В Сибири приобретение одежды для каждого социального класса имело определенные источники. Верхушка чиновничьего аппарата и крупнейшие представители буржуазии могли позволить себе заказать платье или костюм в лучших швейных мастерских Москвы и Петербурга, владельцы которых покупали образцы платьев у лучших портных Парижа или выполняли их по рисункам из модных журналов, которые получали из столицы моды каждые две недели. В крестьянском быту платье изготовлялось в большинстве случаев собственными силами семьи. Основная же масса купечества, как и большинство горожан, платье и обувь заказывали у местных мастеров.
В сибирских городах существовала целая сеть небольших портняжных мастерских и одиночек-ремесленников. Плата за шитье была довольно высокой: так, за шитье сюртука брали 8 руб., брюк – 2 руб. 50 коп., жилета – 2 руб., пальто - от 5 до 8 руб.
С течением времени увеличивался привоз в Сибирь готового платья из Европейской России. Особенно усилилась конкуренция в 90-е гг. XIX в., после проведения Сибирской ж.д. и увеличения производства готового платья на российских фабриках. Цены на готовое платье на Нижегородской ярмарке, с которой осуществлялось снабжение Сибири, в 1899 г. составляли: на дамские жакеты 5-15 руб., мужской полный костюм 6-15 руб., сюртук и жилет 11-20 руб., брюки - 1 руб. 50 коп., пальто драповое или бобриковое на вате - 9-12 руб., пальто на барашковом меху - 18-30 руб. Однако фабрики готового платья обслуживали в основном средние и малосостоятельные слои, тогда как богатая клиентура, не терпящая шаблонности и требующая выполнения субъективных капризов, долгое время оставалась верной портному.
Модные журналы в глуши?
Представим себе поселение, раскинувшееся на берегу великой Оби. Главную улицу делают так: с помощью компаса определяют направление на север и прорубают широкую просеку — это будет проспект. И уже в первый год в поселении возникла торговая площадь, куда потекли купцы с товаром — от самого необходимого до предметов моды и роскоши. Постоянно прибывающие люди — больше 10 тысяч ежегодно, что очень много по тем временам, — одевались кто во что горазд. Одежда столичных специалистов, прибывших по назначению, как и их жен, была вполне в тенденциях моды того времени, то есть европейской.
Итак, конец XIX века — эпоха модерна, расцвет архитектуры, искусства, моды, которая превратилась в изысканную игру линий, роскошных драпировок и декора. И это же время стало началом великого технического прогресса, когда машины начали заменять ручной труд. А в 1896 году в далекой Сибири строится мост, современнейший по тем временам. В поселок прибывали молодые мужчины, женщины. И куда?! В суровый край, где лютые морозы зимой, а летом — жара и гнус. Вместо тротуаров и турнюров — просеки среди сосен, могучая река.
Модные журналы в глуши?
Представим себе поселение, раскинувшееся на берегу великой Оби. Главную улицу делают так: с помощью компаса определяют направление на север и прорубают широкую просеку — это будет проспект. И уже в первый год в поселении возникла торговая площадь, куда потекли купцы с товаром — от самого необходимого до предметов моды и роскоши. Постоянно прибывающие люди — больше 10 тысяч ежегодно, что очень много по тем временам, — одевались кто во что горазд. Одежда столичных специалистов, прибывших по назначению, как и их жен, была вполне в тенденциях моды того времени, то есть европейской.
1884 год. Закладка первой опоры моста. В северном направлении поселка прорублена просека, ставшая в будущем Красным проспектом; на нем открылись магазины Жернакова, Кротова, общества «Парижский шик», «Московский магазин мужского и дамского готового платья» Торгового дома Фоменко. Рисунки: Маргарита Ревзина
Постепенно налаживалась торговля мануфактурным товаром, тканями, шалями, готовым платьем, бельем, даже украшениями, ведь где спрос, там и предложение.
Уже через год заработало почтовое отделение, и началась подписка периодических изданий, в том числе и журналов мод! К тому времени в России выходило более 30 изданий, посвященных дамской тематике. В поселке к тому времени выписывалось около 200 (!) журналов.
Конкурс Сибирский стиль начал свое существование в 2009 году, главная его задача- показать миру молодых креативных мастеров своего дела. На сибирском стиле представлены работы модельеров, дизайнеров, парикмахеров-стилистов. Так же «Сибирский стиль» создан для профориентации школьников, самые творческие выпускники школ всегда интересуются подобными конкурсами, и с радостью принимают участие в одной из возрастных категорий:
Всего их 3:
1. непрофессионалы: школьники от 12 до 18 лет;
2. молодые специалисты: студенты, выпускники, профессионалы до 35 лет.
3. профи – без возрастных ограничений.
«Сибирский стиль» не ограничивается модными коллекциями и образами, на конкурсе так же представлены работы дизайнеров интерьера, рекламщиков, графических дизайнеров, ювелиров, и это только часть направлений, представленных на этом конкурсе.
Во что одевались «понаехавшие» сибирячки?
Первые жительницы поселка мостостроителей изо всех сил старались украсить собою мир — так уж устроены женщины. Даже в такую глушь они захватили самые лучшие свои наряды, включая корсеты, и сразу задали тон, сохранив общие тенденции городской моды того времени: подчеркнутая поясом талия, длинная юбка-колокол, декорированный вышивкой, тесьмой или кружевом лиф, пышный рукав, сужающийся к запястью, и, конечно, шляпа, без которой трудно представить женщину того времени, живи она хоть в Париже, хоть в сибирской глубинке.
Повседневная одежда была попроще: так называемая парочка — приталенная кофта и расклешенная сосборенная юбка из той же ткани. В «парочке» сочетались традиции народной одежды, требования городской моды и определенного сложившегося стандарта, или дресс-кода, как сейчас говорят.
Этот наряд вполне отвечал требованиям удобства и комфорта в условиях сложной среды. В моде были и платья, покрой которых отличался простотой и удобством, без всяких встроченных модных в то время косточек. И конечно, длина юбки была короче, а о турнюре и шлейфе, как на модных картинках, не было и речи.
Все мы хотим сделать наш дом как можно уютнее и красивее. Одним из способов предания интерьеру определенного «шарма» и атмосферы является чердачная кукла, добавленная в помещение.
И так, что вы представляете после фразы «чердачная кукла»?
Чердачная кукла - кукла «кантри», самая старинная из всех текстильных кукол. Чтобы освоить мастерство, достаточно большого желания и усидчивости. Забавных кукол пахнущих кофе, ванилью и корицей неспроста называют «чердачными». Их словно достали с бабушкиного чердака. Такой слегка состаренный вид придаёт куклам особое очарование. От них веет праздником уютом и детством.
Существует легенда о появлении первой «чердачной» куклы:
Представьте, в маленьком американском городке любящая мама сшила для своей дочки небольшую куклу из старого платья. Эта кукла долгое время пролежала на чердаке фабрики, на которой женщина работала, потому что ее дочка, часто приходя на работу к матери играла с ней, но после, так и забыла куклу на чердаке. Конечно, кукла, лежавшая долгое время на чердаке фабрики состарилась, запылилась и закоптилась, но от нее исходил очень приятный запах, это не удивительно, ведь кукла лежала на чердаке кофейной фабрики, и ткань, из которой она состояла, пропиталась приятным запахом кофе, корицы, ванили, гвоздики и других пряностей.
Считается, что чердачная кукла появилась именно так, но если же говорить о внешнем виде «чердачных» кукол, то первые из них были совсем немного похожи на тильду – так называемую «примитивную» текстильную куклу. Но сразу же «чердачные» игрушки выделились в особое направление. Эти игрушки шьются из натуральных тканей светлых оттенков и специально состаривается при помощи кофе.
Такая «игрушка» идеально впишется в интерьер и станет отличным ароматным дополнением комнаты. И если у вас есть желание создать интерьер, вдохновлённый эстетикой «Cottagecore», то есть романтизированной интерпретацией западной сельскохозяйственной жизни. Основанной на идеях простой жизни в гармонии с природой, то она одна или несколько чердачных кукол придется как нельзя кстати.
Конечно, такой атрибут домашнего декора популярен не только заграницей, даже в Сибири чердачные куклы обладают популярностью, так например енисейская мастерица Людмила Бледнова нашла свое призвание в творчестве и рукоделии разных направлений, и совсем недавно она для себя открыла чердачных кукол.
Из чего это всё шили?
Излюбленными тканями, из которых шилась повседневная одежда, были доступные по цене ситец, бумазея, сатин, миткаль, синяя китайка, кумач, разноцветные плисы. Для праздничной одежды в ход шли тафта, штоф китайский по атласу, рытый (узорчатый) бархат, люстрин, гризет, шерсть. Уже тогда купцы завозили из Китая роскошный яркий шелк, привнесший в сибирскую моду цвет и блеск. Примечательно, что в Сибири в пику зиме всегда любили яркие цвета: лазорево-синий, пурпурный, малиновый, изумрудно-зеленый, фиолетовый. Этим сибиряки очень отличались от сдержанных в цветовых пристрастиях европейцев.
Мода модой, но всегда возникает вопрос: как же дамы могли носить такие длинные юбки, ведь ни асфальта, ни плитки тогда не было? У местных модниц было одно ухищрение, о котором сейчас мало кто знает: подолы обшивались специальной тесьмой-щеткой, чаще под цвет одежды. По мере загрязнения тесьму отпарывали, стирали и нашивали снова. В угоду прекрасному полу в поселке сразу стали делать деревянные тротуары, а уже через несколько лет проложили мощеную улицу, где местные щеголихи могли фланировать на каблуках, а не в сапогах и галошах.
Но простота загородной жизни всегда граничит с роскошью городских праздников, так, например в 18 веке были популярны Венецианские маски.
Маски в Европе стали популярны после чумы, когда их носили чумные доктора в целях своей защиты от болезни. Но сейчас нас интересует именно сама идея венецианской маски.
Венецианская маска — не только обязательный аксессуар знаменитого венецианского карнавала и роскошных бал-маскарадов, но и главный герой скандалов, традиций и обычаев города.
В изолированном небольшом городе, таком, как Венеция, слухи распространялись крайне быстро. Чтобы не подвергнуться всеобщему обсуждению, аристократы предпочитали прятать свои лица под яркими украшением. Главное преимущество ношения маски заключалось в том, что в таком виде можно было без опасений прогуляться по борделям или игорным домам. Анонимность позволяла предаваться невинным забавам или порокам с одинаковой беспечностью, а наутро вновь выглядеть благочестивыми гражданами в глазах других жителей.
Полная анонимность всегда казалась жителям Венеции очень привлекательной, конечно, маски носили не только респектабельные граждане, но также простые жители, и даже деятели криминала. Для многих жителей Венеции маска стала неотъемлемым аксессуаром на каждый день.
Но в конце концов венецианские маски обрели такую большую популярность у народа, что люди начали ими злоупотреблять, и ношение масок пришлось строго регламентировать. Таким образом, маски снова можно было увидеть на лицах горожан только в определенные праздники.
Таким праздником и стал венецианский карнавал, этот праздник полон ярких костюмов, масок, и конечно выступлений. Танцоры, шуты, музыканты, жонглёры и циркачи, все они стали неотъемлемой частью венецианского карнавала.
Но как же Венецианские маски и карнавал могут быть связаны с творческой молодежью Сибири?
Ходулисты из команды Joy Walkers с 2019 года проводят невероятные представления для жителей Красноярска прямо на улицах города, их невероятные костюмы в стили венецианского карнавала и профессионализм в исполнении танцев и акробатики на ходулях поражают жителей Красноярска при каждом появлении. Их первое появление на публики было в рамках проекта «Красноярск рукотворный», тогда артисты станцевали вальс прямо на Театральной площади.
Только представьте, простая прогулка жителей города в тот день наполнилась самыми яркими красками благодаря такому перформансу. С того дня выступления команды Joy Walkers стали регулярными, они выступают на праздниках, ярмарках и выходят на самые оживленные улицы города в выходные дни.
Именно так и связана творческая молодёжи Сибири с венецианским карнавалом, ведь помимо ходуль они следуют всем канонам праздничного образа Италии прошлого. Их костюмы соответствуют популярным на тот момент фасонам, а маски добавляют загадочности и приковывают внимание.
Подобную маску вы можете рассмотреть сейчас. В основном артисты выступают в маске Вольта
Носили её преимущественно простые рядовые граждане, которым средства не позволяли покупать дорогие изысканные маски.
Вольта копировала классическую форму человеческого лица. Изредка была украшена росписью. Крепилась к голове лентами; у некоторых была ручка на подбородке.
Эта маска- работа студентки нашего колледжа Сат Яны, по ней видно, как могли выглядеть расписанные маски Вольта. Именно эта маска вдохновлена Мексиканским днем мертвых- праздником, посвящённым памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября. По поверью, в эти дни души умерших родственников посещают родной дом.
А зимой?
Зимой в Сибири нельзя было без шубы, которая была одним из условий выживания. Женские шубы были очень разнообразны, они отличались покроем и обычно были крыты тканью — сукном, штофом, нанкой, плисом, бархатом. И конечно, сибирячки могли позволить себе такие меха, которые европейским модницам и не снились. Пожалуй, это самая характерная черта складывающейся тогда сибирской моды: присутствие в одежде дорогого меха соболя, норки, лисицы, бобра, на худой конец белки или зайца. И ведь эта особая избирательность к мехам сохранилась и в наше время.
В лютые морозы поверх шубы надевали овчинную, козью или волчью доху — еще одну шубу, попроще и потеплее. Это тоже такая суровая модная сибирская деталь! Добавлялись и теплая пуховая шаль, меховые рукавицы поверх перчаток. И как завершение образа — зимняя меховая или бархатная шляпа, которая в то время была у каждой уважающей себя женщины, хотя в повседневности сибирячки ходили и в платках, и в косынках.
Зимние шляпы и меховые шапки носили с оренбургским платком.
И как мы уже поняли, люди пытаются украсить не только свои дома, но и себя самих, конечно, Венецианские маски уже не считаются повседневным аксессуаром, но что до сих пор имеет популярность у людей в разных концах мира- это модная одежда, так что я предлагаю вам изучить 2 модные коллекции от студентов и выпускников нашего колледжа.
1. «Послание»- Чумакова Светлана
Этот образ был создан в рамках конкурса «ДРЕСС-КОД. СИБИРЬ». Образ в номинации SIBERICA EXPERIMENT по теме "Гендерные границы"
Были использованы такие приёмы как: Обработка материала желатином и марганцовкой, для получения нужной формы, цвета и эффекта бумаги, печать на ткани с помощью трафарета, роспись по ткани. Особенно Светлане нравится эффект жженой бумаги, который присутствует местами.
Отражение темы "гендерные границы" показано в надписях, а именно здесь изображены слова «он», и "она" на самых разных языках мира.
Вдохновлялась женщинами и мужчинами, людьми в целом. Эффект жженой бумаги показывает, что вне зависимости от гендера все могут быть ранимы, как женщины, так и мужчины.
2. «Карцинома»- Максим Каляев
Коллекция «КАРЦИНОМА» берет своё начало из биологии, которая рассматривает устройство человека. Углубляясь в микромир клеток, и проводя параллель с макромиром человека, можно сделать вывод, что жизнь и там и там идентична. В нашем мире сейчас идет борьба между разными взглядами точно также, как в человеке идет борьба между клетками: обыкновенной и раковой (которую и называют карциномой).
Добро и зло имеют много граней, в том числе — общих. Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя, кто победил свой страх, свою боль. Это противостояние проявляется на различных уровнях: на биологическом, идеологическом и духовом. Одно из проявлений этого противостояния отражается в карциноме. Принятие и осознание конфликта микромира клетки и макромира человека, и общества — начало исцеления.
Вся коллекция разработана в стиле прет-а-порте де люкс, сочетающая в себе классику и романтику готического прочтения. Прилегающие силуэты в балансе с прямым кроем подчеркивают прекрасные формы женского тела.
Ну что ж, обсуждать чужие творения конечно интересно, но давайте-ка мы с вами примерим на себя амплуа модельера или модного дизайнера! Сейчас я предлагаю вам подобрать костюм, к которому подошел бы этот аксессуар, ведь как известно, благодаря аксессуарам и создается целостность образа.