сцене только в 1800-х годах и стал популярным благодаря тому, что актеру, изображающему его роль, перемещаться по сцене было легче, чем передвигать бронированный костюм.
Истории о домах с привидениями обрели явление популярности в 19-м веке . Примером этого служит готический роман Хораса Уолпола «Замок Отранто» , переосмысливающий трагедию «Гамлет» в новом ключе. Новшеством для того времени является описание нарастающего напряжения, в ход входят такие элементы, как: секретные ходы, лязг люков, картины, начинающие двигаться, и двери, закрывающиеся сами по себе. Цель таких историй - вызвать у читателей ужас. Классические истории привидений созданы под влиянием традиций готической фантастики и содержат элементы фольклора и психологии.
Но были и исключения, например, когда предметы или люди случайно подхватывались или намеренно выдавались засов, как в романах «Собака Баскервилей призрак» А. Конан-Дойла и «Призрак Оперы» Гастона Леру или «Легенда о Сонной Лощине». Другой пример - Рождественские истории, как у Чарльза Диккенса, где призраки скорее выступали как инструмент автора и играли роль Совести для главного героя - Эбенейзера Скруджа, указывали ему на ошибки молодости и заставляли изменить себя. Они не являлись самостоятельными фигурами, и из них троих (а точнее - ЧЕТВЕРЫХ) внушали страх призраки компаньона Джейкоба Марли и похожего на Мрачного Жнеца последнего рождественского духа грядущих времён.
С появлением изображений в кино и на телевидении на экране стали возникать необычные явления и охватывали самые разные жанры. С учетом экранизации Шекспира и Диккенса, история появления призраков и некоторые места рассматривались в 1930-40-х годах с более юмористической точки зрения. Роль призрака также трактовалась и в сентиментальном ключе, как в фильме «Призрак и миссис мьюир» 1947 года и в одноимённом ситкоме 1968–70 годов. А вот с 1966-1970-х годов экранные изображения призраков разделились на жанры: романтика и ужасы. Распространенной темой в романтическом жанре этого периода является как добрый проводник или посланник, часто с незаконченными делами, как, например, «Поле чудес» 1989 года, «Призрак призрака» 1990 года. Из ужасов можно вспомнить разве что американский готический сериал «Мрачные тени» 1966-1970-х годов, где призраки буквально разделились на четыре вида:
- злонамеренных мстителей, способных уничтожить всё живое (к ним относятся Квентин Коллинз и Джерард Стайлз);
- погружённые в глубокую печаль или депрессию до такой степени, что не осознают человеческого взаимодействия (к ним относятся несчастные женщины, Вдовы, чьи мужья пропали и погибли в море, не вернулись домой, и они с горя разбежавшись, прыгнули со скалы и теперь издают печальные вопли в пасмурную погоду. Женщины наказаны за свой грех , они не в состоянии найти вечный покой и сильно привязаны к утёсу и к тем местам, где раньше жили - так, в первых сериях сериала призрак Жозетт ДюПре появлялся из собственного портрета, висевшего в гостиной).
- доброжелательные духи, помогающие в опасные времена (к ним относится Сара Коллинз, младшая сестра вампира Барнабаса Коллинза , которая подружилась с Дэвидом и защищала людей (особенно - бармена Мэгги Эванс) от своего брутального брата).
- тех, кого можно вызвать с определённой Цели или же против воли магическим способом (последним является Иеремия Коллинз, убитый племянником Барнабасом на дуэли и возвращённый к жизни ведьмой Анжеликой. Он же в сериале и зомби).
В жанре ужасов также можно вспомнить фильм «Туман» 1980-х годов и серию фильмов «Кошмар на улице Вязов» 1980-х и 1990-х годов (да-да, Фредди Крюгер тоже своего рода призрак!). Не обошёл этот жанр и мультипликацию - в 1980-х один за другим вышел в свет мультфильмов про Битджуса или Скуби-Ду, где группа людей вместе с говорящим псом, вдохновившись комедией "Охотников за привидениями", отправлялась рассматривать паранормальные явления в различных местах и странах. Но самым популярным стал персонаж-призрак по имени Каспер, который жаждал завести друзей, и первые короткометражки с его участием 1940-х годов были чересчур мрачные. Во-первых, человеческих персонажей изначально не было, Каспер пытался подружиться с животными. Во-вторых, призрак проводил дни на кладбище, а в-третьих, у Каспера появился друг - лисёнок Ферди в одном из эпизодов, но финал короткометражки с участием Охотника сделал ее похожей на оригинал "Лиса и Пса" и экранизации "Чумных Псов", несмотря на то, что персонажа вернули в образе духа как в мультфильме «Кошмар перед Рождеством» Тима Бёртона:
Несмотря на это, образ Призрака в литературе и культуре всё так же актуален по сей день.
2. Вампиры
Раньше этот образ имел сугубо зловещую природу. Вампир разделял своё сходство не только с призраками, но и с зомби - мог не только пить кровь жертв, но и даже пожирать их плоть (принцип "Blood for the Blood God!" в действии). И вовсе необязательно для превращения в это существо имел место укус подобного упыря - вампирами в древности считались те, кто умер неестественной смертью, до крещения, ими могли стать преступники и внебрачные дети и т.д. Мотивация такого нашествия мертвецов с кладбищ неизвестна. Возможно, с целью утолить голод или же вампир разделял схожие интересы с призраком в плане причинения вреда живым. В мифологии Румынии существует аж четыре вида "живых мертвецов" - стригои, морои (эти слова употребляются как синонимы), вырколаки и даже приколичи!
Первыми, согласно поверью, могли стать местные Ведьмы, которые позже отправлялись пить кровь людей и домашнего скота. Образы вырколака и приколича скорее близки оборотням - и те, и другие, и третьи принимали облик волка или собаки, реже - свиньи. И такими вот чудовищами вампиры воспринимались вплоть до 19-20 веков, с развитием литературы и кинематографа. В 19-м веке образ вампира претерпел существенную трансформацию, когда Джон Полидори, врач самого Байрона, впервые опубликовал свой роман про Лорда Ратвена. Его персонаж уже не вылезал из кладбища и могилы, не был неотёсанным, тупым и гниющим дикарём с животными инстинктами, а обитал в замке (причём явно не в готическом), спал в гробу своей усыпальницы, обладал развитым интеллектом и являлся романтическим героем.
Это породило в литературе и массовой культуре архетипический образ "вампира-аристократа". Также в моду вошли обольстительные, как греческие Сирены, женщины-вампиры, которые губили людей. Начало положили два вышедших в свет произведения - незаконченная поэма "Кристабель" и роман Шеридана Ле Фаню "Камилла" 1872 года. Последняя стала родоначальницей тропа "вампирши-лесбиянки". Последним романом о вампирах в литературе того времени стал знаменитый "Дракула" Брэма Стокера, написанный в эпистолярном формате (в виде выдержки из писем и дневников главных героев). Этот роман изобразил вампиризм не как сверхъестественное явление, а как своего рода болезнь. Да и вампир здесь не ключевой, а второстепенный и очень опасный персонаж.
Стокер списал Дракулу с валашского правителя Влада Цепеша (частично), однако вплоть до 1991 года в кинематографе между ними не было прочной ассоциации. Подобно приколичу, книжный Дракула мог превратиться в волка или пса, и уж потом - в летучую мышь (это новшество было настолько сильно использовано в экранизациях, что уже превратилось в избитое клише). Были здесь и ограничения, так и оставшиеся в фильмах за кадром повествования - солнечный свет не убивал вампира, а лишь ослаблял его, Дракула то и дело таскал с собой ящик с трансильванской землёй, на которой спал и восстанавливал силы, долго появляться на людях не мог. Чтобы войти в дом к жертве, Дракуле нужно было приглашение (он же всё-таки аристократ, а не грабитель какой-то!). И никакого осинового кола в сердце книжный вампир так и не получил - его попросту обезглавили. Такие ограничения были важны - зло по меркам того времени не могло быть всемогущим как Бог.
Многочисленные экранизации романа Брэма Стокера, начиная от фильмов 1930-40-х годов с участием Бэлы Лугоши (и, стоит заметить, что именно его образ, а вовсе не книжное описание персонажа, вскоре приобрёл культовый статус и неповторимый стиль), с бессмысленными продолжениями с участием сыновей и дочерей Дракулы (одним из них был как раз Алукард, позже ставший персонажем игр Castlevania), кроссоверами с Человеком-Волком и Чудовищем Франкенштейна (тоже популярным киношным образом) и реальными людьми вроде комиков Эббота и Костелло, породил целый культ вокруг вампира. Дракуломания дошла до того, что в США в сфере кинематографа стали появляться и другие персонажи, основанные на популярном образе. К примеру, можно вспомнить того же Лестата из "Интервью с вампиром", комедию Романа Полански "Бесстрашные убийцы вампиров (по нему позже поставили мюзикл), где фигурировал граф фон Кролок и фильм - плагиат 1920-х годов под названием "Носферату. Симфония ужаса", где вампира звали граф Орлок.
Судя по мюзиклу "Бал вампиров", в нем можно узреть некий намёк на романтическую линию между графом фон Кролоком и Сарой, прекрасной дамой и вампиром аристократом. Однако, такая версия появилась намного позднее, и то - в мюзикле. В оригинале же что у Стокера, что у Полански, и бедная Люси Вестенра, и Сара, дочь владельца таверны Йони, выступают скорее невинными жертвами, чем любовным интересом вампиров. А вот любовь между обычным парнем и девушкой-вампиршей в те времена была вполне привычным явлением (тот же ученик профессора Амбронзиуса был безмерно влюблён в Сару).
Но все изменилось лишь в 1966-1970-х годах, когда режиссёр Дэн Кертис снял готическую мыльную оперу (сродни популярным тогда в США семейным ситкомам в жанре ужасов и мистики "Мюнстры" и "Семейка Аддамс", но не включающую в себя комедийную составляющую) под названием "Мрачные тени". Его представление о вампирах перевернуло весь кинематограф и послужило толчком к эволюции (или деградации?) и романтизации мрачного образа ожившего трупа. Так, Барнабас Коллинз, ключевой персонаж саги, был изначально создан в качестве пародии на Дракулу (не книжного, а киношного) - он спал в гробу днем, превращался в туман и летучую мышь, кусал за шею и обольщал молоденьких дам, насылал ночные кошмары (особенно на младшего члена семьи - Дэвида). Позже Барнабас, начиная примерно с 395 эпизода шоу, получил собственное развитие и стал самостоятельным культовым персонажем хоррора, в основном благодаря харизме ныне покойного канадского актёра Джонатана Фрида.
Замечу, что образ вампира в сериале "Мрачные тени" то и дело варьируется от ожившего трупа, серийного убийцы (в первых сериях, начиная с 210-го, эпизода) до заклеймённого проклятием ловеласа-однолюба, от антигероя до трагичного злодея. Вампиризм воспринимается в двух аспектах - и как болезнь (и здесь есть аж два аналога профессора Абрахама Ван Хельсинга - психиатр Джулия Хоффман (ещё тогда образ врача изрядно феминизировали, а не только в сериале 2020 года!), Эрик Лэнг и профессор в сфере оккультизма - Тимоти Стоукс), и как сверхъестественное явление (рассматривается как проклятие Ведьмы).Помимо популяризации тропа "вампир-аристократ", в сериале чётко показано, что Барнабас Коллинз - не бездушная машина для убийств, а вполне разумное существо, способное любить. Книжному и киношному Дракуле, а также Графу фон Кролоку это было не свойственно. Барнабас хоть и был мстительным и вспыльчивым, тем не менее, он предан членам семьи Коллинз и своим друзьям, глубоко заботится о них и даже спасает им жизнь, путешествуя во времени в течение 1198 серий подряд. Хотя изначально создатели планировали изловить и уничтожить его, что было показано только в полнометражке "Дом темных теней" 1970 года.
Сериал Дэна Кертиса породил также идею реинкарнации возлюбленной вампира спустя два столетия после его проклятия и её суицида. Позже она была показана в экранизации "Дракулы" в 1990-х годах режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, где Дракула фактически повторяет судьбу Барнабаса Коллинза - если второй в результате махинаций ревнивой ведьмы Анжелики Бушар теряет свою Жозетт Дюпре, то Дракула - свою Элизабет, которая не смирилась с гибелью супруга на поле боя. Но оба вскоре находят утешение и точное подобие своих невест два века спустя: Барнабас - в лице бармена кафе "Синий Кит" Мэгги Эванс и гувернанток - Виктории Уинтерс, Рейчел Драммонд и Китти Сомс Хемпшир (все длились недолго и закончились трагично), а Дракула - в лице Мины Мюррей. Тогда как в оригинале романа девушка любит Джонатана Харкера, да и мотив переезда Дракулы из Трансильвании неизвестен. Созданный Дэном Кертисом образ вампира-любовника позже перекочевал в сагу "Сумерки", но не получил одобрения зрителей.
3. Зомби
Вера в зомби уходит корнями в традиции порабощенных африканцев, у которых был распространён культ Вуду на Гаити. Местное население всерьез верило в то, что их божество - барон Самеди - при должном почитании может забрать их в райскую обитель загробного мира. В противном случае жителей Африки ожидала суровая кара в виде блуждания после смерти полуразложившимся трупом. Зомби воспринимались то как "духи, которые бродят по земле и терзают живых", то как воскрешённые с помощью ритуалов некромантии бокора колдуном или ведьмой существа. В данном контексте они выступают как личные рабы призывателей, не имеющие собственной воли.
В английском языке слово "зомби" появилось только в 1819 году и было созвучно словам "nzambi" (то есть - "Бог") и "mvumbi" ("призрак, ревенант"). Здесь уже свойства призраков приписывались зомби. Но привычное представление о зомби появилось лишь во второй половине XX века. Тогда же впервые стало употребляться и слово "нежить", придуманное Брэмом Стокером только для обозначения вампиров. Образ зомби, как трупа, пожирающего плоть, был впервые представлен в фильме Джорджа А. Ромеро "Ночь живых мертвецов" 1968 года. Но тогда ещё этих существ называли "упырями" (англ. ghoul).
В литературе XIX века стал популярным образ зомби, оживленный с помощью научных достижений, а не магических ритуалов. Например, роман Мэри Шелли "Франкенштейн" 1818 года. Далее фильм "Возвращение живых мертвецов" изобразил ядовитый газ как способ создания ходячих трупов, а самих монстров наделили свойством пожирать мозги. Фильм "Обитель зла" показал миру биологическое оружие. В ход также пошли смертельный вирус (как в одном мультфильме), ядерный взрыв и даже радиация (после аварии на ЧАЭС - популярное явление в массовой культуре). В общем, все, на что хватило фантазии сценаристов. Зомби прочно закрепились в кинематографе и в играх, стали известным противником всех рас в жанрах фэнтези и хоррора.
Автор: Breimus476
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: