Всем привет! Недавно я прочитала размышления Иоанна Златоуста о девстве. Он вообще восхваляет девство в том плане, что есть люди, которых в принципе ни к влечению к противоположному полу, ни к интимным отношениям не тянет. И лучше им этого не знать, если кроме брака есть у них на примете альтернативный путь служения людям.
Например найти дело, чтобы приносить пользу окружающим людям, чтобы в дальнейшем возникли связи и взаимопомощь. Я по своей сути к таким людям отношусь. Либо получить хорошую профессию и за определённую плату нанять человека, который оказывал бы помощь.
Я даже знаю такого человека лично.Он живёт в посёлке, где мы раньше жили, придумывает головоломки, издаёт книги с ними, его по всему миру уважают. Зовут его Леонид Петрович. Но он одинок. Может он как раз из данной категории людей. Возможно, влюблённость в девушку просто не его состояние души. Мне кажется, он может и помощников нанять, и на основе взаимоуважения кого нибудь попросить о чем угодно.
То есть с семьей или без семьи самостоятельная жизнь предполагает какую то отдачу.
Другое дело, что семья является самым распространённым способом взаимного служения и получения взаимной помощи в решении житейских проблем и альтернатива этому мало у кого есть. Мало кто находит способ служить людям, не углубляться в эгоизм и решать сложные житейские проблемы, не создавая, при этом семьи. И мне тоже на практике это сделать нереально.
Именно поэтому я вышла замуж, а не из-за того, что мне хотелось влюбиться в парня, испытывать влечение. Это не моё состояние души.
Моя мама когда-то говорила: "Вот тебе пример можно проучиться и остаться одинокой как Леонид Петрович. "А это вещи вообще несравнимые, совершенно разные. Если бы я действительно была как он, то есть владела бы, какой то профессией настолько хорошо, чтобы служить людям и получать помощь взамен, я бы и замуж не вышла. Вышла, потому что как раз я вовсе не как он. Общее в нас только то, что влюблённость, возможно, не наше состояние души, во всём остальном мы совершенно разные.
Но для тех, кому хочется влюбиться, испытывать романтические чувства, лучше уж вступить в брак, нежели разжигаться. И большинство именно таких, что во время Иоанна Златоуста, что сейчас.
Следовательно, если брак становится средством служения людей друг другу в решении житейских проблем и нет цели и желания влюбиться ярко как в сериалах, романах, песнях и т. д.,то он выше девства, так как во многих случаях одиночество приводит к усугублению эгоизма.
Например, многие люди в одиночестве становятся настолько зависимыми от удовольствий, что впоследствии им трудно заставить себя заботиться даже о своих собственных потребностях в быту и уходе за самими собой. В то время как брак побуждает заботиться о себе самом, чтобы выглядеть хорошо в глазах другого, а также о потребностях другого человека, планировать средства и время.
Кроме того, одинокий человек, находящийся в девстве физиологическом, может начать ошибочно считать себя чище и возвышеннее других людей. В таких ситуациях брак является средством, которое может развеять эту иллюзию. Ведь настоящая чистота и возвышенность человека проверяется при его поведении рядом с другим человеком в ситуациях расхождения интересов.
А если парень с девушкой влюбились, возникло влечение, романтические чувства и именно поэтому поженились, то брак для них ниже девства. И такой расклад не считается грехом, не осуждается, но и не восхваляется Богом.
Героиня книги протоиерея Александра Торика "Селафиила" Маша мечтала о монашестве и не хотела ни влюбляться, ни выходить замуж. Но ей пришлось вступить в брак, так как умер её отец, у мачехи возникли проблемы со здоровьем, а маленькие братья и сестры нуждались в заботе, а значит, семье нужен был помощник. Значит, в данной ситуации брак для неё был выше девства.
Накануне замужества ей приснился сон о том как Иисус Христос ей говорил: "Принеси своё девство в жертву ради своей семьи." Он имел в виду девственность физиологическую. Но поскольку она не была пылко влюблена в человека, за которого собиралась замуж, мышление девства у неё осталось и никуда не делось.
Возможно, быть монахиней в тот период времени для неё было ещё рано и ей необходимо было пройти путь семейной жизни, который хоть и труден, но гораздо легче монашеского. Ведь мечтать это одно, а быть готовой и иметь видение, это совершенно другое.
Таким образом Иоанн Златоуст говорит не о физиологическом девстве, а о мышлении девства.
Иными словами, это и есть способ проживания отношений не как в сериалах и романах.
О том же самом состоянии я прочитала в книге митрополита Антония Сурожского: "Бога нельзя выдумать". Он рассказывает, что одна из его прихожанок сказала: " Девственность это не то, что нам дано, а то чего нам необходимо достичь " Она имеет в виду не физиологическую девственность, а именно соответствующее мышление.
О том же, со слов автора, сказал святой Василий Великий: "Я никогда не знал женщин, но я не могу считать себя девственником, так как я отношусь к мужчинам и женщинам по разному". То есть автор имел в виду, что интимных отношений с женщинами у Василия Великого не было, но он склонен ко флирту и влюблённости.
Я, хотя и знала мужа как мужчину, могу считать себя девственницей в мышлении, поскольку до свадьбы у меня к нему не было ни флирта, ни сумасшедшей яркой влюблённости как в сериалах и романах. Он для меня был человек как человек, а мужчиной стал только после свадьбы. И все другие мужчины для меня сейчас люди как люди.
То есть в жизни имеют место случаи, когда женятся вовсе не из-за секса или ярких романтических чувств, не всем это нужно действительно. Женятся из-за того, что кроме взаимного служения в браке нет альтернативы для решения сложных житейских проблем.
А при их эффективном и успешном решении в качестве награды остаются время силы и средства для романтических моментов. В таких отношениях чувства тоже есть, но они находятся не на первом плане.
Хотя те, кто вступает в брак из-за секса и/или ярких романтических чувств, тоже имеют на это полное право.
Всем пока!