Практика студентов 2 курса кафедры физической географии и ландшафтоведения традиционно делится на две части: равнинную и горную. Первая часть практики проходила в июне на территории стационара «Лесуново» на юго‑востоке Мещёры. Второй этап прошел в национальном парке «Приэльбрусье», на Эльбрусской учебно‑научной базе.
Основными целями профильной ландшафтной практики являются подготовка студентов к проведению самостоятельных комплексных исследований природы, овладение методами крупно‑ и среднемасштабных ландшафтных исследований геосистем равнинных и горных территорий, а также выработка навыков по сбору, анализу и интерпретации информации. За время практики мы научились диагностировать геолого‑геоморфологические, почвенные, ботанические свойства природно‑территориальных комплексов (ПТК), их индикационную роль, выявлять вертикальные и горизонтальные межкомпонентные и межсистемные взаимосвязи, определять факторы дифференциации ПТК, иерархические уровни природных комплексов, особенности ландшафтного рисунка. Кроме того, мы исследовали современные природные процессы, их роль в динамике ландшафтов, а также антропогенное влияние на свойства ПТК. Нами составлены ландшафтные карты и профили, отражающие пространственную структуру и генетико‑морфологические свойства геосистем.
Равнинная практика глубоко запала в душу всем нам. Кроме выполнения основной программы мы вместе с преподавателями инициировали творческие проекты. Так, было сделано первичное описание грунтовой дороги с целью отслеживания ежегодной динамики и влияния на окружающие ландшафты; выполнены промеры торфа на Алексеевском болоте, Ильёй Ковалевым построена 3D модель рельефа его дна. Также, с новым взглядом на территорию Илья Алдошин и Анна Ивлева провели лодочный маршрут и описание островов на реке Гусь. В ходе исследований выявились эволюционно‑генетические ряды ПТК островов, была проведена их классификация с целью дальнейшего изучения. Во время практики мы на несколько дней уезжали на Белую Поляну — святое для каждого ландшафтоведа место, где проводилась равнинная практика до 1994 г. Нас несказанно удивила природа и разнообразие ландшафтов. Ни один вечер не проходил без совместного приготовления ужина, чаепития, анекдотов и песен.
Анна ИВЛЕВА
Рязанская область — это мой родной дом. Перед практикой думала: что же нового могу тут увидеть? Ведь казалось, что я проехала все места и видела уже все красоты этой области. Но, приехав сюда, я поразилась природе родных мест. Практика научила меня смотреть по‑другому даже на очень привычные явления. Поразила Белая Поляна, а особенно урочище “Вóенка”. Я не ожидала увидеть такие сложные карстовые формы посреди леса. Я привезла хорошие впечатления о наших теплых вечерах и об общем быте в одном маленьком, но очень уютном доме. Не зря говорят, что именно на практике можно найти настоящих друзей, ведь только в полевых условиях можно узнать человека по‑настоящему.
Во время горной практики в Приэльбрусье упор делался на Эльбрус. 3 800 м такие особенности территории, как высотная поясность, сложность пространственной структуры и динамичность горных ландшафтов. Только в горах можно оказаться в сухой степи, когда час назад ты был на леднике; узнать, что такое сила потока, будь то сель, лавина, река или ветер; увидеть эволюцию ландшафтов «в прямом эфире», наблюдая разновозрастные конуса, а в ином случае наблюдать формирование природных комплексов и их уничтожение. Эта практика оставила только положительные эмоции: тяжелые маршруты с восхитительными видами на величественные горы и бурлящие реки, длительные мозговые штурмы и споры в поле, продуктивная камеральная работа, вкуснейшая кавказская кухня — это и еще многое останется с нами на всю жизнь.
Илья АЛДОШИН
Это было глубокое погружение в изучение природы, которое весьма расширило мой кругозор. Здесь я наиболее полно научился применять теоретические знания на практике, понемногу овладевая способностью комплексно смотреть на объект исследования, особенно при проведении среднемасштабного картографирования, которое показалось мне самым трудным заданием. Меня поразили такие вроде бы обычные для географа объекты, как ледники, морены, коренные склоны, вулканические породы, альпийские луга, потому что впервые я увидел их с научной стороны. Одна из моих любимых цитат: “Географический ландшафт — абстракция высокого уровня” — становится понятной именно здесь, в горах.
Одна наша трудовая пчелка Полина Федосеева проходила вторую часть практики, помогая исследовать и обрабатывать информацию с полей Клепиковского района Рязанской области. Вот что говорит сама Полина о своем исследовании: «Вторая часть моей практики проходила с 2 по 12 июля в Лесуново. Мне посчастливилось в течение недели участвовать в ежегодных наблюдениях за фациями. На каждой из 36 точек необходимо было фиксировать состояние погоды, влажность почвенных горизонтов, описывать фитоценозы. Далее я занималась обработкой собранной информации и заполнением базы данных. С 17 по 28 июля в лаборатории кафедры мною были проведены процедуры озоления образцов почв, привезенных с Кавказа, а также анализ образцов торфа с плато Путорана на содержание гумуса. Для меня такая работа была первым научным опытом, я почувствовала себя истинным лаборантом. Эта часть практики — интересный, ответственный и бесценный опыт для меня».
За все время наша группа показала сплоченность, взаимовыручку и желание работать вместе. Общее дело и общий быт способствовали укреплению команды. Вместе студенты готовили вкусные блюда, купались, ухаживали за маленькими утятами в Лесуново, справлялись с храпом однокурсников, честно делили сладкое и даже вытаскивали старую «буханку» из лужи. Все эти яркие запоминающиеся моменты сложились на базе хорошей компании и отличного настроя каждый день.
С нами были наши преподаватели: ст. преп. И.В. Мироненко, инж. Д.А. Куприянов, на Белой Поляне нас обучал В.М. Пилипчук, в горах наставниками были доц. М.Н. Петрушина, доц. Т.И. Харитонова и инж. А.А. Чепурная. Мы безмерно благодарны нашим преподавателям и людям, без которых ландшафтная практика не была бы настолько удачной.
Материал подготовили Анна ИВЛЕВА, Илья АЛДОШИН, 3 курс, кафедра физической географии и ландшафтоведения