Найти в Дзене
Азбука отцовства

Воспитание подвижности новорождённого

Вероятно, ещё сегодня некоторые люди под понятием «младенец» представляют маленького человечка, главным содержанием жизни которого является сон, питание, очищение организма, а главное крик и плач. Они не могут себе представить младенца иначе, чем связанного в одеяло, «чтобы рос прямым». Плач они рассматривают, как такую же естественную функцию, как дыхание, приём пищи и т. д. По этой причине они с подозрительностью и даже с презрением относятся, когда им кто-то говорят, что при хорошем уходе младенец вообще не должен плакать. Связывание младенца в одеяло и заточение в кроватке является одной из главных причин его плача. Новорождённый криком протестует против того, что сразу после появления на свет к нему относятся, как к средневековому вору, которых за их преступления связывали по рукам и ногам и бросали в тесную темницу. Крик ребёнка часто протест против незаконного ограничения свободы и вольности движения. Необходимость свободного движения является одной из основных физиологических потребностей ребёнка. Двигательное ограничение (страдание) какого-либо вида тормозят и напрямую нарушают моторное и психическое развитие ребёнка, особенно в самом раннем возрасте. Общий принцип, что ребёнку необходимо как можно больше свободы, чтобы он мог двигаться в соответствии со своими природными потребностями, разделим на 3 правила.

(1) Ребёнок должен быть как можно чаще голый. Если ребёнка раздеть, то он самостоятельно начнёт интенсивнее двигаться, чем когда он одет. Раздевание часто успокаивает плачущего ребёнка, и напротив одевание вызывает у относительно спокойных детей энергичный протест с активными защитными движениями. Естественно, нельзя забывать, что младенец, и особенно новорождённый, ещё не может достаточно эффективно противостоять потере телесного тепла и по этой причине необходимо, чтобы температура в помещении, где находится обнаженный младенец, не опускалась ниже 25 градусов С. Холодные помещения необходимо отапливать.

(2) Одежда не должна мешать свободному движению. Вновь обращаем внимание, что ребёнок должен быть обнаженный, нагота основное состояние; по этой причине говорим, что не раздеваем ребёнка, когда жарко, а одеваем, если холодно. Родители, одевающие бедных детей в шерстяную одежду летом, должны быть привлечены к ответственности за тиранию невинных детей. При необходимости одеть ребёнка, надеваем на него как можно меньше одежды, которая по возможности не препятствует свободному движению. Здоровым нормальным детям со здоровыми тазобедренными суставами кладём как можно меньше подгузников и пеленаем свободно. Тесное пеленание в 4-5 пелёнок приводит к тому, что ребёнок научится переворачиваться на животик, ползать и седеть позже, чем дети, выросшие без тесного пеленания. Энергичные пинания ножками является естественным и эффективным раздражителем завершения необходимого развития тазобедренных суставов, чем их обездвиживание пелёнками. Другими принципами мы должны руководствуемся с детьми, у которых более серьёзные отклонения развития тазобедренных суставов, где принимает решение ортопед.

(3) Ребёнку необходимо свободное пространство. Кроватка – место для сна, коляска для передвижения; как только эти предметы станут местом длительного пребывания, они превращаются в тюрьму. Чем больше пространство, в котором пребывает ребёнок в период бодрствования, тем больше движений он делает. По этой причине желательно новорождённого во время пеленания, купания и подобных процедур оставлять хотя бы на несколько минут на столе, просторной тахте, где ему предоставляется возможность большей подвижности. Движения на столе, тахте, а позже и на чистом теплом мягком полу должны постепенно становиться более продолжительными по мере увеличения периода бодрствования.

Если будем придерживаемся и применять приведённые три правила, то сделаем только этим очень многое для развития подвижности ребёнка, ибо в этих условиях ребёнок спонтанно двигает всем телом с первых дней жизни. Энергичными спонтанными движениями он положительно влияет на кровообращение, дыхание, принятие и усвоение пищи, и множество других функций. Из первоначальных рефлекторных неосмысленных движений постепенно от «головы к ногам» развиваются осмысленные движения, как мы описали в теоретическом разделе пособия.

Тетерь продемонстрируем, как на практике стимулируем ребёнка к движениям.

Упражнения, приведённые нами, основаны на предположении, что в доисторический период и в примитивных культурах детей переносили мамы, которые должны были работать, например, наклоняться при сборе пищи и т. д. Ребёнка переносили не только на руках, а его носили таким способом, что при транспортировке он должен быть постоянно активным. Такая транспортировка была для ребёнка очень эффективное тренировкой, которая проводилась ежедневно длительное время. Ребёнок должен был иметь такие нервно-мышечные механизмы, которые позволяли ему во время передвижения активно взаимодействовать. До сегодняшних дней дети оснащены врождёнными рефлексами, о которых мы упомянули в начале этой главы: например, ориентирующими моторно-статическими рефлексами и т.д. Свидетельством того, что эти механизмы имели действие, является тот факт, что младенец держится за волосы или палец взрослого гораздо крепче, чем за палочку такой же толщины. Это также доказывает и то обстоятельство, что младенец, лежащий на теплом человеческом теле, делает гораздо более эффективные пластунские движения, чем лежащий на твердом столе. Эти рефлексы таким образом направлены на человеческое тело. Если ребёнок оснащён ими, то естественно мы будем вызывать их, не опасаясь, что делаем что-либо «против природы» причиняя вред ребёнку.

Можно также констатировать, что воспитание без использования этих рефлексов направлено «против природы», т. к. у детей в этом возрасте не развита моторика движений. Двигательные упражнения, которые проводятся с ребёнком на 1-м месяце жизни, имеют следующие цели и отличия:

(а) это постоянные и целенаправленные движения, которые ежедневно проводит, не подозревая каждая мама с ребёнком;

(б) их целью является снабжение ребёнка тонкими осязательными, ориентирующими, а также оптическими и акустическими раздражителями, при помощи которых он установит контакт с внешним миром и привыкнет к движению;

(в) обучение ребёнка прежде всего движению головы;

(г)позволяет маме и папе держать ребёнка и не боятся брать его на руки;

(е) способствует к поддержанию хорошего настроения ребёнка и выстраиванию взаимоотношений между мамой (отцом) и ребёнком. Родители могут заниматься с ребёнком примерно 3-5 раз в течение дня по 3 минуты в период бодрствования ребёнка, но не сразу после еды или перед сном. Руки родителей должны быть обнажены, ибо прикосновение к мягкой, теплой и гладкой поверхности взрослого человека приятны для ребёнка. Не забываем помыть руки в теплой воде перед занятиями-прикасаемся к ребёнку всегда чистыми теплыми руками. Ребёнок должен быть также голый, лежать на столе, на одеяле, прикрытом пелёнкой. Занимаемся только со спокойным и уравновешенным ребёнком!