Продолжая тему эмблем на скафандрах, сегодня хочу рассказать историю их появления. Как уже говорилось, зачинателями космической эмблематики стали американские астронавты. Главным фактором здесь стало, скорее всего обычное тщеславие, желание выделиться, как-то обозначить свой полет, идентифицировать свою программу.
Первые астронавты, летавшие на кораблях-капсулах «Меркурий» и первых кораблях «Джеминни», стали давать своим корабля имена собственные. Однако, они не всегда соответствовали взглядам руководителей NASA на эти имена. Например, Гордон Купер, стартовавший на «Меркурий-9» в 1963 году назвал свой корабль «Faith» («Вера»), руководство NASA не одобрило это название, но смолчало. Вирджил Гриссом решил продолжить традицию и дал своему кораблю «Джеминни-3» имя «Молли Браун» - в честь героини известного в начале 60-х годов бродвейского мюзикла. Руководители NASA вновь не одобрили такое прозвище и мягко порекомендовало придумать что-нибудь другое. Тогда Вирджил Гриссом предложил новое название – «Титаник». Узнав об новом наименовании NASA тут же согласилось первоначальное имя - «Молли Браун». Но название это не было признано официальным.
Чтобы не повторять подобных казусов Джеймсу Макдивтиту и Эдварду Уайту, входящим в экипаж «Джеминни-4», руководство NASA сразу запретило давать названия своему кораблю. Но в виде компенсации позволило нашить американский флаг на левый рукав. Он очень эффектно смотрелся во время выхода Уайта в открытый космос. Однако корабль все-таки получил свое прозвище. Журналисты, неподвластные NASA окрестили корабль «Little Eva» («Литл Ева»). Просто имя Ева совпадали с аббревиатурой EVA обозначающей внекорабельную деятельность. А так как выход был коротким, всего 10-12 минут, то и Ева была маленькой.
Следующими должны были лететь Гордон Купер и Чарлз Конрад на «Джеминни-5». Продолжая традиции предыдущих экипажей, Гордон Купер хотел назвать свой корабль «Леди Берд, в честь жены Президента США Линдона Джонсона. Но NASA сразу же уведомило астронавтов, что давать прозвище кораблю нельзя. Тогда Купер, желая хоть как-то выделиться, решил придумать эмблему для своего полета. На английском эта идея получила название patch, что дословно переводится как «заплата».
На идею с эмблемой Купера вдохновил один из американских символов – крытый фургон, на которых первые пионеры пересекли американский континент с востока на Дикий Запад. Купер сравнил предстоящий ему восьмидневный полет в космос с походом пионеров. На момент полета в 1965 году восемь суток в космосе это был неизведанный порог для человека. Новой эмблемой командир корабля хотел подчеркнуть характер предстоящего полета, главная цель которого была пробыть в космосе 8 дней. Именно столько должен был продолжаться полет на Луну и обратно. Если бы Купер и Конрад не смогли выдержать на орбите этот срок, то вся программа «Аполлон» осталась бы под вопросом.
С рисунком для эмблемы помог тесть Купера, изобразивший для астронавтов маленький фургон. На нем Купер вывел девиз «Восемь дней или провал». Это тоже была аналогия с пионерами: они, отправляясь на Дикий Запад, писали на своих фургонах «California or bust». Вокруг фургона шли фамилии астронавтов и название корабля.
Такую эмблему Купер представил руководителям агентства на суд. NASA категорически отвергло идею. На тот момент Главным администратором NASА был Джеймс Уэбб и ему особенно не понравился девиз. Он заявил, что с такой эмблемой «Джеминни-5» никогда не отправится в полет. Перестраховываясь, он считал, что если в полете что-то пойдет на по плану и его придется досрочно прервать, то все будут говорить, будто неудача миссии предвиделась даже в эмблеме экипажа.
Но Гордон Купер не сдавался и доказывал обратное, что наличие у экипажа эмблемы только поспособствует успеху мисси, а полет станет более ярки и узнаваемым. После долгих дебатов Джеймс Уэбб наконец-то сдался и одобрил эмблему. Но категорически потребовал убрать девиз. Астронавты пошли на компромисс и согласились закрыть девиз на своих «пэтчах» кусочками парашютного шелка до возвращения на Землю. Только после успешного завершения 8-дневного полета экипажу разрешалось убрать шел с эмблемы.
В результате долгих дискуссий было решено пришивать эмблему на скафандр на правой стороне груди под черной ленточкой с именем астронавта. По случаю примирения в вопросе с эмблемами NASA даже выпустило небольшой пресс-релиз с рассказом и описание пэтча. В нем, кстати, говорилось, что командирам или старшим пилотам следующих кораблей тоже будет разрешено выбирать, разрабатывать или рекомендовать для разработки собственные эмблемы, вынося их на рассмотрение и утверждение директора Центра пилотируемых полетов и заместителя директора NASA по пилотируемым полетам.
С тех пор «пэтчи» стали традицией американских астронавтов. К разработке эмблем лунных экспедиций привлекались уже профессиональные художники и дизайнеры. Потому они были такими красочными. Но идею своей эмблемы всегда давал сам экипаж. Свято исполняется эта традиция и сейчас. Как мне рассказывал в шутку Ричард Ричардс, американский астронавт и командир шаттла, первое, что делает экипаж после своего назначения – придумывает себе эмблему.
Так, благодаря настойчивости Гордона Купера все экипажи теперь имеют эмблемы. Неофициально они получили название «заплаты Купера». Поначалу эмблемы украшали скафандры только американских, а с в 90-х годах эта традиция перекочевала и в Россию. Теперь и российские космонавты имеют свои экипажные эмблемы. После вступления Китая в клуб стран, имеющих пилотируемую космонавтику, тайконавты также обозначают свои миссии эмблемами.
#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA #Роскосмос #Космическая_коллекция