Найти тему
Книжный имаджинариум

Как общество «пыталось помешать высказать невыносимые истины» создателю «жестокого» театра Антонену Арто

Вряд ли кого может оставить равнодушным жизнь и шокирующие эксперименты над своим сознанием одного из самых скандальных писателей XX века, поэта, художника и театрального реформатора Антонена Арто.

Его недолгая, но насыщенная яркими и опасными событиями жизнь сподвигла многих радикальных глашатаев искусства продолжить дело отважного Учителя. Французский писатель Пьер Гийота довел бунтарский язык Арто до самых маргинальных пределов словотворчества. Леттрист Анри Шопен, друг и соавтор одного из лидеров битников Уильяма Берроуза, пытаясь продолжить новаторскую идею Арто, примененную при создании аудиозаписи «Покончить с гневом Божьим», засунул себе в горло микрофон для фиксации утробных звуков. В итоге он чуть не умер от полученных внутренних повреждений, запечатлев на пленке для будущих исследователей плоды шокирующего эксперимента – истошные крики и проклятия. Арто работал вместе с крупнейшим режиссером немого кино Карлом Дрейером. Другой прославленный кинорежиссер Райнер Вернер Фасбиндер опирался в своих работах на сценарии и теоретические тексты Арто, насыщенные атмосферой ужаса, крови и безысходной тьмы. Влияние творчества Арто можно проследить в развитии психоаналитической литературы и философии, представленной именами Жиля Делеза, Жака Деррида и Юлией Кристевой. Учеником Арто считал себя знаменитый польский театральный режиссер-экспериментатор Ежи Гротовский.

Ранние годы жизни Антонена Арто

Антуан Мари Жозеф Арто родился в 1896 году в городе Марселе. Отец будущего писателя, Антуан Арто, был владельцем компании морских перевозок, а мать, Эфразия Арто (в девичестве - Нальпа) воспитывала дома многочисленную семью. Родители будущего писателя были греческого происхождения, чьи предки проживали в османской Смирне (ныне – город Измир). К сожалению, выжили только трое детей: сам Арто, а также его брат и сестра.

  • Семья была очень религиозной, мальчик рос в строгой патриархальной среде. Он стал замкнутым и угрюмым. Единственными родственниками, к кому он относился с глубокой симпатией, были бабушки Картин и Ненека. Позже, находясь в заточении в психиатрической лечебнице Родез в период с 11 февраля 1943 года по 23 мая 1946 года, он придумал себе новую семью, в которой место мнимых дочерей заняли указанные любимые бабушки. Он взял себе фамилию матери, уверяя руководившего его лечением доктора Фердьера, что вместо умершего Антонена Арто в прежнее тело вселилась душа Антонена Нальпы (Nalpas).
  • В четыре года Арто заразился менингитом. После окончания периода лечения он превратился в нервного и агрессивного ребенка, страдающего от депрессии и невралгии. В школе с таким тяжелым нравом он не смог учиться за одной партой с остальными учениками. Досрочно покинув учебное заведение в возрасте семнадцати лет, Арто не получил школьный аттестат.
Актер Антонен Арто
Актер Антонен Арто
  • Вскоре на улице, возле церкви, он вступил в перепалку с сутенером, от которого получил ножевое ранение в спину, до конца жизни сохранив на теле шрам, символ «общественного и религиозного зла».
  • У него появилась пагубная страсть к наркотикам и ночным развлечениям. Родители вынуждены были держать трудного ребенка в частных клиниках, где во время лечения юноша познакомился со стихами Бодлера, Рембо и Эдгара По. В санатории Невшателя Арто развил навыки рисования карандашом и красками.
  • Кратковременная служба в армии во время Первой мировой войны (июнь и июль 1916 года), проходившая в кавалерийском полку в северном Провансе, для Арто быстро закончилась счастливым «освобождением» после того, как врачи ему поставили диагноз «лунатизм».

В 1919 году доктор Дардель назначил Антонену Арто для внутреннего приема опиум, предопределив постоянную зависимость его от пагубного наркотика.

Женитьба Арто

В 1920 году Арто уезжает из негостеприимного дома в Париж. В послевоенной столице, насыщенной культурной жизнью и яркими личностями, он познакомился с дадаистом Тристаном Тцарой и основателем движения сюрреалистов Андре Бретоном.

Арто в первое время жил у доктора Тулуза, главного врача психиатрической клиники Вильжюф, с которым он издал пару номеров литературно-научного журнала «Неделя».

  • Подобно румынско-французскому писателю Чорану, он останавливался в дешевых гостиничных номерах или ночевал у друзей, не имея денег для приобретения постоянного жилья. Только к концу жизни он нашел уединенное место во флигеле клиники Иври-сюр-Сен.
  • Арто начал сниматься в кино и сыграл много ролей в театре. Наиболее успешной стала его роль Тиресия в «Антигоне» Софокла, переработанная для театра Жаном Кокто, декорации к спектаклю нарисовал Пабло Пикассо, костюмы создала Коко Шанель, а музыку написал талантливый композитор и продолжатель Равеля, будущий почетный член Французской академии Артюр Онеггер.

Напарницей Арто по спектаклю, игравшей Антигону, была румынка Геника Атанасиу. Вскоре Арто женился на юной актрисе.

Румынская актриса Геника Атанасиу (1897 - 1966)
Румынская актриса Геника Атанасиу (1897 - 1966)
  • Однако брак продлился недолго. Из-за болезненного пристрастия к опиуму Арто быстро потерял интерес к молодой жене. Геника ушла от Арто к создателю интеллектуального кино Жану Гремийону. Перед уходом, в 1926 году она успела сняться в знаменитом сюрреалистическом фильме «Раковина и священник», сценарий к которому написал Антонен Арто.

«Раковина и священник»

Фильм «Раковина и священник» оказался одной из трех прославленных примеров сюрреалистического киноискусства. (Сценаристом и режиссером остальных картин – «Андалузский пес» и «Золотой век» выступил Луис Бунюэль). Режиссером фильма «Раковина и священник» оказалась связанная с творчеством киноклуба импрессионистов Жермена Дюлак. По мнению Арто, его новаторские идеи о природе сновидений, в основу которых были положены записи сна близко знакомой театрального экспериментатора по имени Ивонн Алленди, Жермена Дюлак сознательно исказила, внеся пустой теоретизм и буквализм в талантливо написанный сценарий.

Французский кинорежиссёр и теоретик кино Жермена Дюлак (1882 - 1942)
Французский кинорежиссёр и теоретик кино Жермена Дюлак (1882 - 1942)
  • В фильме были использованы искаженные изображения, их причудливые наложения друг на друга, запись на пленку производилась в ускоренном и замедленном режиме. По сюжету фильма, молодой священник, недавно принявший обет безбрачия, после исповеди молоденькой жены генерала видит во сне калейдоскоп разрозненных и случайных образов.
-4
Фрагменты из фильма «Раковина и священник»
Фрагменты из фильма «Раковина и священник»

На премьере фильма в кинотеатре Урсулинок 9 февраля 1928 года случился грандиозный скандал. Во время его показа завязалась драка между зрителями, в которой принял участие Арто. Впав в ярость, он разбил зеркала в фойе и выкрикивал «Goulou!», что значит «обжора» или «большеротая женщина». После такой шумной премьеры фильм был снят с показа.

Жестокий театр

После кратковременного сотрудничества с Бретоном Антонен Арто решил, что ему с сюрреалистами не по пути. В отличие от Бретона, пытавшегося соединить художественное и политическое, Арто считал, что осуществление политической революции невозможно без революции телесности. Только преобразив с помощью жестов, театра и литературы человеческое тело, получится изменить окружающий мир.

  • Арто пробует в первый раз создать театральную труппу, пригласив в помощь себе бывшего сюрреалиста Роже Витрака, а также Робера Арона. Он назвал театр в честь знаменитого бунтаря-драматурга Альфреда Жарри и написал манифест нового объединения. В основе своего театра Арто положил идею о том, что представление должно показывать «чистую жестокость» содержания, полного дрожи, галлюцинаций и снов.
 Французский поэт, прозаик, предшественник абсурдизма Альфред Жарри (1873 - 1907)
Французский поэт, прозаик, предшественник абсурдизма Альфред Жарри (1873 - 1907)
  • Вместо иллюзии действительности от театрального представления требуется прямое действие, игнорирование любой гармонии, в содержании спектакля должен проявляться синтез «желаний и мучений». Даже в антрактах должны использоваться шумовые эффекты, психически воздействующие на публику и доводящие ее до состояния исступления. Театральный зал должен был окружен пространством сцены, позволяя актерам постоянно находиться в прямом контакте со зрителями.
  • Однако вскоре, из-за ревнивого вмешательства сюрреалистов, труппа распалась. Арто был исключен из числа сюрреалистов на встрече в кафе «Пророк» в 1926 году.
  • В 1927 году в «Театре Альфреда Жарри» Арто поставил пьесу любимого им шведского драматурга Августа Стриндберга «Сон». Ведущие роли достались бывшей супруге Арто Генике Атанасиу и начинающей французской актрисе русского происхождения Тане Балашовой. Арто в указанной пьесе снова пытался внедрить новую актерскую технику, заставляя актрис постоянно кричать и экспрессивно восклицать. В том же году сюрреалистическая драма Роже Витрака «Тайны любви», представляющая собой смесь тонкого абсурда и яркого эротизма, также поставленная Арто в «Театре Альфреда Жарри», закрепила за ним славу бескомпромиссного смутьяна и гениального хулигана современности.
  • В 1931 году Арто посетил Венсенский сад на юго-востоке Парижа, в котором проводилась Колониальная выставка. На него произвело неизгладимое впечатление выступление танцоров с острова Бали (Индонезия). Он для себя отметил, что выразительные жесты, характерные для театральной школы Востока, эти узловатые позы, музыкальные фразы, оборванные на полуслове, гул полых барабанов, позы, звучащие наугад крики могут полностью заменять слова и смоделированные ими социальные драматические или сатирические сцены, созданные актерами западного театра, внедрив новый знаковый язык.
  • Еще одним сильнейшим впечатлением для Арто стали картины художника Лукаса ван ден Лейдена, открытые им при посещении Лувра, а также фильмы братьев Маркс, полные абсурдного искрометного юмора («Воры и охотники» и «Обезьяньи проделки»).
"Мертвый Христос в гробу" (1521) Лукаса ван ден Лейдена
"Мертвый Христос в гробу" (1521) Лукаса ван ден Лейдена

Отмеченные выше три составляющие легли в основу Театра Жестокости, жестокости не садисткой или кровавой, как подчеркивал Арто, а жестокости, происходящей из природной необходимости.

  • Арто в том же 1931 году вводит в свой театральный лексикон понятие «Двойника», представляющего собой энергетическую сущность актера, приходящую из потустороннего мира в момент театральной игры. При автоматическом раскрепощении бессознательного (неоспоримое влияние на Арто Зигмунда Фрейда) появление Двойника отражает универсальные страхи человечества, которыми должны умело играть актеры и режиссер-постановщик для покорения зрителей.
  • В 1935 году Арто смог воплотить свои идеи Жестокого театра на сцене. Он написал пьесу «Ченчи», взяв за основу текст, переведенный в 1937 году с итальянского Стендалем. Другим источником для «Ченчи» послужила трагедия автора знаменитого готического романа про Франкештейна Мэри Шелли, написанная последней в 1819 году.
  • Сюжет пьесы, построенный вокруг семейной драмы итальянского аристократа 16 века, убившего двоих сыновей и соблазнившего собственную дочь Беатриче, заканчивается описанием жестокой смерти главы семейства, двое слуг которого вбили ему во время сна гвозди в глаза и горло. Представители римского Папы схватили Беатриче как участницу убийства отца и после кровавых пыток лишили ее головы.
Антонен Арто на сцене играет главу семейства Ченчи
Антонен Арто на сцене играет главу семейства Ченчи

Несмотря на первый успех во время первого показа, позже спектакль вызвал шкал критики и насмешек парижской публики. После семнадцати представлений «Ченчи» из-за финансовых проблем больше не ставился.

От Мексики до Ирландии

После неудачной постановки «Ченчи» Арто отправился изучать обычаи и культуру народа Тараумара, на север Мексики. Он присоединился к группе индейцев, совершавших обряд Сигури (или пейотля).

Народ Тараумара в наши дни
Народ Тараумара в наши дни
  • Местные племена использовали нарост, расположенный вблизи корня кактуса, для приготовления магического зелья. Содержащееся в кактусе психоделическое вещество (мескалин) способствовало введению участников ритуала в состояние транса, соответствующего «метафизическому видению Бога», как писал позже об этом обряде Арто. Пейотль, по словам Арто, выражает собой
«отделение от того, что составляет бытие, он не зависит от бытия, а есть само бытие».
  • Пейотль возвращает человека к его истокам, помогает ему выйти за пределы частичного видения и позволяет больше не смешивать истину и ложь. Пейотль становится местом сражения Злого духа и Бога в связи с тем, что Злой дух отрицает то, что «Бог есть целиком и единственно Бытие».

Главное правило, установленное для участников обряда Сигури – не превысить положенную дозу пейотля.

  • Для Арто принятие пейотля не носило такого разрушительного характера, как того же опиума. Вызванные растением галлюцинации ввели Арто в состояние экстаза и несли одновременно ощущения исцеления и надвигающегося апокалипсиса.
  • Восход солнца после беспрерывных ночных плясок, криков индейцев и истязающего свое тело шамана (на манер средневековых бичующих себя плетьми флагеллантов) показался Арто неуместным и даже враждебным.

Когда в начале 1937 года Арто вернулся в Париж, он снова оказался в бедственном положении, усугубленном опиумной зависимостью. Страстный роман с бельгийкой Сесиль Шрамм еще больше погрузил Арто в мир притонов и наркоманского морока.

Случай с тростью позволил Арто на время отсрочить окончательное падение в пропасть.

  • Жена художника Кристиана Тонни подарила Арто старинную, по ее словам, трость святого Патрика. Арто теперь никогда не расставался с тростью и любое прикасание к ней расценивал как покушение на самые интимные места своего тела.
  • После разрыва с Сесиль Шрамм Арто на пароходе отправился в Ирландию. Он решил возвратить трость ирландскому народу и данным актом инициировать революцию в Ирландии. Побывав в Килронане, Эоганакте, Голуэйе и Дублине, он всюду привлекал к себе внимание жителей нервной и торопливой походкой, дополняющей эмоциональное размахивание тростью в адрес подозрительных для Арто личностей.
Вид Дублина во времена пребывания в нем Арто
Вид Дублина во времена пребывания в нем Арто
  • Вскоре после прибытия в Дублин Арто подрался с полицейскими. По словам Арто, провокатор нанес ему первым «удар, расщепивший позвонок». Через несколько дней у Арто закончились деньги и он оказался выброшен на улицу. В ходе очередной драки с полицией у Арто отобрали трость. За бродяжничество по решению местных властей Арто был выдворен с территории Ирландии.

На пароходе «Вашингтон», следовавший во Францию, Арто напал на двух матросов, пришедших в его каюту с разводным ключом с намерением что-то починить. Арто подумал, что члены команды хотят его погубить. После очередной драки Арто в смирительной рубашке был доставлен в Главную городскую больницу Гавра.

Психиатрические больницы

Арто пребывал в психиатрических лечебницах с 1937 по 1946 годы. В Гавре, где Арто целыми днями лежал в смирительной рубашке, его постоянно беспокоили галлюцинации. В бреду ему казалось, что армия во главе с Бретоном спешит вызволять его из больничного плена и в кровавом сражении около стен лечебницы Бретон погиб, а в соседней палате больничные палачи из мести разрубили топором возлюбленную его друга философа Жоржа Батая Коллет Пруст.

  • Арто перевели в больницу Катр-Мар в пригороде Руана, признав его психически больным.

Он не узнал свою мать, с большим трудом разыскавшую сына в Руане. Его отправили в клинику Сент-Анн, директором которой был известный позже психиатр и психоаналитик Жак Лакан. После осмотра Арто Лакан пришел к заключению, что пациент неизлечимо болен, «сам себя изводит и перверсивно разжигает свои патологические состояния». Позже Арто отомстил Лакану в знаменитом эссе «Ван Гог, или самоубийца от общества», выведя его под именем доктора Л. как гнусного маньяка и развратного садиста.

Французский психоаналитик, философ Жак Лакан (1901 - 1981)
Французский психоаналитик, философ Жак Лакан (1901 - 1981)

По настоянию друзей умирающий от голода Арто 11 февраля 1943 года оказался в лечебнице Родез. В ней, возглавляемой постоянным адресатом его поздних работ поэтом-сюрреалистом и анархистом по убеждению доктором Гастоном Фердьером, Арто лишили опиума, зато он снова смог сносно питаться в военное время, его одели в «гражданскую» одежду.

Антонен Арто в конце жизни
Антонен Арто в конце жизни
  • С 25 октября Арто подвергли серии из двенадцати сеансов электрошоком, считавшимся тогда передовым и эффективным способом лечения больных. У Арто временно пропадает память, «цепенеет мышление и сердце». До 17 сентября 1943 года он подписывал свои работы именем Антонена Нальпы, утверждая, что Антонен Арто умер в предыдущей лечебнице. До сих пор сложно сказать, было ли это гениальной театральной игрой со стороны Арто или грезоподобным помрачением сознания.
  • Созданный в 1946 году друзьями Арто (писатели Андре Жид, Артюр Адамов, Анри Тома, художники Балтюс, Пабло Пикассо и другие) «Комитет поддержки» добился освобождения несчастного страдальца из лечебницы Родез.
  • Гастон Фердьер доставил 23 мая 1946 года Арто в Париж. Годом позже нежный и доверительный тон Арто, отмеченный в его письмах к доктору Фердьеру, сменился на безразличный и отстраненно-жесткий, лишенный оттенков дружбы.
  • После непродолжительного творческого взлета, вызванного сэкономленными в заточении духовными силами, Арто через два года после освобождения почувствовал, что не способен больше талантливо писать. 4 марта 1948 года в возрасте пятидесяти одного года Арто принял смертельную дозу хлорал-гидрата, передав права на публикацию своих трудов близкой подруге Поль Тевенен.

Подобно своему любимцу Ван Гогу, его возвращение к истокам было отмечено протестом против подчинения личности дисциплинарному обществу принуждения.

«Ибо безумец – это тот, кого общество не пожелало выслушать и кому оно пыталось помешать высказать некие невыносимые истины»

- писал в конце жизни великий новатор театра Антонен Арто.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!