Найти в Дзене
Дмитрий Афанасьев

Затраты и средний расход бензина УАЗ Патриот на летнем пробеге Карелия - Магадан -Карелия

Принёс домой бумажный бортовой журнал УАЗика и заставил себя забить в эксель данные о расходе бензина и сколько он стоил летом 2017-го года.
Когда вычислил средний расход - мне стало стыдно! Не буду тянуть резину Итак, голые факты: Общий пробег - 23 920 километров Количество заправок - 76. Штурман насчитал 77, но я не нашёл записи заправки под номером 45 - скорее всего, в бак была вылита канистра, заправка которой была записана ранее. Объём залитого бензина - 2424,83 литра Стоимость бензина - 97 009 рубля 24 копейки Самый дорогой бензин был в Ягодном - 56 рублей за литр и
в Сусумане - 54р 50коп за литр.
Средняя цена бензина выходит 40,00 рублей за литр. Так-то бензин на большинстве заправок тогда стоил около 38 руб за литр. Средний расход бензина вышел - 10,14 литра на 100 километров! Оценка погрешности и прочие технические подробности Вернулись мы с тем же количеством бензина в баке, что и стартовали. Но, предположим, что литров пятнадцать было сожжено из "старых запасов". Ещё пре
Оглавление

Принёс домой бумажный бортовой журнал УАЗика и заставил себя забить в эксель данные о расходе бензина и сколько он стоил летом 2017-го года.
Когда вычислил средний расход - мне стало стыдно!

Да простит меня Дзен за повторно опубликованную фотку. Она моя и другой у меня нет.
Да простит меня Дзен за повторно опубликованную фотку. Она моя и другой у меня нет.

Не буду тянуть резину

Итак, голые факты:

Общий пробег - 23 920 километров

Количество заправок - 76. Штурман насчитал 77, но я не нашёл записи заправки под номером 45 - скорее всего, в бак была вылита канистра, заправка которой была записана ранее.

Объём залитого бензина - 2424,83 литра

Стоимость бензина - 97 009 рубля 24 копейки

Самый дорогой бензин был в Ягодном - 56 рублей за литр и
в Сусумане - 54р 50коп за литр.
Средняя цена бензина выходит 40,00 рублей за литр. Так-то бензин на большинстве заправок тогда стоил около 38 руб за литр.

Средний расход бензина вышел - 10,14 литра на 100 километров!

Оценка погрешности и прочие технические подробности

Вернулись мы с тем же количеством бензина в баке, что и стартовали. Но, предположим, что литров пятнадцать было сожжено из "старых запасов". Ещё предположим, что одну заправку не записали, хотя это маловероятно - это не больше 38 литров.
Таким образом, к общему расходу можно прибавить 53 литра. Это +0,22 л/100 километров к полученному расходу.
То есть, средний расход получается
не больше, чем 10,36 литров/100 км

Технические подробности

УАЗ Патриот 2010-го года выпуска. Евро-3.
Передаточное число главной пары - 4,11
На момент пробега УАЗику было чуть больше сотни тысяч километров.
Обут УАЗик был в новую резину
Hankook Dynapro AT-M RF10 235/75 R16 109T XL
На колёсах такого размера показания одометра достаточно точно совпадали с километровыми столбами. На штатной Каме-221 пробег оказался бы, очевидно, больше, а средний расход меньше.

УАЗик был обслужен мной в гараже. В моторе плескалось свежее масло Лукойл Генезис с вязкостью 5W-40. В трансмиссию было залито то, что положено по инструкции.
Схождение колёс было отрегулировано когда-то мной в гараже с помощью телескопической рейки. Повышенного износа резины не наблюдалось.
Кстати, за время пробега колёса местами не менял. Шины на задней оси износились сильнее.

Что характерно, маршрутный компьютер всегда показывал средний расход бензина больше, чем он есть по факту. Объясняю я это вот чем. Не знаю как маршрутный компьютер взаимодействует с "мозгами" УАЗика, но вот в режиме принудительного холостого хода, то есть под горку на передаче - он не показывает нулевой мгновенный расход бензина. Показывает мгновенный расход примерно литра четыре на сотню километров. Так вот, по моим наблюдениям, чем чаще в дороге приходится пользоваться режимом ПХХ - тем заметнее разница между тем, что показывает маршрутник и тем, что есть по факту.

Так откуда такой низкий расход?

Во-первых, было лето! Смотрим таблицу плотности воздуха при разных температурах и вспоминаем, что сила сопротивления пропорциональна этой плотности. Почему-то автомобильные журналисты, когда перечисляют причины высокого расхода топлива зимой, забывают указать на тот факт, что зимний воздух процентов на двадцать, а то и больше, плотнее чем летний.

Было и такое
Было и такое

Во-вторых - большая часть маршрута прходила на высоте над уровнем моря побольше, чем в Подмосковье.

За третий пункт мне стыдно - это попутный транспорт!
Выражаю огромную благодарность всем тем, кто обгонял наш УАЗик! Ну и простите, если что не так.
Я бы не сказал, что я "тащился", но вот фуры я предпочитал не обгонять. Если было видно, что попутная фура едет "на все деньги" - способствовал чтобы она меня обогнала. Нам торопиться особого смысла не было и нам за это никто не платил.

Это так - дал мотору прочихаться.
Это так - дал мотору прочихаться.

Ещё одна причина невысокой скорости - чем быстрее едешь, тем меньше угол зрения. А мне как водителю тоже было интересно посмотреть по сторонам!

Кондиционером пользовались редко. Лена, прости. Одна из причин - я боялся простудиться. В УАЗике кондиционер холодит не очень сильно, но всё же. В горной местности, если едешь с кондиционером - ощущается нехватка мощности. Приходится подтыкать пониженную передачу раньше, чем привык.

В фарах, как это и положено по ПДД, всегда горел ближний свет, вентилятор салона обычно работал на первой скорости. Других мощных потребителей электроэнергии на борту не было.
Окна открывали, но не до конца.

Трасса Р-504 "Колыма" хоть и без асфальта, но это компенсировалось небольшой скоростью движения. Спускался с перевалов, понятное дело, на передаче. Я вообще не люблю пользоваться тормозами.

Так сколько стоило съездить в Магадан, и стоило ли оно того?

Пересчитаю расходы лета 2017-го года на современные цены.
Сейчас бензин стоит 50 рублей - тогда 38.
Следовательно, на бензин уйдёт примерно
130 тыс. рублей.
Износ шин - половина их ресурса. Комплект аналогичных шин сейчас стоит примерно 44 тысячи - значит,
22 тысячи на колёса.
Амортизация УАЗика. Новый УАЗик сейчас стоит примерно два миллиона. Ресурс я оцениваю в 200 тыс километров. Следовательно, 10 рублей за километр - это амортизация. Самая дорогая, но неочевидная статья расходов -
на 240 тысяч рублей самортизирован автомобиль. С другой стороны, если на нём не ездить, то он всё равно будет самортизирован. Да, наш УАЗик постарел за то лето, но, я бы не сказал, что он постарел на двести тысяч.
Плановое техническое обслуживание - 1 руб/км. Если его делать самому, то не больше 10 тыс рублей на 10 тыс км. Значит
ТО - 24 тыс рублей.

Итого, выходит 180 тысяч рублей, котрые надо выложить из своего кармана непосредственно и 240 тысяч рублей амортизационных отчислений.

Расходы на еду - в дороге рекомендуют не переедать. Так что еда на уровне повседневных расходов. На "культурную программу" времени мало, да и самостоятельное посещение музеев стоит не очень дорого. Расходов на аренду жилья у нас не было - нашим домом был УАЗик. Помытья в душе тогда стоило 150 рублей с человека.
Покупка туристческого снаряжения. Оно продолжает нам исправно служить - расходы не считаю. Плитку мы тогда купили и газовый баллон на 12 литров.

Стоило ли оно того?

Скажу так. После поездки стали сниться немножко другие сны! Появилось ощущение цельности нашей Страны и понимание её размеров. Всё же в целом мы проехали от Мурманска до Магадана.
Ещё появилось острое ощущение, что Земля, действительно круглая! Всё же восемь часовых поясов - это одна третья часть кругосветки.
Самое главное - это воздух! Можно читать чужие отчёты, рассматривать классные фотографии красивейших мест, но вот атмосферу вам не передаст ни один телевизор! Это надо вдыхать и запоминать.
Одним словом, сожаления о потраченных деньгах на ту поездку у нас с тех пор ни разу не возникало. К сожалению, УАЗик ржавеет не по километрам, а по зимам.

Воздух
Воздух

Негативные последствия для здоровья и как их избежать

Возможно просто так совпало, но после той поездки в Магадан, осенью ко мне прицепилась какая-то простуда. Я целый месяц кашлял, временами поднималась температура. Обычно я так не болею. До "модной болезни" тогда ещё было два года, но вот чем-то тот "простудифилис" её напоминал. Окончательно простуда прошла во время традиционной поездки в Карелию на Новый год. Видимо баня и свежий воздух - лучшее лекарство.
Объясняю я ту хворь тем, что почти всё лето я провёл за рулём.

Вывод. Для подобной поездки надо выделять больше дней. Меньше проезжать за день. Соблюдать режим сна и отдыха. Устраивать себе выходные.

Статьи про ту поездку сложены в одну подборку. Хронология снизу - вверх.

Видеоматериалы в отдельной подборке. В статьях видеоматериалы видны без рекламы.

И ещё про расход бензина. Поскольку я принёс домой бумажный бортжурнал УАЗика - по завершению "бухгалтерской" работы появятся данные об общем эксплуатационном расходе бензина. Процесс долгий, но он идёт.