Четыре года условно с испытательным сроком в пять лет: Вахитовский суд вынес приговор по статье, предполагаемой 10-летнее лишение свободы. При этом подсудимый не признал вину, а мошенничество, по версии следствия, было выявлено в сфере ОПК.
На свой приговор подсудимый Максим Желябин, директор ООО «Торговый дом «Завод металлов и сплавов» пришел с пакетом вещей. Зарегистрированный в Москве, отец пятерых малолетних детей явно не готовился остаться на свободе, однако услышав решение суда, все же едва сдержал слезы: принять обвинительный приговор для подсудимого было тяжело.
– Назначенное наказание считать условным, с испытательным сроком в пять лет, в течение которого Желябин должен своим поведением доказать исправление. Обязать Желябина в период испытательного срока не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, периодически являться на регистрацию в указанный орган, – сказал судья Динар Хабибуллин, недавно давший старт другому делу о махинациях в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Фейковые документы для ФНС
Согласно версии обвинения, которое на финальной стадии процесса поддерживала помощник прокурора Казани Айгуль Ахмадуллина, Желябин, действуя от лица «ТД «ЗМИС», предоставил в налоговую «липовые» документы о поставках металла для восьми предприятий, среди которых были и оборонные. После чего получил от ФНС налоговый вычет в размере 2 094 302 рублей – это и является суммой «особо крупного» ущерба по статье «мошенничество» (четвертая часть статьи 159 Уголовного кодекса России).
По словам Ахмадуллиной, в суде были допрошены директора всех восьми компаний – они подтвердили, что реальных контрактов с Желябиным не заключали. При этом вина подсудимого доказывается показаниями налоговиков и также письменными документами.
Прокуратура запрашивала для Желябина четыре года условно. Потерпевшей стороной признана Федеральная налоговая служба.
Особо крупный размер, особо малый срок
Сразу после оглашения приговора адвокат Желябина Руслан Иманов заявил прессе, что планирует обжаловать решение суда: четыре года условно при непризнании вины по тяжкой статье – это «интересный приговор», рассказал защитник.
Вообще позиция «невиновности» Желябина строится на том, что налоговая не подавала гражданских исков к «ТД «ЗМИС» – о возмещении ущерба также не говорится и в приговоре.
При этом ФНС, по словам Иманова, не писала на Желябина заявлений в полицию – следователь признал налоговую потерпевшей стороной, опираясь лишь на материалы «оперов».
Защитник добавляет, что в рамках следствия не проводилось почерковедческой экспертизы, которая позволила бы однозначно утверждать, что документы являются «липовыми». При этом металл, как говорит Желябин, действительно поставлялся на предприятия, однако в суде почему-то не были допрошены люди, которые занимались его непосредственной приемкой. А отгрузка металлопроката подтверждается показаниями сотрудников «Завода металлов и сплавов».
Следствие, со слов Иманова, не установило конечных получателей продукции торгового дома – есть вероятность, что под «фиктивностью» сделок Желябина следствие просто не углядело перепродажу металла третьим лицам.
Было и стало
Максим Желябин является единственным учредителем ООО «ТД «ЗМИС». Согласно данным «Контур.Фокуса», организация появилась на свет в 2017 году – и тогда ее чистая прибыль составила 408 тысяч рублей. Однако уже через год доход компании увеличится более чем в четыре раза, а выручка компании составила 136 миллионов рублей.
По версии следствия, преступление Желябиным было совершено в 2019 году – в это время выручка компании подсудимого упала до 42 миллионов, а чистая прибыль составила 82 тысячи рублей.
В ноябре 2023 года предприятие ликвидировали. Примечательно, что Желябин зарегистрирован в Москве, но ООО «ТД «ЗМИС» появилось в Татарстане – чем обосновано это решение, адвокат не пояснил.
В случае, если приговор обжаловать не получится – отмечаться Желябину придется в Москве, по месту регистрации.
Автор материала: Андрей Мартыгин