Найти в Дзене
Виктор Никитин

Джонс разрушил бы Стоунз

Если сказать эту фразу в присутствии упертых поклонников Роллинг Стоунз, то можно в ответ услышать: “Но Брайан Джонс основал Rolling Stones!” - хор из последователей ранних Стоунз уже освистывает мой заголовок, утверждая, что без него группа даже не существовала бы. Это правда, никто с этим не спорит. Никто никогда и не подвергает сомнению жизненную важность Джонса в этом отношении. Это факт, признанный всеми. Однако, если бы группа не выгнала своего основателя и если бы не случилась та трагедия, Stones, возможно, никогда бы не вышли за рамки своих ранних дней. Они никогда бы не достигли тех головокружительных высот, которых достигли, начав с каменистой почвы новичков, на которой они и были построены, в том числе и Джонсом.

Нельзя отрицать, что Джонс был основополагающим в ранние годы участником группы. Именно Джонс первым вышел на музыкальную сцену Лондона и начал создавать пространство, которое должны были заполнить и застолбить за собой Stones. Родители Джонса были активно вовлечены в музыкальное сообщество города, и это оказало большое влияние на юного Брайана. Работая инженером, отец Джонса умел играть на фортепиано и органе, а также пел в местном церковном хоре. Его жена была учителем музыки и с ранних лет начала учить сына игре на фортепиано. Позже он взял в руки кларнет и в 14 лет уже играл партию первого кларнета в школьном оркестре. Его семейное воспитание объединило любовь к блюзовой музыке с джазовыми кругами, в которые был вхож его отец и в которые Брайан попал, благодаря отцу, что сразу же установило то понимание, что его новая группа никогда не будет типичной, прямолинейной рок-н-ролльной группой.

-2

Когда Джонс в конце концов встретился с Миком Джаггером и Китом Ричардсом в джаз-клубе Илинга, это было на "его родной территории и на его условиях", хотя они и до этого знали друг друга. Пара проходила прослушивание в группу Джонса, и история сделала все возможное, чтобы навсегда напомнить им и всем нам об этом факте.

Однако, хотя Джонс был фундаментом и тот факт, что это всегда была его группа, неоспоримо также, что первые кирпичики, заложенные в ее основу, были зацементированы Джаггером и Ричардсом. Подобно партнерству Джона Леннона и Пола Маккартни, авторы Stones - это грозный дуэт из-за их естественной синхронности, которая больше похожа на братьев, чем на друзей (помните, их творческий псевдоним - The Glimmer twins - "Блистательные близнецы"?) В ранние годы Джонс больше отвечал за то, чтобы у группы всегда были концерты, и без его одобрения ни одна чужая песня не могла попасть в репертуар группы. Но в более поздние годы, репертуар уже формировал дуэт собственных авторов, что еще дальше отдалило Джонса от лидерства в группе.

-3

Первоначально Кит и Мик встретились еще в начальной школе, а затем уже более серьезно задружились подростками, когда их сблизила пластинка Чака Берри, которую Кит нес под мышкой. Это была судьба, так Ричардс скажет позже:

“Я был увлечен Чаком Берри, и я думал, что я единственный фанат на многие мили. Пока на Dartford Station не встретил парня. Я держал в руках одну из пластинок Чака, когда он ко мне подошел. Я знал его по начальной школе, ну, вы все его знаете”.
“Это был Мик - величайший R & B певец по эту сторону Атлантики, и заметьте, я не говорю ”возможно"".

Подобно Beatles, парням из Ливерпуля, они поняли, как писать песни вместе, развивая свой стиль как дуэт авторов, поэтому по понятным причинам стали сплоченной командой, способной творить вместе с такой телепатической легкостью. Хотя формально группа принадлежала Джонсу, в основе Stones очень быстро оказался дуэт Джаггера и Ричардса, со своим общим вИдением стиля группы. Еще в 1964 году, когда они дебютировали, их первые песни собственного сочинения, такие как "Tell Me (You're Coming Back)’, были творениями Джаггера-Ричардса. Конечно, Джонс в этом тоже участвовал, добавляя свои собственные текстуры, но всегда казалось, что дуэт мог бы это сделать сам и справился бы без него. Но они всегда были обречены быть в группе; они просто случайно попали к Джонсу. На самом деле и без Джонса они стали бы теми, кого мы лицезреем сегодня.

-4

Более того, Мик Джаггер всегда был призван руководить группой. Он фронтмен, положивший на лопатки всех фронтменов своей очаровательной развязностью и сценическим присутствием, которые многие исполнители десятилетиями пытались копировать. Именно его узнаваемый вокал сделал группу такой, какая она есть, объединив рок-н-ролльный дух British invasion с нотками американского блюза, что помогало отличить их от The Who, The Beatles или любых других британских групп, появляющихся на сцене одновременно и в больших количествах. Но, чтобы соответствовать своей харизме, у Джаггера было его ноу-хау.

-5

"Стоунз", без сомнения, и в отличие от других молодежных групп, неизмеримо выиграли от ясного делового мышления Джаггера, который превратил группу в машину по продаже товаров, маркетингу и умных ходов, что позволяет им даже сейчас по прошествии 60 лет, производить все больше и больше продавать "товаров" своего бренда без сбоев - команда Стоунз работает как часы. И во главе этой машины стоит, конечно же, Джаггер. При этом он получил полное доверие Кита Ричардса, который не вмешивается в суть дела, но всегда высказывает свое мнение.

К сожалению, этого нельзя было сказать о Джонсе. Он есть печальная реальность рок-музыки, а стало быть и Стоунз. Поскольку эта мысль так сильно связана с тем, как легко он поддался зависимости в эпоху, когда серьезность употребления наркотиков и опасность подобного гедонизма мало кем реально понималась. Если бы его спросили тогда об этом, он бы, как и многие другие, наверняка сказал бы:" С завтрашнего дня бросаю".

Так было всегда, когда зависимость не воспринималась с тем сочувствием, которое, к счастью, есть сейчас, помогая удерживать музыкантов по другую сторону этих проблем. Но тогда все было по-другому. Без этой установки Джонс катился по спирали, вызывая внутренние распри, от которых группа, возможно, никогда бы не оправилась, если бы они не уволили его в 1969 году. Вовремя - не вовремя - не имеет значение, но этим поступком Кит и Мик сохранили Стоунз.

-6

Поскольку размолвка Джонса с Ричардсом только усугублялась, подвергая группу опасности из-за личных разногласий, существовал также простой вопрос эффективного управления командой и творческой продуктивности. Джонс так и не смог переломить свои привычки, слишком часто исчезая во время сессий звукозаписи, не имея возможности исполнять свои партии и оставляя остальных участников группы наверстывать упущенное. Ричардс тоже не был пай-мальчиком и дисциплинированным участником группы, но все же даже тогда он являлся активным автором большинства песен.

На самом деле только после ухода Джонса и его печальной смерти Stones вышли на совершенно новый уровень успеха. В 1970-х они мчались вперед, по-настоящему мотивированные стать теми, кем они являются сейчас, то есть крупнейшей рок-группой в истории. Благодаря постоянно развивающемуся стилю Джаггера и Ричардса, как авторов, использованию этой давней связи для дальнейшего расширения их совместного звучания, песен в группе стало больше и они стали лучше, чем были с Джонсом. Многие сейчас будут спорить со мной о том, что "ранний Стоунз" более привлекателен, чем поздний. Но - у меня на это есть аргумент - более половины песен, которые исполняются Стоунз на концертах, написано в пост-Джонсовскую эру.

The Rolling Stones - Paint It, Black (Official Lyric Video).mp4

Хотя неправильно сбрасывать проблемы Джонса со счетов как балласт, такое ощущение, что с ним на буксире, группа никогда бы не смогла домчаться в светлое будущее так, как они это сделали сейчас. Осталась ли бы группа с Джонсом? Вряд ли. Уже на Beggar's Banquet они отключали все его микрофоны на записи в студии или даже запирали его в другой комнате, чтобы он проспался, просто чтобы продолжить работу. Сколько они смогли бы это терпеть? Ведь есть примеры, когда именно по этой причине группы разваливались. Хорошие и талантливые группы.

С другой стороны, Джаггер и Ричардс - сами дети высокофункционального хаоса. Типичные рокеры со всеми вытекающими последствиями. Даже в худшие дни их размолвок или во время их собственной борьбы со злоупотреблением психоактивными веществами они оставались одними из самых занятых и плодовитых людей в музыке. Если бы они застряли, пытаясь сбалансировать все это с поведением Джонса, вряд ли они удержались бы на плаву.

=============

И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.