Бабушка надвое сказала
О начальственном избрании оставь это на волю Божию. А кто станет лукаво тебе говорить об этом, отвечай: «Есть пословица: бабушка надвое сказала, либо будет это, либо нет». А искренно толкующим об этом отвечай: «что будет, то будет; а будет, что Бог даст».
Без помощи Божией человек как человек, ничто же более
Может быть, духоносные слова Св. Писания потребны тебе в настоящую пору к духовному твоему подкреплению и утверждению. Бывают такие минуты и с праведниками Божиими, т.е. требующие подкрепления.
Пророк Илия, заклавший безбоязненно несколько сотен студных жрецов пред лицом всего Израиля, вскоре убоялся угроз одной бесстудной женщины и бежал в пустыню, умоляя Бога о принятии души его. Без помощи Божией человек как человек, ничто же более, а человек, яко [как] трава (Пс.102,15). А с помощью Божиею один человек, как пророк Илия, воюет против целого народа.
«Отчего человек бывает плох?» − «Оттого, что забывает, что над ним Бог»
Уксус и молоко порознь хороши
Духовное отношение к кому-либо нельзя соединить со своей волею − выбирай любое, одно из двух. Уксус и молоко порознь хороши и на своем месте полезны, а слить их вместе ̶ выйдет бурда, ни к чему не годная. Так и самочиние и своеволие с духовным отношением и послушанием не совместимы, а надо держаться одного из двух.
Посиди у моря, подожди погоды
В третий раз в письме этом говорю о старице (в которой ты теперь чувствуешь нужду, а когда имела ее, тогда не осознавала потребности в ней). Всегда так бывает: когда обладаем добром, то его не ценим. А теперь по пословице: посиди у моря, подожди погоды − умнее и смиреннее будешь.
Своя воля царя боле
...Ты оскорбилась до болезни..., что одну сестру нужно было выслать из вашей общины. Хотя и прискорбно это, очень прискорбно, но ведь насильно никого не приведешь ко спасению. Земной царь велик, и почти все ему покоряются. Но есть пословица: своя воля царя боле.
Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет. По силе своей позаботимся о других, а все остальное предоставим Господу Богу.
Некоторые толкователи Св. Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются Его крестными страданиями, а большая часть по неразумению и по злой и упорной своей воле уклонится в противную сторону.
Покойный Оптинский старец архимандрит Моисей, муж мудрый и духовно опытный, в подобных случаях говаривал: «Наше дело предоставить человеку средства ко спасению, а спасается он или не спасается ̶ сам смотри».
Вольному воля, а спасенному рай
По причине недостоинства своего не должно отказываться от принятия монашеского образа...
Если не желаешь принять пострижения, то зачем поступала в монастырь? Впрочем, вольному воля, а спасенному рай.
Не было печали, но лукавые накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки, и наводят неохоту принять пострижение в мантию.
Стыд не дым, в глаза не лезет
«Один скитский монах пришел к Старцу Амвросию за благословением на отъезд на родину и только хотел начать говорить, а Старец уже отвечает на его мысли: «Ты пришел решать насчет своей поездки. Вот что, брат, не возвещается мне тебя отпустить. Как ты хочешь, смотри сам, чтобы после не раскаиваться, когда будет поздно». А монах и говорит: «Простите, Батюшка, за мою откровенность: пред братиями мне будет неловко. Совестно, что столько времени собирался, ходил к о. Игумену проситься, и потом остаюсь». На что Батюшка сказал: «Что за беда? Стыд не дым, в глаза не лезет. Монаху, брат, стыдно исполнять свою волю, так что лучше быть учеником ученика, нежели жить по своей воле. Об этом и в отеческих писаниях сказано. Стыдно не только перед другими, но перед Богом и своею совестью ̶ она судья неподкупный, бескорыстный. А послушаться совета своего отца духовного не стыдно, но душеспасительно и необходимо. И кто не слушает доброго совета, тот бывает наказан».