Разбирая японскую высадку в малайзийском Кота Бару, я умышленно не касался потерь. Почему? Ответ прост ни та ни другая объективных данных не дает. Но раз в комментариях пошла "крутая распальцовка", не вопрос, потери покажу (но только смысл? Да, официальные потери, озвученные японцами это "всего лишь" 320 человек убитыми и 538 ранеными. По поводу "всего лишь" (дабы у господ "теорЭтиков" не кружилась голова), эти потери соизмеримы с советскими потерями при штурме Сапун-горы. Не просто так японцы считают этот бой самым кровопролитным.
Британцы оценили потери японцев в 10 раз больше (но что могут знать британцы о потерях японцев, если они отступили?) Что касается японских цифр, то опыт подсказывает, что японская сторона - большие сказочники в вопросе потерь (и если даже они признали 320 человек убитыми, это о чем -то говорит). Если подходить объективно, то... Высадилось 2675 человек (из 5200), по донесению, в десантных частях осталось "менее половины, и очень многие ранены", но... будем считать, что 320. На «Авадзисан-мару» взрывом только одной бомбы порвало 24 человека, но "официальные" потери 1 человек. И так во всех документах. При высадке утонуло (минимум) 88 человек (по донесениям), но...
На мои "неудобные" вопросы японский коллега посмотрел на меня с презрением (как на умственно отсталого), и сообщил: "Это же не погибшие!". Ну, да, "это не то, это совсем другое". Ну вот потому-то и не хотел давать цифры, ибо реальных цифр НЕТ. Они намного ниже чем дают британцы, но и у японцев цифры лукавые.
По своим потерям британцы тоже... "молчат как рыба об лед" (если что, это была ирония). Достоверных данных по ним тоже нет. 1-й Хайдарабадский батальон был разоружен и сведен в одну роту, численностью 128 человек (из 758 человек изначального состава). Батальон догров потерял 215 человек. Часть батальона белуджей потеряла в неудачной атаке 98 человек, но, почему-то у бригадира Б.Кея после отхода к Кота Бару всего 700-800 человек.
Правда, когда вышли все все картина поменялась. К 10 декабря удалось организовать прочную оборону, собрать и привести в порядок основные силы бригады. Численность каждого из трёх батальонов, отошедших на новый рубеж, достигла минимум 600 человек. Суммарно 1847 человек (из 2562). Львиная доля потерь пришлась на "слившихся" индусов. Армия несет большие потери не тогда, когда она обороняется, а когда она бежит.
Хуже другое: британские войска были деморализованы и постоянно отходили. На станцию Куала-Край (в 40 км южнее) из резерва прибыл 4-й батальон 19-го Хайдарабадского полка. Он получил приказ занять позицию прикрытия у Кетере, в 20 км южнее Кота-Бару, после чего с 17 часов командир 8-й бригады начал отвод своих войск на этот рубеж. Но на этом рубеже британцы не задержались, ибо...
10 декабря пришло сообщение, что японцы высадили новый десант — в Куала-Бесут в нескольких километрах к западу от большого нового аэродрома Гонг-Кеда. Вместо того чтобы провести разведку и выяснить достоверность этого сообщения, командир 8-й бригады утром 11 декабря отдал приказ об отступлении на новые позиции к югу от Мачанга, в 40 км от Кота-Бару.
Правда, возникает вопрос: "А был ли мальчик десант?" В эфире появилось очень много ложной информации (но к этому вопросу мы еще вернемся)
Что касается кораблей...
На дне у побережья в районе высадки (Пантай-Сабак) на глубине 20 метров лежит транспорт. Это "Авадзасан Мару". (Его все же утопили, причем, возможно, дважды). Все дело в том, что голландская лодка К-ХII сообщила о потоплении 2 японских транспортов в указанном районе.
Гораздо загадочнее история с потоплением "Принца Уэльского" и "Рипалс". Я не стану повторять общеизвестные факты. Оставим в стороне отсутствие авианосца, оставим в стороне плохое взаимодействие английской авиации и флота. Есть пару интересных деталей.
В английской традиции потопление называется "бой у Куантана" Ну, например:
Бой у Куантана — боевое столкновение во время войны на Тихом океане, известное также как потопление «Принс оф Уэлс» и «Рипалс» и Бой в Сиамском заливе. Произошло 10 декабря 1941 года в Южно-Китайском море между соединением японской базовой авиации и британским «Соединением Z» адмирала Томаса Филипса в составе линкора «Принс оф Уэлс», линейного крейсера «Рипалс» и четырёх эсминцев («Electra», «Express», «Vampire», и «Tenedos»).
Назвать сражением это сложно, меня же интересовал всегда один очень интересный факт. Почему эти события происходили именно у Куантана? Смотрим на карту.
Этот город находится весьма далеко от тех районов, где 10 декабря 1941 года происходили боевые действия (и еще дальше от тех районов, где выгружались транспорты). И, тем не менее...
В полночь с 9 на 10 декабря соединением "Z" была получена телеграмма из Сингапура: «Противник высаживается в Куантане». Никому не кажется странной эта радиограмма? Еще раз: 10 декабря десант в Куантане. Естественно, никакого десанта не было. "Крота" в Сингапуре можно было бы вычислить гораздо раньше.
Дальше все было как по нотам. Как результат: останки линкора HMS Prince of Wales и линейного крейсера HMS Repulse лежат на небольшой глубине - 68 и 55 метров соответственно. "Принц Уэльский" лежит вверх килем, "Рипалс" также находится почти строго вверх килем. Винты него уже сняли местные члены "клуба любителей цветного металлолома".
Интересна ситуация с "Аятосан Мару", транспортом, который высаживал десант у Кота Бару. По одной версии судно вместе с "Сакура Мару", потушив пожар, ушло в Паттани, потом вернулось, вечером в тот же день, высадило войска, а, потом, почему-то снова оказалось в Паттани, где... (ладно не будем забегать вперед).
По другой версии (менее устраивающей японскую "официальную" историю) судно было брошено, но вечером 10 числа не него была высажена команда, и 11 декабря пришло для окончательной выгрузки в Паттани, где...
"Жила была во флоте Нидерландов подводная лодка О-16..." Нет, лодка в реальности была. Построена она была в 1937 году. В 1939 году подводная лодка O-16 была отправлена в Голландскую Ост-Индию через Суэцкий канал и прикомандирована к тамошнему дивизиону подводных лодок. Это сделало ее первой подводной лодкой серии "O" в этом районе. После передачи под британское командование, лодка сделала несколько выходов.
9 декабря, в 9 часов вечера, O 16 получила сообщение от британского командования о необходимости отплыть к побережью Сиама (он же Таиланд) вместе с другими подводными лодками I и II дивизий. 11 декабря, в 6 часов утра подводным лодкам было приказано взять курс на восточное побережье Малайского полуострова, между Кота-Бару и Сингорой. 11 декабря лодка стреляла по транспорту, но из-за плохой погоды лодка не смогла подтвердить попадание.
Затем был замечен еще один транспорт Антон Буссмейкер, командир O 16, отдал приказ следовать за кораблем который вошел в бухту Соегеней Паттани. Этим кораблем оказался как раз "Аятосан Мару" (ну, во всяком случае возобладала такая точка зрения). Маневрируя на электродвигателях на глубине всего 11 метров, лодка вышла на позицию торпедной атаки и дала 4-х торпедный залп. Потом, развернувшись на обратный курс лодка дала залп двумя кормовыми аппаратами. Как результат: три корабля затонули на мелководье (и в их числе "Аятосан Мару") одно судно получило повреждения. Корабль лег на дно на небольшой глубине.
А, лодка, возвращаясь из похода 15 декабря подорвалась на минном заграждении и погибла. Пишут что на японском. Но японских мин в том районе не было (зато были английские. Выжил только один человек квартирмейстер Кор де Вольф, сумел доплыть до острова Даянг и в конце концов связался с Королевским военно-морским флотом Нидерландов, который доставил его в Сингапур. Обломки лодки (разорванной взрывом пополам) были онаружены дайвером, который и сообщил о находке. Были сделаны снимки, но...
В 2003 году в этом районе засекли плавкран, который поднимал обломки лодки (металл нонче в цене...)
Что касается японца, то на поврежденный транспорт «Аятосан-мару» высадили обратно эвакуированный экипаж, транспорт подняли, но от судьбы не уйдешь. Окончательно его утопила авиация 21 июня 1942 года. (на сей раз окончательно)