Наряду с Каннами и другими кинособытиями почти уже (если не канул, так стукнулся) о лето фильм, позиционировавшийся режиссёркой как документально-политический и социальный. На деле же, без пяти минут вышел некий социальный арт-хаус. Меня тоже подмывает подискутировать о трёхсерийной ленте под хлёстким названием Предатели, которую сняла Мария Певчих* - в титуловке плоть от плоти российская оппозиционерка (за границей, и со стажем нахождения в Лондоне, как когда-то у революционера Герцена). Более того, сейчас поневоле росоппы представляют из своей эмиграции копипасту прежних отверженных - от эпохи Российской империи, до волн неприятия советского курса, но есть свои различия внутри потока. Или нескольких потоков. Разгромленный в России проект ФБК* (*нежелательная организация в РФ* - по моему мнению, сама себя приведшая к закрытию, ещё до событий февраля 2022 года). Фонд ни с кем из коллег по несчастью и отключению от нынешней российской политактуальности не захотел разделять пальму первенства, плодами с которой счёл митинги движения в крупных городах (с разным числом, не всюду многотысячным, как в Москве и СПб). При этом сами сторонники сначала арестованного, а затем - умершего лидера и блогера Алексея Навального стали позиционировать дейтельность движа, как чуть ли не левую, ориентированную на социальную составляющую. Впрочем, так начинала и партия Яблоко, в которую одно время Навальный входил. Ничего нового, покуда на видеохосты выкладывали то фешенебельные виллы, то дом уточки, то дворец у моря - типа, как от этого страдает народ. В соответствии с политконъюнктурой навальнисты начали высказываться и против повышения пенсионного возраста, переориентировавшись на социальную риторику - с праволиберальной. Не заставили себя ждать нападки левых либералов на ветеранов политдвижа, чистящих себя ещё под дедушкой Ельциным. Так и появилась идея кина о социальном предательстве, которую принялась воплощать - замелькавшая среди антикоррупционерщиков Маша.
Довольно быстро стало понятно, что она захотела влить в увядшее в России движение свежую кровь. Хоть и пришлось это делать за границей, но первый выход произошёл во время перелёта политшефа движа в берлинскую Шарите. После возвращения и посадки нужна была эффективная засветка, чтобы не потеряться вообще на тривиальной повестке крутизны на антипутинстве. После февраля 2022 года в оппозицию кинулись все, кому ни лень, отбивая эмигрантский хлеб. Это, в принципе, логично. Быстро проявилась и другая особенность, оставшийся не у дел ФБК по-прежнему сохранил ставку на жёсткий хайп. Одно дело, когда покручинятся зубры калибра Гарри Каспарова* или Леонида Гозмана*, приправленные прибауточками Алексея Венедиктова*: мол, понятно - надо жестить с Кремлём, тащить и не пущать запутинскую пропаганду на Западе. ФБК, нежелательный в РФ, оказался согласен, но принялся тянуть одеяло на себя - мол, его сторонники митинговали в России, пока либералы первых разливов сидели по европейским кабакам... К слову, некогда Навальный и сам периодически выезжал на такие прообразы Капри для русской интеллигенции, мало с ней сходившись. Не тот покрой. Навальнистов* тянуло к уличной борьбе, экстриму - овладеть повесткой для молодёжи. Одно время к движу относили чуть ли не школьников, что чисто пропагандный трюк - на автобусах из глубинки свозят на стадионы ничуть не меньше такой публики. Скорее всего, янгам по барабану, за кого выступать - главное, привезли и посулили концерт или другие бонусы. Дело нехитрое.
И тут взошла звезда Певчих. Она проявила себя, как эффективная сотрудница, хотя лидерство прочат вдове Навального, смешивая у Юлии образ Светланы Тихановской и Жанны д' Арк. Мария же заинтересовалась кино, начиная с видео на ютьюбе и продолжив фильмом на НВО - документалкой под фамилией её главного героя, но с Юлией в главной роли. Докмуви вышло в 2022 году, ещё при жизни Алексея, но во время его отбывания им срока заключения. Марию, видимо, захватила белая зависть - в результате на свет появился - уже её - трёхсерийник, 2 года спустя. Как она сама признавалась в многочисленных интервью, была проделана колоссальная работа. В ней кинодокументалке Певчих не откажешь. Неплохо и одновременно стильно был подобран антураж эпохи 90х, с элементами сохранявшегося ещё тогда советского быта и декора. Посреди такого прообраза комнатухи сидит девочка в кроссиках и глядит то на газетные вырезки, то в потолок. Стильненько, с отсылкой к какой-нибудь Зази в метро, режиссёра Клода Лелюша. Впрочем, видно, что девочка - интеллектуалка. Милота свалилась зрителю)
Главный локомотив ленты Предатели - наезды Марии Певчих на олигархов ельцинских времён. В частности, в кадрах мелькают молодой Михаил Ходорковский*. А вот он же - после просмотра части серий. Предстаёт в образе ненароком разбуженного мужика...;)
Нет смысла обозревать все появившиеся мнения и комментарии по Предателям. Киноха сделала своё дело, хоть представляет из собой клише новостей и газетных заголовков тех лет. Задетые олигархи легко отбоярились, но (как и услышали это для себя поклонники навальнистов), ожидалась реакция политветеранского разума возмущённого: да кто она такая... сама бы попробовала тогда порулить - когда деньги зачастую возились с собой самолётами, затыкая невыплаты зарплат бюджетникам... полстраны, если не больше, ходило под мафией - залоговые аукционы были вынужденной мерой... и (вишенка на торте): порядка и власти уже не было, а прежняя советская партноменклатура саботировала строительство новой Росии, срастаясь с теневой экономикой... - итд, итп. И, с одной стороны, Певчих сразу ангажировала на дискуссию (ну, захотелось почесать языком - он у Маши подвешен, хоть иногда напоминает манеру бухгалтерши); с другой - возникло мнение, что поколение детей предъявляет отцам, куда благодаря им всё скатилось. Вопрос не в том, так это или нет, а в подобной политтургеневщине - в чём противоречия политотцов и политдетей, если детьми себя так позиционирует Певчих и другие птенцы ФБК. Фактография в ленте полетела, но она сама по себе вторична - и вот уже Мария чуть ли не топит за победу Зюганова на выбрах 1996 года (вероятно, считает, что был бы вариант с польским Квасьневским, тоже баллотировавшимся от левых, как и лидер КПРФ). Геннадий Андреевич в 90е был привлекательнее, хотя политологи постарались слепить из него дьявола (и не одни политологи), но феноменальнее всего был минимальный отрыв двух тогдашних фаворитов российской президентской гонки. Как дихотомия в Штатах: Трамп или Байден (Не обязательно нынче. Ещё в первый раз).
К слову, Певчих отвергла свою симпатию к коммунистам - впрочем это не помешало ей дать интервью блогеру-леваку Андрею Рудому*. Тот прямо расцвёл - во как умеет) Ход же был предсказуем. Марии нужно больше эфиров для паблисити, а канал Вестник Бури* тоже приподнялся на таком коллабе. У Юрия Дудя* сама Маша смотрелась с тем же интересом - она украшает любой эфир (так же, как и нынешняя *ино в РФ* - несостоявшаяся президентка Екатерина Дунцова*). (И Дудь, и Рудой - тоже иноагенты, но, в принципе, мало что помешало бы всем основным фигурам оппозиции за рубежом собраться на общий саммит - и для начала накидаться, по русскому обычаю. Маша Певчих могла бы побыть немного Маргарет Тэтчер, которая когда-то во время своего премьерства пекла пироги, для заседаний британского правительства. Посиделки на лондонской Даунинг-стрит порой затягивались за полночь).
Напомню: Певчих - не коммунистка, а умное деффачко (так по образу). Но с красными ноготками)
Придёт ли она когда-нибудь к власти? Можно вульгарно перефразировать (хотя, российского ведущего Шейнина): время покажет. По творческим склонностям напоминает раннюю Ирину Хакамаду, ныне ушедшую в литературную эзотерику. Несмотря на то, что генеральная мужская линия в России держится ясно кем (и окружением), среди оппозиционеров на глазах растёт острая политконкуренция на преемственнность порулить - разве что это напоминает побеги клубники после дождя, но ягоды сначала зелёные. Наверное, примерно так считают прожжённые волки типа Венедиктова. В плане конфликта двух политических поколений, как ни странно, российские старшаки-власть имущие вполне в чём-то солидарны с старшаками-оппозитами: дескать, в случае чего - договорятся, а новая поросль при этом должна исполнять функции пехоты: что пропутинской, что антипутинской. Идеалисты же прекрасны в культурном плане, но проигрывают в суровых и подчас беспощадных политических реалиях.
Впрочем, такое впечатление, что Мария Певчих это чувствует. Считая себя достаточно интеллектуальным и образованным созданием, она одновременно презирает папиков 90х - и им же малость завидует. Такой вид поведения напоминает метафору: водка и на ручки) Конечно же, время разберётся. Станет ли движ памяти Навального (теперь так) главным альтернативным политтрендом - не верится, и так не было и во время его расцвета. Сыграло - и страшно далеки они были от народа, в своих московско-питерских барах, и не выдержали бремени Роспила - интересного проекта в социальном плане, больше, чем в политическом. К фильму Предатели это не относится. Лента получилась, как есть - взгляд наискосок на далёкую эпоху 90х, но не Родченко. Хоть и, повторюсь, довольно стильно. В актуальном политконтексте, всё же - однодневка. Подчеркнувшая талант)
#Кэн, арт-социальный деятель, блогер
#Кэнсайд #Мнение на канале #Пещерный_труд (приложение к социально-психологическому проекту-беседе #Неладная)
#МарияПевчих #Социум и #Политика #Культура #Синема #Критика #Психология #Тенденции #Конфликт_поколений #Отцы_и_дети #История #Лихие90 #История90х #Весна2024 #Май2024 и #Июнь2024
(Примечания: маркировка* означает статусы иноагентов, а также иные упомянутые вещи для упоминаемых лиц. Алексей Навальный не маркирован, так как умер во время отбывания тюремного заключения.
Использованы скриншоты из нескольких интервью, а также с фильма Предатели).