Найти тему
Stone and hammer

Стамбул. Мозаики Собора Святой Софии

Турция всегда была излюбленным пристанищем российского туриста, удовлетворяя не только его желание восполнить нехватку витамина Д и калорий, но и культурно обогатиться. А куда ехать для этого, как не в Стамбул. Город, пропитанный духом цивилизаций Европы и Азии. Бывший Византий, а позднее Константинополь неспроста становился столицей империй, жадно наслаивая на себя культурные пласты их историй.

Вот и мы в таком далеком 2019 году поддались искушению и поехали в Стамбул. Кстати, очень вовремя, сумев застать его перед самым локдауном, да еще и Собор Святой Софии тогда был музеем, а не мечетью. Про него и расскажем. Архитектура Святой Софии, конечно, поражает. До изменения своего статуса она считалась самым большим православным собором в мире. А стены ее за всю многовековую историю храма/мечети/музея пережили многочисленные изменения.

Святая София является неоспоримым символом города, потому что как нельзя лучше олицетворяет собой это смешение культур. С первого взгляда обескураживает соседство огромных медальонов с арабской вязью и православных композиций на золотых мозаичных фонах. А потом включаешься в эту игру и начинаешь уже осознанно изучать культурные наслоения и следы эпох, будь то фрагменты христианских мозаик, славянские граффити или автографы скандинавскими рунами. Кстати, следы эти сейчас переживают беспощадную и очень спорную реставрацию. Например, херувимы без лиц и орнаменты, раскрашенные прям поверх мозаики, вгоняют в ступор. Но им, конечно, виднее, а нам остается надеяться, что переход Софии в новый статус не будет означать полную утрату интереса к восстановлению и сохранению древнейших памятников православной культуры. Мозаик и так там осталось немного, большинство было сбито мусульманами, но те, что остались, поражают своей техничностью и проработкой образов. Особенно приковывает внимание деисусная композиция конца XIII века на стенах верхней галереи. Точнее ее фрагменты, ведь большая часть не дожила до наших дней, зато сохранились выполненные мельчайшим модулем лики и основная часть очень живописно решенных одежд. Забавно, что фотографировать со вспышкой в соборе строго запрещено, но на мозаику падают прямые лучи яркого турецкого солнца.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13