Найти в Дзене
Sputnik Армения

"Грузинская мечта" или "Армянские иллюзии"? Как закон об иноагентах взрывает Южный Кавказ

Оглавление
© AP Photo / Shakh Aivazov
© AP Photo / Shakh Aivazov

На фоне событий, которые происходят в Армении, региональная тематика в армянских аналитических материалах, касательно процессов на Южном Кавказе, немного сошла на нет, хотя события в соседней Грузии могут оказать прямое влияние на позиционирование Армении в регионе.

Итак, Грузию уже несколько месяцев сотрясают акции протеста, связанные с принятием парламентом страны так называемого "Закона о иноагентах".

Сразу оговоримся, что грузинский закон об иноагентах, а если точнее — закон "О регистрации иностранных агентов" был практически скопирован с американского Закона о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA) от1938 года.

Закон требует от иноагентов обнародования своих контактов с иностранным государствами и информации о деятельности и финансировании НПО посредством зарубежных грантов и прямых (непрозрачных) финансовых вливаний.

Согласно грузинскому проекту закона "О регистрации иностранных агентов", иноагентами в Грузии должны быть объявлены НПО, СМИ и физические лица, деятельность которых финансируется из-за рубежа более чем 20%. За неисполнение закона предусмотрен не только административный штраф, но и лишение свободы на срок до пяти лет.

Казалось бы, вполне понятный и логичный закон, который "пришел" с Запада.

Но не тут-то было, грузинские грантовые организации и западно-ориентированные граждане вышли на улицы Тбилиси, требуя отменить обсуждение, а потом и принятие данного закона, утверждая, что данный закон якобы "обслуживает интересы русских" и "ущемляет права и свободы рядовых грузин".

Однако правящая в Грузии партия "Грузинская мечта" осталась непоколебима и, помимо того, что приняла закон своим парламентским большинством, она так же преодолела и вето президента Грузии Саломе Зурабишвили.

Аргумент сторонников закона об иноагентах прост — если в страну заходят деньги на "политику и социальную сферу", то государство должно знать, куда идут эти деньги.

Однако американские и европейские партнёры Грузии включились в процесс по недопущению принятия закона и даже пригрозили коренным пересмотром отношений с официальным Тбилиси.

Ситуация дошла до такого абсурда, что некоторые официальные лица европейских государств прилетели в Тбилиси для участия в антиправительственных митингах.

Нужно так же подчеркнуть, что несмотря на резкое обострение отношений между коллективным Западом и Грузией, грузинские власти подтвердили свое желание стать полноправными членами ЕС и подтвердили свои устремления в НАТО.

Вся суть вопроса в том, что грузинские власти в данном случае руководствуются исключительно интересами Грузии даже ценой обострения отношений со своими западными партнёрами.

Вы спросите, а при чем тут Армения?

Прежде всего зафиксируем, что армянские власти действуют в логике массированного наращивания своих политических контактов с "западным вектором" и даже де-юре являясь членом ОДКБ и ЕАЭС (то есть враждебных по мнению Запада интеграционных структур), тем не менее углубляют контакты с Западом.

Дело дошло до того, что Армения замораживает свое участие в ОДКБ и генерирует идею якобы "европейского выбора" армянского народа (кстати армянский народ о его якобы "европейском выборе" никто и не спрашивал).

Ну, а о странном пребывании в Армении неких "европейских наблюдателей" сказано уже достаточно, чтобы понять — европейские наблюдатели в Армении выполняют не столько "техническую миссию по мониторингу армяно-азербайджанской границы" (кстати, для чего и что они на самом деле "мониторят", так до конца и непонятно), а являются так же и политическим проектом Запада по закреплению своего влияния в Армении.

То есть в регионе Южного Кавказа мы видим с одной стороны обострение отношений по линии коллективный Запад VS Грузия, а с другой стороны резкое наращивание политического влияния коллективного Запада в Армении.

Безусловно, коллективный Запад рассматривает свои отношения с Грузией и Арменией прежде всего по трём направлениям. Это противостояние с Россией, формирование южнокавказского фланга для давления на Иран и контроль за логистическими маршрутами, которые будут проходить через регион Южного Кавказа в обход влияния русских и иранцев (так называемый туранский пояс).

И тут возникает вполне логичный вопрос

Возможно ли, что коллективный Запад рассматривает Армению, как некий резервный вариант для реализации своих планов, если вдруг Грузия продолжит свой дрейф в сторону защиты своих национальных интересов без учета мнения евроамериканцев?

Ответить на этот вопрос мы сможем 26 октября 2024 года, когда в Грузии пройдут очередные парламентские выборы.

Арман Абовян, Sputnik Армения