Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Построят сеть. Хуснуллин раскрыл планы выхода России к Индийскому океану

Россию и Азиатские страны свяжет новая сеть автодорог. Она станет ключевой в масштабной логистической перестройке, проводимой после введения санкций США и ЕС против РФ. О том, какие маршруты свяжут Россию с другими странами в ближайшие годы, в беседе с корреспондентом aif.ru на полях Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum 2024» рассказал заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.

Юлия Кочкина, aif.ru: Марат Шакирзянович, какой главный итог экономического форума в Казани? О чем договорились участники?

Марат Хуснуллин: В условиях переориентации партнерства и разворота на Восток нам важно расширять и укреплять связи России с мусульманским миром. У нас исторически сложились экономические, культурные, гуманитарные отношения со странами Центральной Азии, в частности, бывшими советскими республиками. Это помогает выходить на новые рынки сбыта, такие как Индия, Пакистан, Афганистан. У России большой интерес к сотрудничеству с государствами Персидского залива. Все арабские страны сегодня заинтересованы в работе с нами. Оттуда много делегаций приехало на KazanForum. Их интересует международный транспортный коридор «Север — Юг», а также сотрудничество с нами в сферах туризма, банкинга, торговли и промышленности. На форуме также побывали делегации из стран Африки, которые являются для нас перспективными рынками сбыта сельскохозяйственной продукции. Некоторые регионы России показали результат работы на прошлогоднем форуме: как они торгуют с другими странами. Впервые в этом году на форуме работает выставка недвижимости. У нас гигантский объём объектов, есть проектные решения, материалы, технологии строительства, инвесторы. Эти услуги интересны не только на внутреннем рынке, но и за пределами страны.

— Между тем, на рынке недвижимости сегодня сложилась особая ситуация. На него сильно влияет высокая ключевая ставка Центробанка. Какие меры в ответ предпринимают участники строительной отрасли, чтобы оставаться на плаву?

— Первая и ключевая мера — мы компенсируем разницу по ипотечной ставке, и у нас люди могут стабильно улучшать свои жилищные условия с помощью ипотеки. По первичной ипотеке мы не падаем в объеме, по вторичной ипотеке — да, падение происходит. Раз не снижается спрос по первичной ипотеке, то идёт наполнение эскроу-счетов. У многих застройщиков на эскроу-счетах скопился приличный запас — 6 трлн рублей. Это своеобразная финансовая подушка.

Следующая мера поддержки: мы все-таки сокращаем инвестиционно-строительный цикл, потому что каждая необязательная бумага — это потеря времени. А время — это деньги. Мы сократили сотни различных требований, документации. И эту работу будем продолжать.

Кроме того, мы активно вкладываем деньги в строительство и ремонт дорог. Как только появляются дороги, появляется и жилье вокруг. Я все время привожу в пример трассу М-12 «Восток». Владимирская область, по которой проходит магистраль, в прошлом году выполнила план по обеспеченности жильем до 2030 года. Люди стали активно покупать квартиры во Владимире, понимая, что сократилось время поездки в Москву. Кроме того, мы занимаемся социальной газификацией. В прошлом году «Газпром» газифицировал около 500 000 домовладений. Подведение газа к домам тоже стимулирует стройкомплекс. Мы также вкладываем деньги в коммунальную инфраструктуру — ремонт и замену коммуникаций. Не теми темпами, как нам хотелось бы, но вкладываем. Будем и дальше эту тему развивать.

— Ранее вы заявляли, что будущее строительной отрасли связано с выдачей ипотеки на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Какие должны быть созданы условия (цены, ставка, меры поддержки), чтобы начался строительный бум в этом сегменте?

— Ключевой вопрос, что сейчас доля ипотеки для индивидуального строительства в общей структуре меньше 20%. А сейчас мы вводим 59 млн кв. м ИЖС — это больше половины всего объема ввода жилья. Главная задача, чтобы банки научились и не боялись выдавать ипотеку на частные дома. Ранее за счёт прибыли Дом.РФ банкам давали дополнительную комиссию за риски. Сейчас эту меру отменили, а ИЖС растёт. Кроме того, мы разрешили использовать для постройки индивидуального жилья все льготные программы. Раньше нельзя было по программе семейной ипотеки купить свой дом. Сейчас — пожалуйста, можно.

— Вы недавно сказали, что производительность труда в строительстве необходимо поднять на 22%. За счет каких трудовых ресурсов это возможно сделать?

— Цифровизация, малая механизация. Ну, и работать надо быстрее, работать надо больше. Тогда будет выше производительность труда. Иногда придешь на стройку и видишь, что работники курят, прогуливаются. Пусть не курят, а быстрее работают.

— Помимо строительной отрасли, вы курируете крупные инфраструктурные проекты. В перспективе трасса М-12, которая уже построена от Москвы до Казани, станет частью транспортного коридора «Европа — Западный Китай» с выходами к Китаю и Казахстану. Готова ли уже трассировка? Будут ли участвовать соседние государства в строительстве коридора?

— У нас есть несколько маршрутов. Первый маршрут мы называем северным — это дорога от Санкт-Петербурга до Владивостока. Если посмотреть на карту, то она проходит через Санкт-Петербург, Москву, Казань, Екатеринбург, Тюмень, а дальше плавно спускается к границе с Казахстаном. Дальше — поехали на Омск, а потом уже до Казахстана рукой подать. И потом трасса пойдет вдоль границы, параллельно с Транссибом, во Владивосток, поэтому у нас этот маршрут называется «Запад — Восток». Северный маршрут выходит на Казахстан, Монголию, Китай и Корею. Мы в процессе проектирования этого маршрута смотрим, где уже есть большие потоки пассажиров и грузов, и расширяем с двух до четырех полос, делаем обходы городов, строим подъезды к пунктам пропуска, расширяем их.

Второй маршрут изначально ориентирован на Европу — «Европа — Западный Китай». Сейчас Европа для нас не так актуальна, но европейская часть страны нуждается в китайских грузах, в грузах со Средней Азии, поэтому маршрут интегрирован. Он пройдет, как и планировалось через Москву, Казань, Самару, Оренбург, дальше — по Казахстану до границы с Китаем, до Урумчи, а там уже до Пекина. Это так называемый юго-западный заход в Китай.

Параллельно через Казахстан у нас ещё проходят очень важные дороги, например, восточный обход Каспия. Мы идём по Казахстану, Узбекистану, и вот то, что мы очень подробно обсуждали с коллегами на форуме, это выход на Пакистан через Узбекистан и Афганистан. Мы обсуждаем также второй маршрут вдоль Каспия с выходом через Иран к странам Персидского залива, то есть через Казахстан и Туркменистан. Туркмены, кстати, очень активно строят дорогу от своих портов в сторону Ирана. И, если мы сейчас договоримся и синхронизируем работы с казахами, то они будут строить до казахстанской границы: Казахстан — у себя, а мы — у себя. Это где-то в районе, наверное, Саратова, пропускного пункта Маштакова. Мы тоже будем эту трассу расширять. Также у нас в маршрут входит западный обход Каспия — дорога пройдет через Дагестан, Азербайджан, Иран и уйдет в сторону портов Индийского океана. Вот такие у нас планы в целом по развитию транспортных коридоров.

— Одна из самых ожидаемых автотрасс на юге России — прямая дорога до Сочи. Насколько это сложный участок и какова цена проекта на сегодняшний день?

— Не просто так во времена Советского союза там не смогли построить прямую дорогу. Это технически очень сложно. Мы сейчас проектируем этот участок, делаем трассировку, уже строим обход Адлера, потому что там пробки. Обход будет с выходом на Красную Поляну и заходом на аэропорт, с другой стороны. По участку дальше, до трассы М-4, мы вышли на этап изыскательских работ — смотрим состояние грунтов, определяем подъезды к этой трассе, планируем начало проектирования и готовим строительную документацию.

— Цена проекта?

— Порядка 1 трлн 400 млрд рублей. Это дорогая дорога. Смотрим сейчас по источникам, часть источников бюджетных, часть внебюджетных, считаем финансовую модель, готовимся.

— Один из ключевых объектов на Дальнем Востоке — это БАМ. Работы там движутся не быстро. С чем это связано?

— Реализация проекта Восточного полигона для России — это одно из важных направлений. Работа там идёт. Темпы желательно ускорять, для нас путь на Восток сегодня критически важен. Второй этап строительства БАМа заканчивается в этом году. Мы приняли решение по третьему этапу строительства БАМа. Мы в этом направлении движемся нормально.

— Вы курируете восстановление и строительство в новых регионах России и это объемная задача. Что там уже сделано и на какие крупные инфраструктурные объекты замахнутся строители в ближайшее время?

— Первая задача была — восстановить разрушенные дома. Более-менее восстановили жилье в Мариуполе, в Северодонецкой агломерации после того, как немножко отодвинули линию соприкосновения и противник уже не достает артиллеристскими снарядами. Из крупных проектов — обход вокруг Азовского моря. Часть мы отремонтировали, часть — расширяем. Сейчас мы планируем строить обход Мариуполя. Мы понимаем, что кольцо вокруг Азовского моря — это важная часть транспортного развития регионов. Сейчас мы активно занимаемся тем, чтобы привлечь инвесторов к развитию экономики и промышленности. И второй блок вопросов — привлечение застройщиков на строительство нового жилья. Считаю, что там большой потенциал строительству нового жилья. Есть ипотека под 2%. Я думаю, что после окончания СВО военные захотят остаться там жить, люди поедут туда жить, работать, поэтому мы подготовим площадки под жилищное строительство.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ