"Эта повесть для меня глубоко лиричная, добрая и совсем не жестокая, какою она кажется на первый взгляд. Она о любви. О том, почему мы, внуки, такие. Она о нас, о наших травмах. Я думаю, что этот материал должен стать интересен зрителю. Особенностью формы, пожалуй, станет особый взгляд на текст Павла Санаева из сегодня, из нашего времени века 21-ого. Меня интересуют инструменты и механизмы работы памяти, воспоминаний, матрица образов и картинок: как это происходит внутри нас. А работа с замечательными артистами, занятыми в спектакле, - возможность поиска и открытий". Роман Габриа, режиссер спектакля.
Всем доброго времени суток!
Узнал, что в Омске состоится премьера нового спектакля режиссёра Романа Габриа "Похороните меня за плинтусом". Решил сходить. Но, как оказалось, билеты задолго до премьеры были раскуплены! Но, и в этот раз мне повезло!
Скажу сразу, что ни книгу, ни советский фильм с одноимённым названием я не читал. Так что, был как "чистый лист".
Но всё-таки, небольшое опасение чувствовалось, так как за неделю до премьеры разговаривал со своими знакомыми и двое из них категорически сказали, что на данный спектакль никогда не пойдут, так как их воспоминания о повести Павла Санаева и советским одноимённым фильмом остались весьма мрачными.
С другой стороны, последний раз в омском Драмтеатре побывал на спектакле "С Днём рождения Папа!", который не был позитивным и радостным, но был весьма мощным (во всяком случае для меня) по смысловой нагрузке. Режиссёр, кстати, тот же, Роман Габриа.
Сцена представляла собой обычную типовую, а поэтому тесноватую, компактную советскую квартиру. Квартиру, где всё продумано до мелочей и пространство использовалось на все 100%, как на космическом корабле:
Комната с заправленной панцирной кроватью, креслом и ламповым, чёрно-белым телевизором той же эпохи. Кстати, "почётная роль" "дистанционного пульта" от телевизора для переключения нескольких каналов и регулировки звука, как правило, в советской семье доставалось самому "мелкому".
- Прихожая, в которой много чего, как обычно, хранилось (включая зимние лыжи).
- Малюсенькая ванная комната, где любили принимать пенные процедуры чумазые маленькие советские дети, в том числе и главный герой, мальчик Саша Савельев (Егор Уланов).
- Кухня шести квадратных метров с дребезжащим полупустым холодильником, простенькой газовой плитой и такой же кухонной утварью. Под плитой (в надёжном месте) хранилась заначка деда Семёна (Валерий Алексеев). Заначка временами им изымалась и переливалась (для конспирации) в походный термос...
- Уютная, гостеприимная кухонька дедовского друга Алексея (Михаил Окунёв), так же разместилась на сцене... Ох, уж эти советские кухни, на которых было не только сытно, но и весьма душевно! Мужики собирались за небольшим столом, обсуждали политику, курили, жаловались на жизнь, делились приятными воспоминаниями "бурной молодости", пели застольные песни... Ну а если у мужиков был импортный магнитофон с хитами "народных артистов", да холодненькая, и поэтому "запотевшая" бутылочка "Пшеничной", да разносолы на столе, то вечер вдвойне удавался!
Главные герои. На сцене омского Драмтеатра в этот раз блистал звёздный состав! Программку в хорошем качестве привожу и с именами талантливых артистов можно самостоятельно ознакомиться (будет повод).
Мальчик Саша Савельев (Егор Уланов). Спектакль начинается, и на сцену выходит "мальчик" в типичной "мальчуковой" синей шапочке советской эпохи, растянутой, поношенной кофточке и в колготках, немного слезших с одной ноги. В тех самых колготках, в которые родители и бабушки одевали всех советских детей, невзирая на половую принадлежность.
Мальчик Саша был погружён в свой детский, богатый и искренний внутренний мир. В голове ребёнка помещалась целая Вселенная вместе с многочисленными яркими и красочными образами, живущими в его "маленькой стране".
В не всегда дружелюбном окружении, он был окружён "игрушечными" и вымышленными друзьями, которые, как никто, всегда его понимали и поддерживали.
Саша Савельев, всем сердцем любящий маму и сильно скучающий по ней, жил с бабушкой Ниной Антоновной. Его мама Оля (Анна Ходюн) устраивала личную жизнь и временами, навещала его, чему он был безмерно рад. А когда она уходила и "вскоре обещала вернуться", то без слёз не обходилось...
Закрывшись от внешних обстоятельств, непростого, временами жестокого для детской психики социума, Саша был немного замкнутый, так как с головой был погружённый в свой фантастический, более гуманный мир. Чебурашка - был его лучшим другом!
Мама Ольга была с детства зависима от своей деспотичной матери, Нины Антоновны (Валерия Прокоп), бабушки мальчика Саши.
И как только подвернулся случай, второпях вышла замуж и сбежала из родного дома. Вскоре, родила любимого сына Сашу... Когда человек вынужден "торопиться" и при этом принимать судьбоносные решения, то вероятность ошибки многократно возрастает.
Да и Нина Антоновна постоянно влезала в жизнь молодых, была всё время недовольна ими и "учила жизни". Так бывает...
В результате первый муж Ольги, отец мальчика Саши ушёл из их жизни. На момент повествования, мать Ольга пытается построить отношения со своим вторым мужчиной творческой профессии, находившегося (в плане работы) в "подвешенном состоянии". Этому мужчине нужна была женщина, но видимо, её сын нет.
Мама Оля по возможности навещала сына. Нина Антоновна, как правило, была недовольна появлением дочери, ведь маленький Саша видя мать всё бросал и с огромной радостью бежал к ней. Мама Оля проводила с сыном, как правило, недолгое время, так как под натиском Нины Антоновны "на большее" сил у неё не хватало. Временами, правда они вместе дурачились и планировали воображаемые совместные поездки. А когда и бабушка была в благоприятном расположении духа, то и хорошее настроение, да и теплота заходили в дом.
Душа у мамы Ольги была на разрыв, ведь после ухода из дома Нины Антоновны, в нём оставался её сын Саша и она вновь теряла там частичку себя.
Бабушка Нина Антоновна человек со сложной судьбой, жертва трагических обстоятельств. Сама недолюбленная, в военные годы попала в эвакуацию, потеряла маленького сына, что конечно крайне негативно отразилось на её психике. Были и весьма тяжёлые времена, когда она лежала в психиатрической клинике.
Нина Антоновна была вынуждена заниматься воспитанием единственного внука Саши, который жил с ней. Здоровья, сил и терпения, да и финансовых возможностей у неё не всегда хватало. Да и в малюсенькой советской квартирке сложно было ей уединиться и какое-то время побыть с наедине с собой. Беспокойная душа, уставшая, вымотанная, раздражительная, "поднимающая на ноги" не всегда спокойного внука и воюющая за его внимание...
Вся её жизнь - это борьба! "Воевала" Нина Антоновна буквально со всеми: со своим супругом Семён Михайловичем, дочерью Ольгой. Оскорбляла дочь при внуке, для которого мама была всегда чем-то желанным и божественным. Да и мальчику Саше, при случае, так же доставалось, как за себя, так и за свою маму Ольгу.
Эмоционально её сильно шатало. Могла быстро "закипеть", но так же быстро и "отходила". После её эмоциональных монологов её окружение, по возможности, сбегали из дома, а маленький Саша всё больше уходил в себя и убегал в свою "маленькую воображаемую страну".
Нина Антоновна постоянно боролась за внимание и любовь своего единственного внука. Как будто любовь имеет размер и если она достанется одному, то её не хватит другому!? Специфично проявляла она свою любовь к близким...
Чувствуется, что несмотря ни на что, в данной постановке "Похороните меня за плинтусом", Нина Антоновна тем не менее, очень любила своего внука. Да и за деда искренне волновалась и переживала, когда, бывало, что после "раздачи пистонов" он надолго пропадал из дома.
Нина Антоновна постоянно была чем-то и кем-то недовольна. По традиции не одобряла и нынешнего ухажёра своей дочери, оскорбляла и унижала его. В конце концов Ольга забрала сына Сашу и Нина Антоновна осталась одна...
Дедушка Семён Михайлович добродушный, простоватый человек творческой профессии, который по дому "рассекает" в растянутых "триконах", как обычно, чем-то испачканных на "пятой точке".
Воспитанием внука Семён Михайлович особо не занимался, видимо из-за того, что был "привит" бабушкой, которая "кое-что понимала в вопросах воспитания внука, а он, скорее всего, нет". Он, наверное, пытался наладить отношение с внуком Сашей, но вскоре, чтобы не "гневить Бога" и не выслушивать лишний раз горячий и эмоциональный монолог своей супруги, больше, особо и не лез.
Нина Антоновна, по факту была "главой семейства" и хозяйкой дома, в котором часто деду Семёну "доставалось на орехи". Дома ему было не уютно, так как он постоянно чувствовал себя одиноким, и чтобы немного скрасить своё чёрно-белое существование, частенько общался со своим лучшим другом Алексеем.
С соседом они "ходил на рыбалку" (в прямом и переносном смысле), как правило, чтобы "отвести душу за рюмкой чая". Вторая отдушина у него была, связанная с его творческой профессией, так как это давало ему ещё одну возможность "сбегать из дома" на редкие гастроли.
Верно подмечено. У многих советских мужиков-автолюбителей был свой гараж и по выходным многие из них убегали из дома от своих жён, чтобы вновь и вновь "чинить машину". У них была причина! Гараж, так же часто имелся и у мужиков, у которых и автомобиля то даже не было...
На самом деле, большинство из них до своего авто так и не добирались, так как собирались у кого-нибудь из товарищей в самом гостеприимном и хлебосольном гараже для задушевных посиделок на "мужской клуб". Ну и в конце дня приходили все домой отдохнувшие и слегка навеселе.
Тем не менее Семён Михайлович и Нина Антоновна прикипели друг к другу всей душой. И хоть на словах готовы были на многое, но вскоре отходили от негативной эмоции и искренне переживали о своей второй половинке.
Друг деда, Алексей. Хороший, проверенный друг и товарищ Семёна Михайловича. Одинокий, душевный, рукастый, ценящий настоящую мужскую дружбу и любящий мальчонку Сашу. При случае, когда Семён Михайлович попадал под "горячую руку" Нины Антоновны, "с ходу" прикрывал своего товарища. А в случаях форс-мажора, предоставлял тому ночлег и морально поддерживал друга за "рюмкой чая".
Борьба. Ребёнок рождается лидером! Ведь вероятность именно нашего с вами рождения ничтожна! И если человек появился на свет, то он выиграл серьёзнейший "конкурсный отбор".
И вот этот маленький лидер после своего рождения сразу попадает в социум. Его пеленают, ограничивают (часто, для его же безопасности), наказывают, ставят в угол, принуждают, высмеивают, дразнят, им стараются управлять и манипулировать... Он учится и по мере своего роста, то божественное, что было в нём от рождения, улетучивается и он, вскоре замыкается и(или) начинает примерять различные "маски"....
Бывает, что родственники (родители, бабушки-дедушки) "воюют" друг с другом за внимание и любовь ребёнка. Ведут себя глупо, как будто любовь имеет свой размер и лимит. Они его "делят", "тянут за руки" в разные стороны, "нашёптывают"... "Тянут за руки", а "рвут ему душу"!
Из моего опыта возраста мальчика Саши Савельева. Самый тупой вопрос, который может быть задан маленькому ребёнку (как правило чужими людьми и с определённой, нехорошей интонацией): "А ты кого больше любишь маму или папу!?" Дети эту "подставу" подсознательно понимают... "зарываются" в родителя стоящего рядом и, как правило, никогда на него не отвечают...
Игрушки. В спектакле широко были представлены и игрушки советской эпохи. Но, Чебурашка был самым любимым, самым лучшим другом Саши Савельева!
И образ Чебурашки витал на сцене Драмтеатра в виде транслируемого по телевизору чёрно-белого мультика. В виде игрушки, которую подарил Саше друг деда, сосед Алексей. Чебурашка предстал перед изумлённым Сашей и зрителями и в виде юморной шапки-"чебурашки", которую рукастый друг Семён Михайловича собственноручно сшил на швейной машинке! Омский зритель с удовольствием "шумнул", так как шапка и ему уж очень понравилась!
Песни. В спектакле "Похороните меня за плинтусом" за уютным кухонным столом звучали известные народные хиты советской эпохи и тёплые, задушевные застольные песни, умело исполненные дедом Семёном и его другом Алексеем.
Видеоряд хорошо сочетается со звуковым сопровождением, усиливая эмоцию некоторых сцен и дополнительно погружая зрителя в осознание чувствительной и бездонной детской психики.
Игра. Актёры мастерски, душевно играли! Детский голос, звучащий в голове мальчика Саши, озвучил настоящий мальчик, который также присутствовал на премьере вместе со своей мамой. А эмоциональные, мощные монологи, что мамы Ольги, что деда Семёна, что бабушки Нины Антоновны будоражили сознание зрителя, теребили его душу и сердце. В этот раз пришлось наблюдать на сцене и в зале слёзы...
Мои опасения, к счастью не оправдались. Спектакль не получился жёстким. Да, были напряжённые моменты, но послевкусие от спектакля очень тёплое, положительное, с лёгкой "грустинкой" и немного ностальгическое... Я на 100% погрузился в ту забытую атмосферу. Ещё бы! Ведь, все мы родом из детства!
Поддержка. Приятно было видеть в зрительном зале некоторых статусных актёров Омского Драматического. Что сказать, хорошее, достойное и искреннее отношение, когда коллеги пришли на премьеру, чтобы поддержать своих товарищей "по цеху"!
Детство. Известный российский певец и композитор Гарик Сукачёв в своей песни "Детство" задаёт вопрос: "... Я уеду туда, только где мне достать бы билет?"
Смогу подсказать Гарику Сукачёву, что "билет в Детство" можно, если повезёт, достать в кассе омского Драмтеатра купив его на спектакль "Похороните меня за плинтусом"!
Спасибо! Зрителю спектакль понравился! Как написали бы в газете "Правда" времён эпохи данной повести: "...зал приветствовал режиссёра и артистов спектакля стоя, под крики "Браво" и долгими, продолжительными аплодисментами!"
Спасибо Роману Габриа, талантливым актёрам и многочисленным помощникам "за кадром" за путешествие в ту далёкую "страну" под названием "Детство"!
Добру быть!
*Кино-Театр-Книги: https://gorelov.su/kino-teatr/