В посёлке Богородское, что в 25 км. от Сергиева Посада Московской области, находится Богородская фабрика художественной резьбы по дереву, а при фабрике - музей.
Заходим в него и начинается наша экскурсия. При входе, за стеклом расположена мастерская, где работают мастера.
Богородскую игрушку делают из липы, дерево, при этом, возят из Нижегородской области. Здесь на фабрике липу ошкуривают, затем сушат в ангарах. Сушка занимает ни много ни мало от двух до шести лет! Только после этого дерево становится пригодно к изготовлению игрушки, иначе может потрескаться.
В коридоре мы видим первые экспонаты музея - большие деревянные скульптуры, они были сделаны всего за три дня десятью мастерами на глазах у зрителей во время проведения фестиваля, при помощи бензопилы, топора, "богородского ножа" и стамески. Каждая фигура сделана из одного бревна, не из склеенных кусков.
Джон Сильвер - персонаж романа "Остров сокровищ", сделан из двухсотлетнего кедра. В данной фигуре есть деталь, которая сделана отдельно, но это только попугай, в остальном, все также из одного цельного бревна.
Заходим в первый зал музея. Здесь собраны произведения мастеров от конца 19 века до начала 30-х годов 20 века. Помимо, собственно, игрушек размещены предметы крестьянского быта: ткацкий станок, прялка, чесалка. Мы узнаем об этапах изготовления игрушки: сначала мастер в распиловочном цехе отрезает нужный чурбачок, разрубает его на четыре трехгранника.
На плоскую сторону накладывает шаблон, обводит его и начинается процесс зарубки, мастер топором зарубает основной контур. Затем, чтобы убрать лишнее дерево, мастер берётся за стамески. Роспись богородской игрушки, как известно, осуществляется не красками, а тоже стамесками, ими вырезается узор: шерсть у медведя, перышки у птички, грива у коня и т.д. Заглаживание игрушки (срезание стружки) осуществляется с помощью "богородского ножа" (он отличается увеличенной ручкой и укороченным, но очень острым лезвием). Изготовление стандартной игрушки, от трехгранника до окончательно фигуры, занимает у опытного мастера от 2 до 4 часов.
Точного ответа, когда в Богородском появился такой народный промысел, учёные не дают, но по письменным источникам уже с середины 18 века известна "богородская игрушка".
В селе складывались семейные династии промысловиков, в каких-то семьях вырезали только птиц, их называли птичники, зверистами тех, кто вырезал животных, а фигуристами... - кто вырезал людей.
В Богородском мальчиков с пяти-шести лет приучали к" богородскому ножу. Как он выглядит, а также стамески для резьбы, можно увидеть в первом зале. Про детей в Богородском даже ходила поговорка: "Богородские дети с ножом родятся".
Первая движущаяся фигурка, сделанная в Богородском 400 лет назад и ставшая впоследствии символом села:
В 19 веке, после войны с французами, появились движущиеся игрушки с балансом или шариком.
Шарик всегда делался из березы, потому что она тяжёлая, плотная, хорошо оттягивала ниточки. Ещё один механизм, который придумали богородские мастера - "тумбочка". Внутри игрушки спрятана пружина, нажимаешь на деревянную кнопочку и фигурка движется.
Ещё придумали "разводы на планочках". Брали несколько планочек, на них устанавливали фигурки, а игрушка работала, как ножницы.
Проходим во второй зал музея.
Мастерами в Богородском чаще всего вырезались медведи.
Село известно с 15 века, находилось оно в густых лесах и медведи ходили тут, как у себя дома.
Первое время резчики делами медведей такими, какими они видели их в природе: с суровыми узкими хищными мордочка ми, и только в 1959 году, когда на фабрику пришёл главным художником М.И.Смирнов, он внес предложение на худсовет, что медведей стоит вырезать более жизнерадостными, веселыми и человечными.
Смирнов был известным художником, а резчиком стал, когда женился на потомственной резчице - из династии Барашковых.
Ещё один известный мастер - М.И.Орлов, всю свою жизнь проработал на фабрике и очень любил изображать медведей. Они у него и шашлыки жарят, и фокусы показывают, и жонглируют, и дедушку в бане парят, и на свидания ходят.
В зале представлена копия фигуры, которую Орлов вырезал в подарок Чемпиону мира по тяжёлой атлетике Василию Алексееву в 1975 году, её вручили ему вместе с золотой медалью. Чемпионат проходил тогда в Москве. Мастера богородской резьбы так ценились, что в 1942 году пятерых ведущих резчиков села вернули с фронта, чтобы не исчез промысел.
Во втором зале в центре - на столе, можно увидеть не типичный для музея экспонат - зуб мамонта. Когда рыли котлован для Загорской ГАЭС, нашли этот зуб и ещё два бивня.
Удивительная находка с мусорной свалки:
"Чапаевская тачанка". Такая работа была изготовлена в 1936 году и оригинал хранится в Русском музее Санкт-Петербурга. Кто выполнил эту точную (!) копию, увы, неизвестно. Мастер покрыл её тёмной краской с эффектом металла, которой раньше покрывали музыкальные инструменты.
Работы мастера Н.М. Шипеева. Пришёл он в училище в 12 лет и уже в 15 лет создал авторскую работу под названием "Весна". Увлекался сложными композициями, его работы в зале: "Сватовство" , "На работу, как на праздник" , "Ученье свет, а не ученье тьма" , "На старт".
Работа, сделанная в 1969 году:
В 1970г. он получает за неё на ВДНХ серебряную медаль, а в 1973 едет с ней в Японию. Рассказывают, что там ему предлагали за работу "Тойоту", но он отказался и, в результате, подарил работу музею.
Димпломная работа студентов Богородского училища на тему "Северная война":
Студенты нарисовали эскиз, потом вылепили фигуры из пластилина и только потом стали вырезать из липы и раскрасили. Шахматная доска сделана из кусочков мореного дуба (это который пролежал в сырости без доступа кислорода от 50 до 200 лет, после этого стал крепким, как камень, и, понятное дело, с ним очень тяжело работать). Интересно что, мастера сейчас уже не студенты, а оба служат батюшками в местном храме.
Третий зал.
Богородский промысел к матрешке не имеет отношения, их в Богородском никогда не делали, и только в тяжёлые 90-е годы, исключительно ради прибыли, стали производить на продажу.
Вот такая интересная маленькая матрёшка, меньше горошины, но вся расписная:
4 зал.
Здесь можно увидеть известную токарную игрушку - "Курочки" из 70х годов, которая была тогда практически у каждого советского ребёнка.
Игрушка, которой более 100 лет:
Так потемнела липа за много лет. Эта игрушка вешалась прищепкой на колыбель, мама, раскачивая колыбель, соответственно приводила в движение игрушку. Под монотонный звук движущейся деревянной игрушки малыш хорошо засыпал.
Современная игрушка, по принципу шарманки, с ручкой.
"Карусель". Придумал эту игрушку мужчина, а сделала женщина.
Работа "Три богатыря":
Здесь все сделано из одного бревна, кроме копья. Делал её мастер месяц.
"Богородские байкеры":
Её особенностью является то, что все богородские работы выполнены вдоль высоты бревна, и только одна эта работа выполнена поперечной резьбой. Если приглядеться, можно увидеть даже годовые кольца на дереве. Мастер покрыл работу воском.
Фигура самого большого размера:
Липы такого размера в природе не существует, поэтому мастер взял пять больших бревен, разделил их на трехгранники, склеил и сделал эту скульптуру.
Работа "Выезд императора Николая I":
"Как мыши кота хоронили". Здесь 65 мышек и ни одна не похожа на другую. Оригинал хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.
Ещё вот эта работа мне понравилась, а точнее история связанная с ней.
Была в Богородском такая бабушка-квартиросьемшица - баба Нюра. Сдавала комнаты студентам Богородского училища. Как-то бывший студент, уже признанный мастер, приехал в Богородское, стал спрашивать про бабу Нюру и выяснилось, что она уже умерла. Тогда он решил сделать в память о ней эту работу.
Территория перед музеем тоже украшена деревянными скульптурами.
Сразу при входе на территорию комплекса с левой стороны - симпатичное кафе с выпечкой.
А если хочется чего-то посущественней, есть ресторан в здании отеля, тут же на территории.
Сувениры можно приобрести в магазине на кассе музея, где продаются билеты. Здесь большой их выбор, несколько стеллажей, обязательно что-то приглянется!