Найти тему

«Жизнь за царя»

Опера  Михаила Глинки «Жизнь за царя» в Мариинском театре. 20.05.2024.  Санкт-Петербург. 

Режиссер- постановщик и художник-постановщик - Дмитрий Черняков. Премьера состоялась в 2004 году. 

Опера на меня произвела ошеломляющее впечатление своей сценографией и главное - идеей. Дмитрий Черняков поставил спектакль, в котором Сусанин совершает подвиг не за царя, а за семью и свою землю. Семья - его малая родина. Поэтому  на протяжении всего спектакля на сцене стоит большой стол, над ним висит лампа, а за столом большая семья, занятая привычными делами: раскатывают тесто, режут тазик салата, пьют чай… 

В опере два конфликта: внешний с врагами - поляками и внутренний: выбор Сусанина. 

Новизна  постановки в том, что опера всегда считалась гимном царю, православию и народу - триаде русской государственности. А Дмитрий Черняков изменил сценически эту традицию и поставил на первое место семью.  

-2

     Родина в интерпретации Чернякова - семья и родная деревня. В самом начале действия деревня предстает в сказочном и чарующем медовом свете. Блестит вдалеке речка. Люди, птицы и животные составляют в русской деревне единый мир.  Через всю сцену протянулась, как коромысло,  рука журавля-колодца. Эта сценическая деталь передает царящую в этом мире гармонию.       

-3

      Миру деревни противостоит сцена  бала в польском дворце. Цвет польской аристократии символизирует государственность Польши. Поляков отличает гордость и воинственный дух. Но деревенская жизнь на фоне пышности и блеска нарядов знати выглядит более притягательной и естественной, потому что нет ничего прекраснее мира и дома. Здесь всех объединяет любовь и забота друг о друге.

-4

       Поляки-захватчики, пришедшие в деревню, одеты в современные пуховики, но чтобы подчеркнуть, что вторжение на чужую землю - зло, Д.Черняков выбрал тотально черный цвет, без знаков отличий. Враги вторгаются в дом, в котором Антонида, дочь Сусанина, готовится к свадьбе и ждет гостей. Незваные гости ведут себя бесцеремонно. 

Еще выразительнее инфернальность черного цвета оказывается в сцене, когда поляки приказывают Ивану вести их к царю. Они превращаются в черную массу, тьму, потому что режиссер их сливает с тьмой пространства сцены. Поэтому главным оказывается выбор Сусанина. Он, как герой античной трагедии, мужественно принимает судьбу и борется с тьмой. Никаких тебе елок, снега и лесов, а только человек, один на один с Тьмой-Роком. В своей последней арии он не вспоминает о царе, а прощается с родной землей и детьми. Выбор его тяжел, и тяжесть его выбора тоже усилена тьмой и одиночеством. Он обращается к заре, медовый свет которой заливал сцену в первых сценах: « Ты взойдёшь, моя заря!

Над миром свет прольешь, Последний раз взойдешь, Лучом приветным горя.»

     Российская государственность в опере предстает в образе белого города. Хор поет и славит мифического царя, и тут же на сцене семья Сусанина, которая и в скорби продолжает жить. Черняков показывает горе его детей - плач Антониды и приемного сына Вани. И опять у Чернякова люди на первом плане. Ликование народа на сцене не перекрывает горе семьи. 

-5

      Выбранный режиссером путь - сделать акцент не на спасении русского царя, а показать историю через простого человека, уловить особенности русского национального характера.

Русский герой способен на тихое самопожертвование во имя семьи и родной земли. Этот феномен русской ментальности прекрасно описал Л.Н.Толстой в рассказе « Как умирают русские солдаты»: «а здесь сотни людей всякий час, всякую»минуту готовы не только принять ее без страха, но что гораздо важнее — без хвастовства, без желания отуманиться, спокойно и просто идут ей навстречу». Таковы и герои Толстого, русской и киноклассики: капитан Тушин, Платон Каратаев, солдат Бондарчук из рассказа « Как умирают русские солдаты», лейтенант Иван Локотков из фильма А.Германа « Проверка на дорогах», Алеша Скворцов из драмы Георгия Чухрая « Баллада о солдате» и многие другие. 

Я не могу оценивать пение не будучи профессионалом, но у Валерия Гергиева прекрасная труппа. Все лауреаты международных премий. 

Скоро Мариинский театр приезжает с гастролями в Москву и представит «Жизнь за царя» с 12-14 июня. Очень рекомендую!!!