Найти в Дзене
Без цензуры

ЦБ зашел слишком далеко: Набиуллина вновь повысит ставку?

7 июня состоится очередное заседание Совета директоров Банка России по ключевой ставке, и к этому мероприятию мы подходим с такой настороженностью, потому что последние десять дней представители ЦБ пугали общественность и бизнес заявлениями о рассмотрении варианта с повышением ключевой ставки.

Казалось, куда больше: уже сейчас значение составляет 16%. Это и так запредельный уровень, что вредит многим компаниям, которые работают в реальном секторе экономики. В ЦБ же хотят рассмотреть по крайней мере вариант повышения до 17% или, может быть, даже до 18%.

На прошлой неделе вылез Заботкин. Это заместитель Набиуллиной, который в очередной раз прогнал чушь про некий перегрев экономики и про то, что экономика "растет выше своего потенциала". Но я еще раз повторю, что это даже теоретически невозможно, расти выше потенциала. Можно либо реализовывать потенциал, либо расти ниже него - благодаря таким личностям, которые работают в руководстве Центробанка и тормозят нашу экономику.

Плюс, буквально на днях вылезли так называемые аналитики ЦБ. Кто это такие, что они вообще предпринимают - нам до сих пор никто не объяснил. Зато они любят где-то за неделю-полторы до заседания по ключевой ставке публиковать свои данные, рассуждения и комментарии. Так, они считают, что если инфляция не перейдет к устойчивому снижению, то может потребоваться еще большее повышение ставки.

Но, господа, вы в августе начали ее повышать. Сначала было 12%. Потом было 15%, потом 16% - но к настоящему моменту ни одна из поставленных тогда целей руководством Банка России не была достигнута. Нет даже признаков того, что эти цели хоть когда-то будут достигнуты. Например, кредитование не замедляется. На днях вышли данные по кредитованию за апрель. Корпоративное +1,9% к марту, потребительское +1,8%. Это достаточно высокие темпы, но по другому нельзя. Если в экономике есть спрос, то предприятия, логично, будут брать кредиты для того, чтобы нарастить выпуск товаров и услуг.

Не получается у Центробанка, говоря их же словами, охладить экономику. Рост у нас сохраняется на высоком уровне (по 1 кварталу +4,6%), и, в общем-то, не удается как-то замедлить инфляцию. Но почему не удается? Давайте вспомним прошлый год. Чем был вызван тот всплеск инфляции? Девальвацией, которую намеренно допустил Банк России, отказавшись в нужный момент возвращать правила по обязательной продаже и репатриации валютной выручки. Они до конца не хотели делать этого, пока Президент личным указом в октябре не утвердил обязательную продажу и репатриацию валютной выручки, после чего курс рубля стабилизировался.

Кроме того, необходимо понимать, почему в настоящий момент инфляция находится на таком уровне - 8% по официальным данным. Мы имеем низкую базу прошлого года. Тогда, год назад, у нас и дефляция по неделям фиксировалась, и темпы роста цен, в свою очередь, на фоне высокой базы 2022 года были чрезвычайно низкими, однако уже со второй половины года пошёл резкий рост инфляции. И, конечно, в годовом выражении этот показатель будет замедляться. То есть осталось буквально полтора-два месяца, пока мы не увидим устойчивое снижение темпов роста цен в годовом выражении.

Центробанк все эти моменты как-то не учитывает, хотя они были очевидны. Мы их проговаривали и год назад, и полгода назад. И все, что мы говорили, в общем-то сбывается. Но это не потому, что я или мои коллеги являемся слишком умными. Это потому, что это очевидные вещи, которые понимают студенты 1 курса даже Высшей школы экономики. Только в Центробанке по какой-то абсолютно невероятной причине отказываются принимать ту реальность, в которой мы сейчас находимся.

А какова эта реальность? Сейчас она такая, что расходы бюджета не могут не оставаться повышенными. И речь не только о военных расходах, но и о гражданских. Необходимо стимулировать, поддерживать экономику. Предприятия не могут отказаться от инвестиций, не могут отказаться от того, чтобы брать кредиты. Даже необязательно инвестиционные - хотя бы оборотное кредитование. Если они видят потенциал в том, чтобы увеличивать свои финансовые и производственные показатели, они будут это делать.

Разрыв между спросом и предложением, о котором постоянно заявляет Банк России, нивелировать можно двумя путями. Первый - это рубить спрос, что ведомство Набиуллиной и пытается сделать. Но не получается, и они сами признают, что несмотря на такую высокую ставку в 16% спрос все равно остается высоким. Но если у вас один раз не получилось, два, три раза не вышло - то, может быть, тогда следует прибегнуть к каким-то другим инструментам, которые, например, могут стимулировать предложение и способствовать наращиванию выпуска товаров и услуг?

В ЦБ уже года, наверное, с 2015 заявляют, что это невозможно, потому что на инвестиционную активность, на финансирование инвестиционных проектов требуется от 2 до 5 лет. Что ж, срок реализации средних проектов составляет 2-3 года, крупных - до 5 лет. Но если вы из года в год заявляете и не делаете, то у вас этот вопрос не будет решен и в 2025 году, и в 2027, и в 2028. А если бы вы тогда, когда это начали заявлять, стали стимулировать предложение, то сейчас мы бы к данному вопросу не возвращались. Предприятия успешно бы развивались, наращивали бы выпуск товаров и услуг. А ведь именно это и является главным дезинфляционным фактором. Но, к сожалению, Центробанк у нас застрял в логике и парадигме, в которых мы жили даже не до 2022 года, а примерно в середине нулевых.

Они постоянно следуют архаичным либерально-монетаристским методичкам. Вот то, что там написано, они с точностью выполняют, не понимая, что сегодня эти методички не актуальны даже для США и стран Запада. Они утратили свою актуальность еще в 80-е, максимум в 90-е годы прошлого века.

При этом у данной ситуации есть и позитивная сторона. Совершенно грамотная работа, которую проводит Правительство, те инструменты и меры, которые они реализуют, во многом нивелируют негатив, который получается в результате работы Банка России и в общем-то сглаживают весь отрицательный эффект. Но если ставка будет повышена еще больше, даже до 17-18%, то это уже может внести серьёзную дестабилизацию в работу Правительства, и главным пострадавшим будет бюджет. А доходы и расходы государственной казны сейчас находится в наибольшем приоритете за последние, пожалуй, десятилетия.

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!