Найти тему
ДЕЛА Красноярск

Красноярск разрывает трамвайную концессию

Оглавление

Большие планы Красноярска по созданию современной трамвайной сети и обновлению этого вида транспорта по концессии с «Мовистой», похоже, срываются. На днях город в лице администрации подал иск к ООО «Мовиста регионы Красноярск», который подразумевает расторжение договора с компанией. В мэрии сообщили, что это решение было принято совместно с концессионером.

    Концессию, которая сулила новое будущее красноярскому трамваю, требуют расторгнуть
Концессию, которая сулила новое будущее красноярскому трамваю, требуют расторгнуть

Заявление от мэрии зарегистрировали в Арбитражном суде 30 мая.

По информации из картотеки арбитража, предварительное заседание назначено на 27 июня. Как стало известно ДЕЛА, речь идет именно о разрыве соглашения.

Серьезное начало

Напомним: одно из самых значимых событий в транспортной истории города – подписание концессионного соглашения между Красноярском, краем и «Мовистой» – произошло 27 февраля 2023 года.

    К открытию метро и 400-летнему юбилею города Красноярску за счет инвестиций «Мовисты» был обещан и новый современный скоростной городской трамвай на обоих берегах
К открытию метро и 400-летнему юбилею города Красноярску за счет инвестиций «Мовисты» был обещан и новый современный скоростной городской трамвай на обоих берегах

Согласно документу Красноярск должен был передать все объекты своей трамвайной инфраструктуры и связанные с ними транспортные средства концессионеру, а москвичи должны были подготовить проект, реконструировать и построить новые трамвайные линии и подстанции, обновить депо, закупить 50 двухсекционных трамваев.

И после запуска обновленого красноярского трамвая – получать прибыль от работы наземного рельсового транспорта.
    Концессионер обязался не только обновить подвижной состав, реконструировать старые и проложить 30 км новых линий, но и модернизировать депо и подстанции
Концессионер обязался не только обновить подвижной состав, реконструировать старые и проложить 30 км новых линий, но и модернизировать депо и подстанции

Проект развития красноярского трамвая включал три этапа, до декабря 2025 года. Начаться все должно было с модернизации линии по пр. им. газеты «Красноярский рабочий», продолжиться – прокладкой рельсов через Октябрьский мост, ул. Авиаторов и далее в Солнечный. Общая длина путей под реконструкцию составляла 16 км, новых линий – 30 км.

    Сроки, в которые нужно было выполнить план концессии – провести трамвай на левый берег Красноярска, на Взлетку, в Северный и Солнечный, – с самого начала казались чересчур оптимистичными. Но «Мовиста» под ними подписалась
Сроки, в которые нужно было выполнить план концессии – провести трамвай на левый берег Красноярска, на Взлетку, в Северный и Солнечный, – с самого начала казались чересчур оптимистичными. Но «Мовиста» под ними подписалась
Сумма вложений в обновление трамваев оценивалась в более чем 23 млрд рублей. А сроки концессии, на которые красноярские трамваи становились условно «частными», обозначили в 20 лет.

Примечательно, что с предложением о концессии выступила сама «Мовиста»: перед этим Красноярск попал в пилотный проект вместе с девятью другими крупными городами, оказавшись самым восточным его участником. Федеральный проект подразумевал получение государственных субсидий на реализацию планов.

    По соглашению предполагалось серьезное финансовое вливание в легкорельсовый наземный транспорт Красноярска со стороны концессионера
По соглашению предполагалось серьезное финансовое вливание в легкорельсовый наземный транспорт Красноярска со стороны концессионера

Все сломалось

Предполагалось, что к реальным работам на первом участке линии по Красрабу инвестор приступит осенью прошлогогода.

Однако в сентябре город вдруг сам объявил закупку на ремонт трамвайных путей от Предмостной площади до Торгового центра за 816 млн рублей – на краевые деньги. Эти работы продолжаются до сих пор и должны завершиться в июле нынешнего года.

    Администрация Красноярска начала модернизацию линии на Красрабе своими силами, мало надеясь на инвестора
Администрация Красноярска начала модернизацию линии на Красрабе своими силами, мало надеясь на инвестора

«Концессия действительно идет непросто», – комментировали в краевом правительстве, но ничего конкретно не поясняли.

В конце октября выяснилось, что не все процедуры при подписании концессии были завершены.

Из трамвайных событий в городе в течение зимы случилась лишь поставка нового вагона на городские деньги, 83 млн рублей, прибывшего в феврале. Он стал первым новым трамваем со времен «Львят», которые поступили в Красноярск в конце 2021-го. И пока единственным.

    Трамвай стоимостью в 83 млн руб., который приехал в Красноярск феврале, оплатила не «Мовиста», а город из своего бюджета
Трамвай стоимостью в 83 млн руб., который приехал в Красноярск феврале, оплатила не «Мовиста», а город из своего бюджета

Новостей от «Мовисты» про Красноярск и вовсе не было, хотя компания регулярно рапортовала в соцсетях о том, как модернизирует трамваи в других городах.

Новый старый трамвайный вопрос

Последняя новость о концессионере касалась рабочего визита руководства мэрии в Москву. С инвестором красноярские власти собирались обговорить несколько вопросов, в том числе об увязке проектов трамвайной линии и автодороги в Солнечный.

Но о результатах переговоров информации нет, а теперь вопрос, что делать с соглашением, будет и вовсе решаться в суде.
    Трамвайный парк в Красноярске изношен на 70%, но это с учетом новых «Львят». Старые вагоны, КТМ-5 Усть-Катавского завода, выработали свой ресурс на 90%
Трамвайный парк в Красноярске изношен на 70%, но это с учетом новых «Львят». Старые вагоны, КТМ-5 Усть-Катавского завода, выработали свой ресурс на 90%

Что будет с городскими трамваями, износ которых сегодня с учетом «Львят» составляет 70%? Город не раз говорил, что не потянет расходы на большую реновацию. Планируется ли заключать новую концессию или проблему попытаются решать иным способом, ДЕЛА спросили в мэрии.

    Большую реновацию трамваев город за свой счет не вытянет: нужны инвесторы и федеральные средства
Большую реновацию трамваев город за свой счет не вытянет: нужны инвесторы и федеральные средства

«Администрация Красноярска и компания «Мовиста Регионы Красноярск» приняли решение о прекращении концессионного соглашения по трамвайной сети. После совместных согласительных процедур от лица администрации был подан соответствующий иск в Арбитражный суд края, чтобы в судебном порядке определить условия расторжения договора.

В связи с тем, что не удалось достигнуть договоренностей по условиям реализации проекта, обязывающие документы подписаны не были», – рассказали нам в администрации.

Там добавили, что сегодня мэрия участвует в государственной программе Красноярского края «Развитие транспортной системы», которая позволяет вести ремонт и модернизацию трамвайных путей.

    Вся надежда на появление в Красноярске новых трамваев теперь связана с участием города в государственных федеральных программах по обновлению электротранспорта
Вся надежда на появление в Красноярске новых трамваев теперь связана с участием города в государственных федеральных программах по обновлению электротранспорта

ДЕЛА также обратились за разъяснением к компании «Мовиста»: почему компания не стала выполнять подписанный ею договор, и в правительство Красноярского края.

Очевидно, что любое решение не будет ни простым, ни быстрым.

Так что свой 400-летний юбилей Красноярск рискует встретить в том числе и на старых добрых КТМ-5, которые будут курсировать не дальше привычных маршрутов правобережья.

Далее по теме: