Штурмовик из первого набора "Проекта К" рассказал, сколько дней ушло на подготовку, кого отбраковывали при наборе и почему в 2022 году могли в одних трусах покинуть свой окоп, не заморачиваясь по поводу амуниции и боекомплекта.
О себе
Мне 45 лет. Я из Москвы, с юго-запада. В "контору я попал по "проекту К" (проект К – инициатива ЧВК "Вагнер" по вербовке заключенных для участия в спецоперации в обмен на помилование). Уехал туда из мест лишения свободы. Если бы не пошел в ЧВК, то сидеть пришлось бы шесть с половиной лет.
В "Вагнере" прослужил полгода, как и было оговорено при заключении контракта. Нам тогда сказали:" Искупайте кровью и возвращайтесь со щитом или на щите".
Первая моя специальность – штурмовик. Тебя обучают владению всеми возможными видами оружия. Сначала ты штурмовик, потом можешь переместиться на АГС (автоматический станковый гранатомёт), на СПГ (станковый противотанковый гранатомёт), на минометы.
Ребята из следующих после нас наборов проходили специализированное обучение. Подготовка шла не как у нас, меньше недели, а дольше.
О тех, кто был "негоден"
Тех, кто сидел по нехорошим статьям не забирали. Это, вероятно, обусловлено было тем контингентом, который уезжал в зону боестолкновений. С тем, кто в тюрьме, не рукопожатный (насильники, педофилы), ты нигде общаться не будешь.
Да и если человек дурной сам по себе был, то его не брали.
О подготовке
Сразу предупредили, что это не прогулка, что никаких поблажек не будет. Часть заключенных проходили физические тесты, часть – другие тесты, так как не все "статьи" ( преступления, которые неприглядными считали даже вербовщики "Проекта К") забирали.
Через три денечка мы уехали (из колонии) и в тот же день мы оказались за речкой. Нас привезли в место подготовки и расположили. Ну, как расположили, это был заброшенный дом отдыха. Мы его сами в порядок привели, чтобы нормально можно было существовать. Нас снабдили всей необходимой амуницией. Дали рюкзаки. Внутри там спальник, одежда, ботинки. На следующий день к нам приехали и закрепили за нами оружие. Спросили также, что нам необходимо. Большая часть из тех, кто был со мной в этом наборе – бывшие сотрудники различных силовых ведомств. У них был опыт, который подсказал им, что еще необходимо. Попросили перчатки, очки. На следующий день нам это всё привезли.
На следующее утро после прибытия началась подготовка. Подняли нас в шесть утра. Полчаса на завтрак, построение, и вперед. Первые полтора дня у нас было холощение – это работа с холостым оружием (без патронов. - Прим.авт.), чтобы все вспомнили, как это делать. Нам показали стойки правильные. Тем, кто этого не знал, было тяжелее. Я уже был осведомлен и мне работалось чуть полегче. Кто не знал, тот в позу лучников вставал. Многих приходилось переучивать. К вечеру второго дня побежали на полигон. На полигон – бегом, там стрельбы, и с полигона – бегом. Так проходил наш день.
Подготовка шла пять дней. Наш наборы – первый, у нас был укороченный курс. Необходимо было "выходить на работу". Учитывая то, что у нас был уже к этому времени опыт, нам хватило этого, чтобы приступить.
Были и те, кому эта подготовка далась тяжело. Они по возрасту и физическим параметром не тянули. Но никого не отсеяли
Об отношении гражданских к солдатам
"Работали" мы в ЛНР и ДНР. На тот момент гражданские с благодарностями нас встрчеали Смотрели на нас, как на защитников. А впоследствии, когда в госпитале выяснилось, что мы из "Оркестра" (еще одно название вагнеровцев помимо "музыкантов". - Прим.авт.), то очень душевно относились.
О структуре ЧВК
В конторе были штурмовые отряды. В каждом отряде штурмовые взводы и взвод огневой поддержки, а также тяжелый взвод. Во взводах были отделения и группы. Когда я пришел, взвод был под пятьдесят человек. Вроде бы 39 человек. Когда я уезжал взвод насчитывал под три сотни. Движение было большое, контора набирала и ребята подъезжали.
О рядовом дне "музыканта"
Зависит от того, где находишься. На позиции ли ты или прямо на ленточке (на линии боестолкновения) или на ПВД (пункте временной дислокации). Зависит и того, какие на тебя возложены обязанности. Это не так, что ты проснулся и поехал на работу и у тебя там день расписан. Там такого не было
О проценте выживаемости среди штурмовиков
Нас чуть меньше 50 было, вернулись под 40 человек. Да, кто-то без конечностей, кто-то раненый вернулся. Но при штурме мы теряли меньше, чем оборонявшиеся. Подготовкой и проведением штурмов занимались высокопрофессиональные специалисты. Иногда артой хорошо поработали. Парни подвигались , и все в порядке. Хотя, конечно, штурм мог и захлебнутся.
Был блиндаж укрепленный, который мы никак не могли забрать. С этой точкой недели полторы бились. Ежедневно штурм шли. Бам-бам-бам-бам. Но там нюанс был: у нас командир головой об луну ударился. Руководство поставило другого командира, который во время подготовительного периода был помощником инструктора. Он сам был из "конторы" (из ЧВК. - Прим.авт.) и после ранения, пока восстанавливался, помогал нашему инструктору.
Его поставили командиром нашего взвода, он проехал все "точки". Он был на точке, находившейся в 50 метрах от оппонента. Осмотрел всё своими глазками и штурманул этот блиндаж так, что у нас ни одного трехсотого (раненого) не было. Человек шесть в плен взяли живых, а сколько там двухсотых (убитых) было, история умалчивает. А до этого дня из-за точки этой у нас ежедневно потери были. И двухсотыми, и трехсотыми.
О враге
Те, кто с той стороны - достойные люди. Такие же славяне, как и мы. Мы в накат пошли, а там осталось в окопе двое. Орем:
"Снимайте броню! Сдавайтесь. Уходите, мы не будем в вас стрелять. Просто всё оружие оставьте и идите".
Они не послушались.
Об укомплектованности врага
У них снабжение на момент моей службы было огонь. На одну лесполку (лесполосе. – Прим.авт.) наша группа должна была через поле, потому что на другой лесполке толкались безрезультатно. Должна была пройти артподготовка и в это время мы должны были забежать на лесполоку и начать работать. Случилось так, что переигралось всё и мы штурмовали ту лесполку, где все толкались. Заштурмили ее, и оппоненты с той лесполки, которую мы изначально брать должны были, сами начали оттягиваться.
Ребята зашли туда, а там меньше, чем каждые 50 метров поперек лесполосы, вырыты окопы по всем правилам. С двух сторон окопа пулеметы стояли. В блиндажах были БК (боекомплект) одежда. По краям стояли пулеметы. Ты мог в одних трусах переместиться с оставляемой "точки", запрыгнуть в новый окоп, в блиндаже взял бы одежду, броню, каску , оружие. И можно было приступать к бою.