Добраться до этой жемчужины советского кинематографа было лишь делом времени. Садясь за этот текст, я прекрасно отдаю себя отчет в том, что просмотров он мне не принесет: и картина это, хотя подписчики мне ее рекомендовали много раз, далеко не самая популярная у широкой массы зрителя взрослого (судя по результатам поисковых запросов в сети), и само по себе кино-высказывание, облеченное в ризы скудные и сугубо постные, на сегодняшний день мало кому интересно. Что смотреть, что обсуждать. Не поймите меня неправильно: об актерской игре или драматургии я ничего, кроме наивысших похвал, выдать не смогу. Но качество съемки и сохранность пленки - дело совсем иное. Не говоря уже о монтаже, “спецэффектах” (были их прародители и в то время) или темпе. Но интересно, не то, что картина произвела глубочайшее впечатление на меня. А то, что я точно знаю каким прослойкам немецкого зрителя фильм полюбится, возможно, даже не меньше, чем мне.
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Леонов в кубе
Или может даже “на олимпе”, “с нимбом” и “в лучах неземной Славы”. Свое восхищение этим удивительным актером, которому так не повезло с внешностью (при всех плюсах ее обаятельной безобидности, она явно ограничивает спектр возможных ролей для своего обладателя), я высказывал здесь на канале уже не раз. Но такого ожидать, просто видев Леонова в плеяде других феерически сыгранных, преимущественно комедийных ролей, было совершенно невозможно. По крайней мере, мне. Из фигуры провинциального, малоуспешного отца-одиночки и посредственного музыканта, Леонов создает буквально шекспировских масштабов драматического героя.
Сложнейшего персонажа с не менее трудной, почти трагической судьбой. Работа филигранная, выполненная на высочайшем техническом уровне, но, самое главное, с тончайшим вкусом и стопроцентным попаданием в жанр: это настоящий “Король Лир”. Не больше и не меньше. Просто перенесенный во времени и локации. А заключительная сцена - если кто-то не смотрел, не волнуйтесь: я не выдам сюжетной интриги - как и положено, выступает кульминацией его двухсерийного соло. За такое дают самые престижные награды. Престижные именно в среде насквозь пресыщенно-избалованных критиков, лучших представителей актёрского цеха и выдающихся киноделов. Там, где чествуют фон Триеров и Бергманов. И носят на руках, купая в овациях, шпатах и криках.
Театр, который приходит к вам домой
Жанр театральной кинопостановки людям, воспитанным на Голливуде, почти незнаком и глубоко чужд. Однако, даже не понимая, куда именно ты попал, тебе с самого начала почти что становится ясно: это не кино. И ты не перед экраном. Нет, ты в бархатных креслах, а чуть впереди возвышается сцена, на который и расставлены фигуры. Очень камерно, бесконечно проникновенно и в лучшем смысле этого слова - интимно. На мгновения тебе даже кажется, что и ты в постановке участвуешь, что действие это иммерсивно: к примеру, в сцене знакомства на кухне. Или же во время “посиделок” с “Михаил-тебе-пора”. А если тебе доводилось читать хоть одну пьесу, ты сразу же поймешь: это - не сценарий. Нет, фликс, давай, до свидания! Каждая фигура прописана со скульпторский точностью, многомерно и со всех сторон. С учетом преломления света и игр теней. Уверенной рукой умелого драматурга (фамилию Вампилов я запомнил навсегда!), без промахов и провисаний, без необходимости в монтажных склейках и “пост-продакшне”. Будто все это снято одним дублем, на последнем дыхании.
Гимн рядовому праведнику
Нет у искусства задачи выше, чем умягчение людских сердец. И с этой точки зрения “Старший сын” - искусство высшей пробы. Каждый вправе выбирать для себя своего собственного “любимого” или даже “главного” героя: от психически неуравновешенного Васеньки (сыграно, словно прожито!) или обреченной на женское одиночества в средоточии глубинно-русской хтони Наташеньки до обворожительной и не погодам зрелой, сильной, но исконно женственной Нины. От мужественного напоказ, но гнилого внутри сердцееда “Сильвы” до его полной противоположности, олицетворения всех самых прекрасных мужских качеств, Бусыгина (я, наконец, запомнил, что герой “Осеннего марафона” - Бузыкин). Выбор между этими двумя мужами-антитезами, которых будто две кометы столкнула сама галактика, дополняется третьей альтернативой - принципиальным до абсурда и упертым до парализующей неповоротливости “Михаил-тебе-пора” (кстати, каждому немца супер-знакомый типаж).
Но кого бы вы не выделили больше всех, все равно особняком, где-то на солее или за дирижерским пультом, в “вип-ложе для артистов” или на тренерской скамье на фоне всего этого лоскутного полотна будет выделятся Сарафанов с его картавым “р”. В исполнении недосягаемого Леонова. Сарафанов, который в чем-то неуклюж и забавен как его фамилия, беспомощен как взрослое дитя, наивен как невинный грудничок, прекрасен как старик, что снова стал беззубым. “Человек искусства”, как ему хотелось бы о себе думать, а на деле рядовой ремесленник, “творческая личность”, которой не суждено оставить после себя нечто, пусть даже тленное. Простой человек, как ты да я, но который светит в каждой сцене, где он присутствует, сквозь осеннюю хмарь и безбожно низкокачественную пленку, на которой и Гоген не различил бы никаких цветов, кроме разве что пары оттенков грязного серо-черного. Обыкновенный праведник. Будничный святой. Несвятой блаженный. Утешение для всех, кто мечтал бы зажигать звезды и спускать на землю огонь, “а счастье оставил в Чернигове.”
Немец заговорит!
Неминуемо. Это неизбежно, ведь картина цепляет что свеже заточенный рыболовный крюк. Но, как и в случае с удочкой да приманкой, для каждой рыбы - своя снасть. Я бы не сказал, что эта картина понятна будет только и именно немецкому интеллектуалу. Ее прелесть, в том числе, в том, что герои ее люди “из народа”, не вычурные дворяне, не загадочные интеллигенты-диссиденты или художники-абсенты, и точно не болотные Питерские чудища, что жгут 100 тысяч царскими ассигнациями в печи. Такие есть в каждом немецком городке: госслужащая с неустроенной личной жизнью, романтический подросток-истерик со странностями, веселый мачо-балагур, молодой, но уже совершенно состоявшийся мужчина (такой чаще существует в виде мифа, но все же), юная самостоятельная женщина, что постоит и за себя, и за тебя, если надо.
Болезненно исполнительный фетишист-правдолюб с дисциплиной класса “ни о чем не думайте, на это есть фюрер (НАЦИЗМ - ЗЛО) учитель/тренер/шеф”. И, конечно же, местная творческая личность, с трудом пытающаяся пробиться и стать хоть немного заметной между своими скучными ежедневными трудами: последних нередко можно встретить среди учителей и преподавателей. Отношения между героями тоже совершенно “вне национального контекста” или “местного культурного кода”. А чувство сострадания, умиления, светлой грусти, а местами и улыбку этот фильм вызовет у абсолютного большинства немцев - кроме тех, кого остановит, как этот шедевр снят.
А снят он с нарочитой небреженостью. И хотя я понимаю, что, наверное, просто не было возможности снять лучше, не хватало административного ресурса или “идейной привлекательности”, до наших дней, как минимум, дошла запись в стиле “гранж”. Как будто нарочно. Чтобы сказать: “мы поставили и сыграли Такое, что ты будешь смотреть его в любом качестве и наденешь любые очки, лишь бы не пропустить и 5-ти минут.” Вызывающе? Да. Все ли станут смотреть? Нет. Но этого и не требуется, ведь кино это - великое. А великое редко бывает “для всех”. Я согласен, пусть адепт клипового мышления не напрягаются зря. Все равно они все бы забыли уже завтра - как рыбки, у которых память не держится и 4-х секунд. Ну а Рахманинов за кадром только подчеркивает истинные амбиции этой “простецкой” провинциальной истории: здесь вам не поделка. Тут Вам художество. Вам, с заглавной, господам от господ. Пусть они в телогрейках, а друг друга кличут “товарищами”.
P.s.: Не знаю, в чем дело - то ли, в том, что русский народ - словесник, то ли в среднем уровне таланта советских сценаристов - но в который раз я вынужден признать: еще один фильм - чистой воды цитатник! Можно найти в нем афоризм на все случаи жизни. Да еще какой!
_______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока только на ваши донаты -
НА ЗАКУСКУ🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.