Когда-то упоминание в фантастических романах даты 2024г. обязательно сопровождалось наличием киборгов, андроидов и восстанием роботов, и вот мы находимся в этом времени, но вопрос, снятся ли андроидам электроовцы, все еще невероятно актуален. Как-то незаметно мы оказались в пространстве научно-фантастических романов об искусственном интеллекте, при этом ИИ создает романы самостоятельно и кажется, что люди – всего лишь буквы, из которых составляют текст. Рассуждать об искусственном интеллекте и не только будет доктор филологических наук, самый проникновенный рассказчик о литературе Евгений Жаринов и его сын Станислав Жаринов, доцент философского факультета МГУ.
Тема кандидатской работы Станислава «Исаак Ньютон и его исследования в области алхимии», и создается впечатление, что время, которое мы сейчас проживаем, похоже на время Ньютона, а мы на пороге невероятного прыжка в развитии.
Именно о Ньютоне говорили, с одной стороны, как о человеке средневековья, а с другой – нового времени, а нынешний день получил название нового средневековья. Потому как совершенно неясно, какое влияние ИИ окажет на будущее, как станут писаться и восприниматься тексты, и рискует ли человечество углубиться в еще более древние времена. Хотя ожидание чего-то революционного все же преобладает.
Евгений Жаринов – автор книги «Падшее просвещение», в которой говорится о теневой стороне прекрасного века разума. Просвещение – важная деталь цивилизации, но тень от нее становится все зловещее. Глупость отнюдь не рождает глупость. Глупость – порождение ума, если мы говорим об отбрасываемых тенях. Евгений Жаринов цитирует французского философа Бернара Стиглера (1952-2000), который сказал, что живем мы в самую глупую из исторических эпох, потому что используем не результат собственной мысли, а алгоритмы. Но еще Аристотель утверждал, что постоянно мыслить человек неспособен, это доступно лишь Богу, а людям свойственно уставать. Именно с усталостью возникает глупость или похожие явления, граничащие с хаосом.
В фильме «2001: космическая одиссея» Стэнли Кубрика одной из знаковых сцен стала та, где искусственный интеллект абсолютно равнодушно обращается к главному герою в тот момент, когда машина пытается убить человека. Считается ли этот сценарий вероятным, учитывая, что мы все больше перекладываем наше умение думать на ИИ? В вышеупомянутом фильме ИИ частично отражает человеческий интеллект, но при этом ему противоречит, потому что в человеческом интеллекте в той или иной степени заложены моральные соображения. Как говорил Достоевский, для того чтобы быть умным, одного ума мало. Очень важно понимать, как связаны между собой наука и нравственность, соприкасаются ли эти понятия и как мы осознаем данное для себя. Человек вне нравственности не может называться таковым, это уже другое состояние нашего пребывания. Ведь именно этические нормы вдохновляют людей на их исключительность в мире, потому что именно через такую призму мы оцениваем все вокруг. Компьютеры решают проблемы оптимальными способами, и если человек становится помехой, то будет уничтожен без сожаления, главное – достигнуть поставленной цели.
Нам понятны процесс и результаты работы Ньютона или других ученых, но если говорить о деятельности нейросетей, то тут все покрыто тайной. И возникает вопрос: что же такое сознание и кому оно свойственно? Только ли человеку? Где границы этого сознания? Ответы на этот принцип неопределенности пока не найдены.
Во всей этой ситуации есть нечто от древнегреческой трагедии, когда герой, смирившись со своим роком, бросает вызов судьбе, лишь бы скорее исполнить предначертанное. Сегодня в воздухе витает какая-то обреченность, ведь несмотря на все открытые письма (подписанные даже Стивом Возняком и Илоном Маском) об угрозе ИИ и заморозке всех исследований, в лучшем случае возможно лишь некоторое торможение. Это уже нельзя остановить, потому что все уходит корнями настолько глубоко, что не надо было срывать яблоко с древа познания добра и зла.
Софико Шеварднадзе, Евгений и Станислав Жариновы говорили о том, нужно ли ставить на «стоп» стремительный научный прогресс? Обесценивает ли ИИ гуманитариев? Могут ли роботы любить? Боялся ли Л.Н. Толстой прогресса? В каких фантастических романах уже присутствовал ИИ?