Приветствуем, друзья! Экономичность грузового автомобиля зависит не только от типа топливной системы (хотя, конечно, это определяющий фактор), но и от манеры езды. Вот в последнем на первый план выходит коробка передач: от того, какие возможности она предоставляет в переключении напрямую зависит, как эффективно вы будете разгоняться и тормозить.
Чтобы разобрать, как это работает на практике, возьмём устройство и принцип работы коробки передач Scania GRS905R. Мы выбрали КПП, которая у нас имеется на площадке, это устройство, которое ранее использовалось на механике.
Для наглядности взяли со склада рычаг переключения передач, чтобы проиллюстрировать, как устроена коробка и как она функционирует. На ручке видим схему переключения передач – первая, вторая, третья – здесь мы с помощью рычага переключаем вилки в коробке через кулису.
На левой стороне рычага находится дополнительная клавиша, которая характерна именно для коробки GRS905: это позволяет переключать положение три плюс три и добавлять половинки, плюс задняя, плюс «черепаха», - получается до 14 передач. Эта клавиша изменяет положения в передней части коробки, где первичный вал входит в неё и где находится шестерня, свободно вращающаяся на игольчатых подшипниках. Переключение передач происходит при помощи этой боковой клавиши.
Также на рычаге есть клавиша внизу коробки, отвечающая за переключение делителя. Делитель находится в задней части коробки, над ретардером с охладителем. При старте с места эта клавиша должна быть в нижнем положении, что позволяет выбрать первую, вторую или третью передачу.
Когда в процессе начала движения обнаруживаем, что скорости первой, второй или третьей недостаточно для разгона, мы поднимаем клавишу, чтобы перейти на четвертую, пятую или шестую передачу. Если даже этого оказывается недостаточно или скорость выбрана неправильно, мы можем воспользоваться боковой клавишей, включая положение с половинками.
Рычаг также обозначен буквами R – задний ход и C – «черепаха». «Черепаха» предназначена для случаев, когда на тяжелом тягаче с не менее тяжелым грузом мы хотим ехать даже медленнее, чем на первой передаче.
От рычага перейдем к коробке. В передней части находится масляный фильтр, трубки от него отходят на систему охлаждения двигателя, чтобы через рубашку охлаждения коробка не перегревалась при высоких нагрузках.
В задней же части КПП находится ретардер, или ретарда. Это устройство играет ключевую роль в повседневной эксплуатации грузовых тягачей. Если в общем, он позволяет замедлять автомобиль без использования основных тормозов, что способствует увеличению срока службы тормозной системы и уменьшает износ колодок.
Принцип работы ретардера заключается в преобразовании кинетической энергии автомобиля в тепловую энергию. При этом масло, поступающее между лопатками турбины и статора, создает силу сопротивления, замедляющую вращение колес и, следовательно, автомобиля.
Соответственно, чем выше скорость движения автомобиля, тем выше его эффективность. Максимальной эффективности ретардер достигает на скорости примерно 20 км/ч, на более же низких скоростях его эффективность падает до нуля.
Резюмируем: основные преимущества использования ретардера – «экономия» основных тормозов, обеспечение стабильности торможения на длинных спусках и увеличение безопасности водителя и окружающих.
Маркировка коробки GRS905R – это КПП с ретардером (так как есть обозначение Rв конце), GRS905 – без ретардера. Тягачи с таким типом коробки достаточно распространены на российском рынке, поэтому на складе Worktruck мы всегда держим их в наличии. Обращайтесь!