Детей мигрантов, которые не говорят по-русски, предложили учить языку в детских садах, чтобы они могли получить культурно-языковую подготовку. Такую инициативу озвучила уполномоченный при президенте России по правам ребенка Мария Львова-Белова.
В своем ежегодном докладе она обратила внимание на проблемы, возникающие из-за конфликтов между детьми-мигрантами и русскоязычными учениками в школах. К сожалению, с каждым годом таких случаев становится не меньше, а, наоборот, их количество растет.
При этом зачастую у подобных детей и их родителей нет мотивации к изучению языка. Они живут общинами и общаются на своем языке. Также и в школах пытаются воспроизвести подобную модель поведения.
У многих мигрантов нет принятия российской культуры и норм поведения.
Кроме того, у детей мигрантов нередко наблюдается несоответствие уровня знаний. Незнание языка не позволяет им успешно осваивать учебную программу.
Не говоря уже о том, что такой ученик в классе - это и дополнительная нагрузка на учителя, который сейчас и так перегружен бумажной волокитой и отчетами.
Мария Львова-Белова предложила правительству России внести изменения в законодательство, которые позволят обучать детей-мигрантов в детских садах и организовывать для них адаптационные курсы. По ее словам, изменения в законодательстве помогут решить эти проблемы.
Введение обязательной культурно-языковой подготовки позволит детям-мигрантам быстрее освоить русский язык и познакомиться с русской культурой. Это поможет им лучше интегрироваться в общество и избежать возможных конфликтов и проблем в будущем.
Отмечается также, что обучение должно быть бесплатным и доступным для всех детей-мигрантов, независимо от их материального положения. Это обеспечит равные возможности для всех детей и поможет преодолеть социальные барьеры.
Очевидно, что владение русским языком является базовым условием для успешной социализации и адаптации детей-мигрантов в России. Детский сад, как первая ступень системы образования, предоставляет идеальную среду для естественного и эффективного освоения языка.
Дети, не владеющие русским языком, сталкиваются с серьезными трудностями в школе. Отсутствие языковой базы негативно сказывается на усвоении учебного материала, что может привести к отставанию в учебе, снижению мотивации и даже социальной изоляции.
Языковая изоляция может привести к формированию замкнутых этнических групп и усилить риски межкультурных конфликтов. Общая языковая среда, наоборот, способствует налаживанию диалога, пониманию и формированию толерантных отношений между детьми разных национальностей.
Культурно-языковая подготовка в детском саду может стать существенной помощью для родителей-мигрантов. Многие из них также испытывают языковые трудности, и успехи их детей в освоении русского языка могут положительно сказаться на адаптации всей семьи.
В то же время нельзя забывать о том, что реализация инициативы потребует тщательной проработки, включая разработку эффективных методик преподавания русского языка как иностранного для детей дошкольного возраста, подготовку квалифицированных педагогических кадров, создание соответствующей материально-технической базы.
А вот педагогов в детских садах зачастую не хватает. Из-за низкой заработной платы молодые специалисты здесь не задерживаются. Поэтому возникает закономерный вопрос: чем будут привлекать квалифицированные педагогические кадры? Или опять пойдут по пути увеличения нагрузки на уже имеющихся работников?…
Фото: https://ru.freepik.com