Рустам Минниханов дал старт первой очереди центра обработки и хранения данных, не дождавшись генерального директора госкорпорации.
Накануне Иннополис увеличил свои мощности по хранению данных. Там открыли первую очередь крупнейшего в Поволжье дата-центра от дочерней компании «Росатома» – «Атомдата-Иннополис», который должны были ввести в эксплуатацию еще в 2023 году. Но планы сместились, как и приезд генерального директора госкорпорации Алексея Лихачева. Он присутствовал на церемонии открытия по видеосвязи.
– Недружественные действия в отношении России вносят определенные поправки, – сетовал он, начиная свое выступление.
И в этом был определенный символизм. Дело в том, что сам центр, в известном смысле, стал ответом на недружественные действия.
Оснащение и возможности ЦОД
По словам Раиса Татарстана Рустама Минниханова, использованные в Центре открытых даных (ЦОД) технологические решения разработаны с учетом стратегии импортозамещения. В перспективе объект будет состоять из двух зданий общей площадью более 23 тысяч кв. м. Проектное решение предусматривает до 2 000 стойко-мест с высокой степенью надежности уровня Tier III. Мощность объекта – 16 МВт. Уровень доступности ЦОД – 99,982%.
Артем Дергунов/KazanFirst
Надо отметить, что новый ЦОД использует импортные сервера, импортный софт, импортные установки резервного питания. Отечественная здесь и инженерная инфраструктура: в России проектировались и создавались узел связи мощностью 1,6 терабита, волоконно-оптический канал длиной 45 км до IT-парка в центре Казани, системы размещения, охлаждения, бесперебойного питания серверов и безопасности информации. Технически он предоставляет широкие возможности. Можно, например, реализовать CDN – сеть доставки контента для кэширования видеороликов Rutube, размещенных, например, на серверах в Питере, ведение видеотрансляции игр БРИКС в прямом эфире. А можно учить искусственный интеллект. Но, по всей видимости, новый дата-центр имеет куда более масштабные задачи.
– Нам поручен президентом Российской Федерации, правительством целый ряд серьезных направлений. Первое и самое важное – это создание критически важной информационной инфраструктуры, создание программно-аппаратных комплексов, их тиражирование, внедрение, обслуживание, кибербезопасность. И, конечно же, разработка тяжелого индустриального программного обеспечения для российской промышленности. Центр обработки данных в этой работе занимает особое место. Потому что эти огромные объемы информации, их анализ, соответствующие вычисления требуют большой мощности, мощности компьютеров, накопительных ячеек и абсолютной защищенности, – отметил Лихачев.
Артем Дергунов/KazanFirst
Артем Дергунов/KazanFirst
Артем Дергунов/KazanFirst
Артем Дергунов/KazanFirst
Артем Дергунов/KazanFirst
Артем Дергунов/KazanFirst
Артем Дергунов/KazanFirst
Минниханов заявил, что в республике «Росатом» планирует запустить еще один проект.
– Мы обсудили ряд интересных направлений, в которых Татарстан может быть некой площадкой, которая позволит нам решать и другие задачи. Есть интересная водородная тема, – поделился раис о перспективах строительства в республике АТЭС.
В конце года «Росатом» должен принять инвестиционное решение по этому проекту. Татарстан рассматривается как одна из вероятных площадок, и новый дата-центр мог бы стать хорошим подспорьем в решении этой задачи.
Новые проекты, или Чем живет ОЭЗ «Иннополис»
Во время ожидания начала открытия ЦОД гостей познакомили с производственными площадками ИнноПарка, размещенными на территории ОЭЗ. Например, одно из подразделений университета Иннополис – Институт искусственного интеллекта – занимается фундаментальными прикладными исследованиями на основе технологий ИИ и реализацией заказных проектов с большой научно-исследовательской составляющей для различных компаний. Среди заказчиков площадки такие компании, как СИБУР и «Ростелеком».
Артем Дергунов/KazanFirst
– У нас есть внедренные решения Искусственного интеллекта. В частности, один из них работает в казанской компании Danaflex, которая производит гибкую упаковку, – рассказывает директор института Рамиль Кулеев. – Сейчас мы второй проект для них реализуем. Предыдущий проект был – оптимизация производственных процессов на основе предиктивной аналитики для того, чтобы сократить время выполнения заказа и создания некоторых прогнозных моделей. Сейчас наша цель – прогнозирование свойств пленок, оптимизация состава пленок для того, чтобы многослойная пленка обладала необходимыми свойствами и была умной.
Компания Trialink разрабатывает и производит системы критических коммуникаций, то есть телекоммуникационное оборудование для правительства и больших корпораций. Одна из них – Privetal TE Systems – была представлена гостям мероприятия. Это базовая станция 4-5G.
– В настоящий момент мы проходим тестирование у двух операторов с нашими базовыми станциями – в МегаФоне и «Ростелекоме». Мы имеем сертификат SSS (системы сертификации связи Минцифры) и по постановлению 969 сертификацию для применения на транспортных объектах. В прошлом году с «Ростелекомом» мы полностью всю связь в одном из аэропортов заменили на Privetal TE, и несколько месяцев этот аэропорт работал на нашей системе, – рассказал владелец компании Алексей Шмурьев.
Артем Дергунов/KazanFirst
Среди прочего компания производит четырехъядерные процессоры Cortex А7.
– Мы сами процессоры выпускаем. Все электронные компоненты выпускаются на специализированных заводах. Из этих электронных компонентов надо создать, придумать принципиальную схему. Надо из нее создать гербер-файл – сделать некий управляющий файл, с помощью которого специализированный завод сможет произвести печатную плату. Печатная плата переходит на другое производство, где робот запаивает SMD и BGA компоненты. В конечном итоге это запаяно группой компаний «Резонит». Используется везде. Каждый год мы потребляем таких процессоров 30-40 тысяч штук.
Были и другие интересные площадки. Гостям представили системы складского оборудования, которые способны сами взвесить, измерить и отсортировать посылки, комплексы автоматического строительства, позволяющие возвести два четырехэтажных дома на 38 квартир за 25 дней, дронопорты, способные обеспечить самостоятельное функционирование дронов в критических климатических условиях, и многое другое. Одним словом, несмотря на все внешнеполитические и экономические пертурбации, страна продолжает жить своей жизнью, развиваться и решать актуальные задачи.
Артем Дергунов/KazanFirst
Артем Дергунов/KazanFirst
Артем Дергунов/KazanFirst
Артем Дергунов/KazanFirst
Артем Дергунов/KazanFirst
Артем Дергунов/KazanFirst