Найти тему
BFM.ru

Автодилеры пожаловались в ФАС на производителей и дистрибьюторов

У дилеров накопился целый список претензий. И, как говорят опрошенные Business FM эксперты, недовольство продавцов во многом обоснованно

   EPA/ТАСС
EPA/ТАСС

Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) просит антимонопольщиков проверить договоры между производителями автомобилей и их продавцами.

Членов ассоциации не устраивают короткие сроки договоров, не позволяющие окупить вложения в салоны, требования по частому обновлению дилерских центров, когда они должны за свой счет постоянно обновлять шоурумы, отсутствие обязательств производителей и дистрибьюторов по техподдержке дилеров на протяжении всего срока службы автомобилей, неполный размер компенсаций по гарантийным случаям, навязывание неликвидных машин и дополнительных опций к ним и много чего еще.

По словам автоэксперта Артема Бобцова, так было практически всегда:

Артема Бобцов автоэксперт «С одной стороны, все сильные дистрибьюторы — импортеры иностранных брендов. Сначала в их роли были американские, европейские, корейские, японские компании, сейчас такими стали китайские. Но традиции рынка сохранились. С другой стороны, абсолютно бесправные автомобильные дилеры, которых можно в любой момент вычеркнуть из списка дилеров, расторгнув с ними контракт, можно в любой момент в этот контракт вносить изменения. В общем, по праву сильного все автомобильные дистрибьюторы все 30 лет жизни нашего автодилерского рынка этим пользовались, и таким образом сложилось такое неравномерное распределение, что называется, прав и обязанностей, и дилеры, по сути, всегда были в этой цепочке самыми бесправными. Можно привести в качестве примера США, где автодилерские контракты вообще бессрочные. А у многих российских дилеров контракты вообще на один год. И каждый год они испытывают стресс при продлении этого контракта, потому что в любой момент импортер его может не продлить, и, в общем, ему по договору за это ничего не будет».

Но китайские производители оказались еще жестче. Их интересует только своя выгода, и они практически не ведут переговоров, а только требуют. Один из примеров приводит независимый эксперт Максим Андреев:

Максим Андреев независимый эксперт «У китайцев жесткая политика по выкупу с их прихода. В свое время я занимался разработкой бизнес-плана по открытию ряда китайских дилеров, это были Skywell, Changan, Chery, Hiphi. По сути, везде, где мы доходили до момента выкупа автомобилей и условий сотрудничества, везде стоял вопрос об инвестициях безумного количества миллионов рублей, о затаривании склада порядка 100 машинами. При том что бренды явно у нас на тот момент времени были не сильно популярны, и диктовать дилерам сразу затаривание склада больше 50 единицами машин — это было негуманно».

И по словам исполнительного директора РоАД Игоря Чикина, рынку от регулятора нужны не какие-то разовые проверки, а системная работа с озвученными выше проблемами:

Игорь Чикин исполнительный директор РоАД «Дилеров волнует односторонний кабальный характер дилерских договоров, по которым на дилеров возлагается масса ответственности и масса обязательств. Производитель при этом никакой ответственности не несет и не несет никаких обязательств. Мы не рассчитываем на какие-то разбирательства, мы рассчитываем на целенаправленную, постоянную работу и взаимодействие с антимонопольным органом для регулирования данных правоотношений».

Вопрос, кто защитит еще более уязвимую часть этой цепочки — покупателей, которые часто жалуются на то, что кабальные условия по допам, кредитам и страховкам им навязывают дилеры.