Спектакль на малой сцене МХАТ «Жизель Ботаническая».👍
Режиссер - Никита Кобелев.
В настоящее время главный режиссер Александринского театра.
Спектакль создан на основе прозы Эдуарда Кочергина. Сюжеты взяты из книг: «Ангелова кукла» и «Житие Лидки Петроградской».
Душечки.
Спектакль трогательный, грустный и веселый одновременно. Эдуард Кочергин определил его жанр как комедия о горемычной жизни. Она посвящается женщинам , которых Вторая мировая война кинула в омут проституции и сделала «островными девицами», «речными дешевками», «петровскими мочалками» и тд. Причины у женщин и девочек были разные: потеря квартиры, обман, донос, потеря родителей, потеря себя. Спектакль и строится в первой части на представлении героинь, входивших в артель речных девиц с Петроградской стороны.
Назвать этот спектакль примером блестящей режиссуры я не могу, потому что подтекст в этой истории есть, но он небогат. Однако актерские работы прекрасные. Актрисы в коротком представлении исповедуются о своей горемычной жизни один на один с залом. Конечно, создаваемые ими образы далеки от правды и требовали бы невероятного перевоплощения. Достаточно вспомнить для сравнения сцену из фильма А.Германа « Мой друг Иван Лапшин», в которой актриса в исполнении Нины Руслановой пришла в отдел угро, чтобы познакомиться с настоящей проституткой, а та задрала ей подол. Ну так фильм Германа - шедевр. Здесь, скорее, штриховой портрет. Но речь персонажей, безусловно, соединяет с послевоенным временем.
С точки зрения содержания текст Эдуарда Кочергина знакомит нас с уродливыми последствиями любой войны и диктаторского режима на примере судеб женщин. Эта тема в русской классике особенная. Все русские писатели видели в женщине отражение Богородицы и наделяли ее чертами высшего существа. Об этом говорила и Паола Волкова применительно к портрету русской женщины.
Вспомнилась великая книга Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Параллель кривая, наверное, но и там, и здесь перед нами истории о молодых девушках в военное и послевоенное время. В повести Бориса Васильева война лишила их жизни навсегда. Но у девушек-бойцов был рыцарь - Федот Васков, который их защищал и отомстил за них, как смог.
В этом спектакле война навсегда растоптала женское счастье и материнство. Рыцарей в их окружении нет. Многие убиты. Есть муж Лидки - ветеран, алкоголик, есть парень-гей, которому они доверяют. На роль рыцаря, пожалуй, подходит только кот, который после замужества Шурки-вечной Каурки из ревности к хозяйке уходит в северо-западном направлении. Грустная ирония и жестокая правда!
Девушки выжили сами, но выживание далось им большой ценой. У многих нет детей. Самые хрупкие из артели погибли.
В этом спектакле Эдуард Кочергин следует традиции русской литературы: проститутка не падшая женщина. Проститутки Куприна, Достоевского, Толстого - это часть воспетой русской классикой темы маленького человека. Связь прозы Кочергина с прозой Достоевского обозначена уже тем, что действие происходит неподалеку от того места, где в романе «Преступление и наказание»Свидригайлов кончает жизнь самоубийством и тем самым спасает Сонечку и ее семью. Русские писатели считали женщин древнейшей профессии жертвами обстоятельств и показывали, что разврат не затронул их души. Поэтому, верные своей подруге Дашке Ботанической, своему женскому союзу, островные девицы после смерти матери берут на воспитание ее дочку.
И вот девочка Гюля становится для молодых женщин общим нерожденным ими ребенком, той идеальной сущностью, которая есть в каждой женщине. Она поступает в балетное училище и постепенно превращается в танцовщицу. Ту , которая способна парить над сценой, ту, которая, на их взгляд, является существом высшим и чистым. По крайней мере, таков образ балерины у А.С.Пушкина:
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Кульминация спектакля - поход дам полусвета в Кировский краснознаменный театр, где заглавную партию Жизели танцует их девочка - выпускница Училища имени А.Я.Вагановой. Преображение в порядочных дам происходит с большим энтузиазмом и тщанием.
Думаю, что выбранная партия Жизели и балет Адана тоже неслучайны.
Героини сами в чем-то воплощают собой вилис. Вилисы - незамужние девушки, которых до свадьбы бросили суженые, и они покончили собой или умерли от разбитого сердца. Хотя женщины вполне здоровы, назвать их счастливыми никак нельзя. Они незамужние, за исключением одной. У предводительницы артели Лидки Петроградской есть муж, но он - импотент и пьет горькую. Главное же, повторюсь, война навсегда лишила их женского счастья. Их суженые убиты. А они обслуживают самоходки, плавающие из Астрахани в Ленинград.
Балет как высокое искусство противостоит ужасному послевоенному быту, олицетворением которого в спектакле становится шкаф. Сравнение комнаты с гробом и шкафом есть и в романе «Преступление и наказание».
На сцене 6 громоздких шкафов. Шкаф - это и образ квартирки, немудреного гардероба, клетушки, подвала, даже гроба, словом, мирка, к которому они привязаны крепко-накрепко судьбой. Это тупик, говоря словами Достоевского. Но мы знаем, что именно мера страдания для православного человека определяет меру истины. Кто много страдал, тот ближе к Богу. И наши девушки, несмотря на их занятие, души сохранили.
И как красиво происходит преображение их шкафов в ложи Кировского ( Мариинского) театра. На самом деле, это только внешнее преображение. Подруги оказываются достойными этого великого театра и роскошных лож, несмотря на безвкусность нарядов! Какое единение и укрупнение их судеб на фоне Мариинского театра!
А песня «Катюша», которую подруги поют, обнявшись, кружком, в конце спектакля! Война никого из тех, кто ее пережил, не отпускает. И поют они о своей пропащей, погубленной молодости и большой любви, всю силу которой они отдали дочке своей подруги, как героиня А.П.Чехова «Душечка» отдала свою любовь неродному мальчику Саше.
Спектакль воспевает женщин, которые всегда были и есть опора земли русской.
Браво режиссеру и актерам спектакля!!!