Найти тему

Спектакль «Жизель Ботаническая» на малой сцене МХАТ.

Спектакль на малой сцене МХАТ «Жизель Ботаническая».👍

Режиссер - Никита Кобелев. 

В настоящее время главный режиссер Александринского театра. 

Спектакль создан на основе прозы Эдуарда Кочергина. Сюжеты взяты из  книг: «Ангелова кукла» и «Житие Лидки Петроградской». 

          Душечки

Спектакль трогательный, грустный и веселый одновременно. Эдуард Кочергин определил его жанр как комедия о горемычной жизни. Она посвящается женщинам , которых Вторая мировая война кинула в омут проституции и сделала «островными девицами», «речными дешевками», «петровскими мочалками» и тд. Причины у женщин и девочек были разные: потеря квартиры, обман, донос, потеря родителей, потеря себя. Спектакль и строится в первой части на представлении героинь,  входивших в артель речных девиц с Петроградской стороны.

Артель «Речные девицы»: Дашка Ботаническая(Софья Шидловская), Аришка Порченая( Полина Романова), Шурка - Вечная Каурка(Надежда Жарычева), Муська Колотая(Ульяна Глушкова), Екатерина Душистая( Ксения Теплова).
Артель «Речные девицы»: Дашка Ботаническая(Софья Шидловская), Аришка Порченая( Полина Романова), Шурка - Вечная Каурка(Надежда Жарычева), Муська Колотая(Ульяна Глушкова), Екатерина Душистая( Ксения Теплова).

Назвать этот спектакль примером блестящей режиссуры я не могу, потому что подтекст в этой истории есть, но он небогат. Однако актерские работы прекрасные. Актрисы в коротком представлении исповедуются о своей горемычной жизни один на один с залом. Конечно, создаваемые ими образы далеки от правды и требовали бы невероятного перевоплощения. Достаточно вспомнить для сравнения сцену из фильма А.Германа « Мой друг Иван Лапшин», в которой актриса в исполнении Нины Руслановой пришла в отдел угро, чтобы познакомиться с настоящей проституткой, а та задрала ей подол. Ну так фильм Германа - шедевр. Здесь, скорее, штриховой портрет. Но речь персонажей, безусловно, соединяет с послевоенным временем.

Лидка Петроградская. Всегда с улыбкой! ( Светлана Колпакова).
Лидка Петроградская. Всегда с улыбкой! ( Светлана Колпакова).

     С точки зрения содержания текст Эдуарда Кочергина знакомит нас с уродливыми последствиями любой войны и диктаторского режима на примере судеб женщин. Эта тема в русской классике особенная. Все русские писатели видели в женщине отражение Богородицы и наделяли ее чертами высшего существа. Об этом говорила и Паола Волкова применительно к портрету русской женщины. 

Вспомнилась великая книга Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Параллель кривая, наверное, но и там, и здесь перед нами истории о молодых девушках в военное и послевоенное время. В повести Бориса Васильева война лишила их жизни навсегда. Но у девушек-бойцов был рыцарь - Федот Васков, который их защищал и отомстил за них, как смог. 

     В этом спектакле война навсегда растоптала женское счастье и материнство. Рыцарей в их окружении нет. Многие убиты. Есть муж Лидки - ветеран, алкоголик, есть парень-гей, которому они доверяют. На роль рыцаря, пожалуй, подходит только кот, который после замужества Шурки-вечной Каурки из ревности к хозяйке уходит в северо-западном направлении. Грустная ирония и жестокая правда! 

Муська Колотая. Вся в татуировках. ( Ульяна Глушкова).
Муська Колотая. Вся в татуировках. ( Ульяна Глушкова).

    Девушки выжили сами, но выживание далось им большой ценой. У многих нет детей. Самые хрупкие из артели погибли. 

Ангелова кукла( Софья Шидловская)
Ангелова кукла( Софья Шидловская)

В этом спектакле Эдуард Кочергин следует традиции русской литературы: проститутка не падшая женщина. Проститутки Куприна, Достоевского, Толстого - это часть воспетой  русской классикой темы маленького человека. Связь прозы Кочергина с прозой Достоевского обозначена уже тем, что действие происходит неподалеку от того места, где в романе «Преступление и наказание»Свидригайлов кончает жизнь самоубийством и тем самым спасает Сонечку и ее семью. Русские писатели считали женщин древнейшей профессии жертвами обстоятельств и показывали, что разврат не затронул их души. Поэтому, верные своей подруге Дашке Ботанической, своему женскому союзу, островные девицы после смерти матери берут на воспитание ее дочку.

Гюля Ахметова( Авдотья Сальникова).
Гюля Ахметова( Авдотья Сальникова).

    И вот девочка Гюля становится для молодых женщин общим нерожденным ими ребенком, той идеальной сущностью, которая есть в каждой женщине. Она поступает в балетное училище и постепенно превращается в танцовщицу. Ту , которая способна парить над сценой, ту, которая, на их взгляд, является существом высшим и чистым. По крайней мере, таков образ балерины у А.С.Пушкина:  

    Одной ногой касаясь пола, 

    Другою медленно кружит, 

    И вдруг прыжок, и вдруг летит, 

    Летит, как пух от уст Эола, 

    То стан совьет, то разовьет, 

    И быстрой ножкой ножку бьет.

Кульминация спектакля  - поход дам полусвета в Кировский краснознаменный театр, где заглавную партию Жизели танцует их девочка - выпускница Училища имени А.Я.Вагановой. Преображение в порядочных дам происходит с большим энтузиазмом и тщанием.

В Кировском театре
В Кировском театре

Думаю, что выбранная партия Жизели и балет Адана тоже неслучайны. 

Героини сами в чем-то воплощают собой вилис. Вилисы - незамужние девушки, которых до свадьбы бросили суженые, и они покончили собой или умерли от разбитого сердца. Хотя женщины вполне здоровы, назвать их счастливыми никак нельзя. Они незамужние, за исключением одной. У предводительницы артели Лидки Петроградской есть муж, но он - импотент и пьет горькую. Главное же, повторюсь, война навсегда лишила их женского счастья. Их суженые убиты. А они обслуживают самоходки, плавающие из Астрахани в Ленинград. 

Екатерина Душистая ( Ксения Теплова) и мужчина ( Артем Соколов).
Екатерина Душистая ( Ксения Теплова) и мужчина ( Артем Соколов).

     Балет как высокое искусство противостоит ужасному послевоенному быту, олицетворением которого в спектакле становится шкаф. Сравнение комнаты с  гробом и шкафом есть и в  романе «Преступление и наказание». 

На сцене 6 громоздких шкафов. Шкаф - это и образ квартирки, немудреного гардероба, клетушки, подвала, даже гроба, словом, мирка, к которому они привязаны крепко-накрепко судьбой. Это тупик, говоря словами Достоевского. Но мы знаем, что именно мера страдания для православного человека определяет меру истины. Кто много страдал, тот ближе к Богу. И наши девушки, несмотря на их занятие, души сохранили. 

И как красиво происходит преображение их шкафов в ложи Кировского ( Мариинского) театра. На самом деле, это только внешнее преображение. Подруги оказываются достойными этого великого театра и роскошных лож, несмотря на безвкусность нарядов! Какое единение и укрупнение их судеб на фоне Мариинского театра! 

Лидка в театре
Лидка в театре

     А песня «Катюша», которую подруги поют, обнявшись, кружком, в конце спектакля! Война никого из тех, кто ее пережил, не отпускает. И поют они о своей пропащей, погубленной молодости и большой любви, всю силу которой они отдали дочке своей подруги, как героиня А.П.Чехова «Душечка» отдала свою любовь неродному мальчику Саше.  

Песня «Катюша».
Песня «Катюша».

Спектакль воспевает женщин, которые всегда были и есть опора земли русской. 

Браво режиссеру и актерам спектакля!!! 

Аришка Порченая( Полина Романова), Лидка( Светлана Колпакова), Гюля( Авдотья https://dzen.ru/video/watch/665eef4cd998fc49855f17d8?share_to=link
Аришка Порченая( Полина Романова), Лидка( Светлана Колпакова), Гюля( Авдотья https://dzen.ru/video/watch/665eef4cd998fc49855f17d8?share_to=link