Найти в Дзене

Алиса прошлая и настоящая

Оглавление

Размышления о современной экранизации Кира Булычёва

В российский прокат ворвался фильм «Сто лет тому вперёд», экранизация одноименного произведения Кира Булычёва. Спустя месяц мы решили подвести итоги встречи нынешнего поколения с идеями поколения ушедшей эпохи и сравнить, как же изменились мечты о светлом будущем спустя сорок лет.

У каждого поколения есть свой идеальный женский образ. Девчонки будут завистливо вздыхать, глядя на него, а мальчишки представлять себя настоящими рыцарями, которые, конечно же, спасут прекрасную героиню (причём неважно, нуждается ли она в помощи в принципе) и добьются её благосклонности.

У тех, кому сегодня под сорок или немного «за», таким идеалом была Алиса Селезнёва — непоседа и бесстрашная выдумщица из далёкого будущего. И без сомнения, трейлер этого проекта у многих вызывал опасения: как интерпретирована книга, с поправкой на нынешние технологии, возможности нейросети и другие признаки современности? Интрига сохранялась вплоть до премьеры.

Сейчас зритель по-разному оценивает ленту: от «очень хорошо» до «плохо», но что совершенно точно — нам показали совсем не ту Алису, которой грезило поколение восьмидесятых.

ИСТОКИ ПРОШЛОГО

Но сначала вспомним ту самую классическую «гостью из будущего» из далёкого 1985 года. Рассуждать об этом сериале очень непросто. Можно ли назвать его шедевром? Спорно: даже режиссер, его снявший — Павел Арсенов — признавался, что не рассчитывал на такой ошеломительный успех. По его мнению, народная любовь возникла благодаря двум факторам: внешность главной героини и музыка. Последняя, к слову, частично перекочевала в новую экранизацию.

Мир будущего в «Гостье» — это мир победившей гармонии, где люди живут в условиях чистейшей экологии, где всю основную работу выполняют роботы, а люди мечтают, изучают и создают. Бюджет фильма не мог не повлиять на конечный результат.

Вероятно, это обстоятельство также влияет на конечную оценку ленты зрителем. И кстати, о бюджете. Алиса из восьмидесятых — недостижимый идеал, концентрат всего того, что обсуждались на пленумах и съездах. И это не про форму, а про содержание — идею и, если хотите, душу. Тоска по светлому будущему — вот что такое та Алиса. И эта тоска — всегда настоящая.

-2

ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ — НАСТОЯЩЕЕ

Современная экранизация «Сто лет тому вперёд» — это фильм не для ностальгирующих по советской действительности. Это фильм для нынешнего поколения, которое нуждается в образах и своих героях. А ещё, возможно, для пробуждения интереса к творчеству Кира Булычёва — некоторые произведения, написанные автором, посвящены войнам и миру, созиданию и технологиям. И это всё актуально и сегодня.

На момент выхода этой статьи кассовый сбор «Ста лет тому вперёд» составил более 1,2 миллиарда рублей. Впрочем, от фильма ожидали куда более внушительных успехов

Что касается актёрского мастерства, откровенно говоря, здесь всё неоднозначно. Стоит выделить Александра Петрова, который сыграл Весельчака У. И этот актёр проявил себя здесь совершенно неожиданно: ярко и гротескно. Хабенский играет Хабенского. Дети — детей, наивных, но верящих в дружбу. Пожалуй, на этом достоинства образов заканчиваются. Стоит отметить то, что старый фильм — это про приключение, а новый — про действие. Стрельба, драки, постоянное движение.

Позволю себе предположить, что пройдут годы и новую Алису забудут. Картинка идеального будущего вновь поменяется — такова жизнь. А вот Алиса из восьмидесятых так и останется единственной, потому что она — настоящая.


Владимир Бензик