Найти в Дзене

Родителям на заметку

Оглавление

АЛЕКСЕЙ ШИШКИН

Не знаю, когда ввели это новшество – подготовку детей к школе и уроки иностранного языка для детсадников. Но в данном случае это не важно. Просто меня сильно забавляло, как в самом начале занятий ребенок моих знакомых выводил своей маленькой ручкой первые буквы и цифры, похожие скорее на прыгающих жучков-паучков. Как упорно трудился маленький человечек по нескольку раз в неделю, иногда превозмогая усталость после детского садика, ел, а потом еще делал уроки, которые детям задавали на дом в школе. Из-за этого он ложился спать на час, на два позже. И все же ребенок трудился. Он почти никогда не капризничал. И даже говорил, что ему нравится на подготовке и на уроках иностранного языка.

Но вот прошли осенние дожди, остались где-то позади зимние метели, весна подходила к концу. Как же изменился почерк ребенка. Буквы стали похожи на буквы, строки выровнялись. Маленькая ручка выводила их быстро и уверенно. Можно сказать, что не зря дети начинали учиться еще в садике. Конечно, это поможет им в первом классе чувствовать себя более уверенно.

Но все же закрадывается у меня сомнение. А что это дает ребенку в жизни. Какая разница, нулевой класс или первый. Когда я в далекие прошедшие годы пошел в свой первый класс, мы о подготовке понятия не имели. Но это не помешало мне закончить школу, институт. Правда, по специальности я отработал всего около трех лет. Вот и думается, может ли человек все предвидеть. Отсутствие ли дошкольной подготовки помешало мне всю жизнь трудиться по полученной в институте специальности? Тут невольно вспоминаются слова из Евангелия. Когда Иисус Христос посылал апостолов исцелять больных, оживлять мертвых и совершать другие чудеса, Он не настраивал их на какое либо предвидение и говорил: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» (Матфей 10: 9, 10)…

А что же дети. Сейчас, в наше время они одеты, обуты и по сравнению с прошлым у них прямо-таки роскошная жизнь. Но в прошлые века с четырех лет они трудились по двенадцать часов наравне со взрослыми в поле, помогая отцу крестьянину, в прокопченной мастерской с чумазым личиком под окрики надсмотрщика делали свою работу, что, конечно, сказывалось на их психике, не говоря даже о скудости заработка. Но те дети считали это в порядке вещей. У них не было подготовки к школе, они не имели возможности учиться и всю жизнь были неграмотными. Многие из них рады были бы учиться, но они чуть ли не с рождения должны были работать. То есть готовиться к счастливому детству было бессмысленно.

Мне могут возразить: дескать, сейчас дети с двух лет перебирают клавиши компьютера, увлекаются бесконечными играми. Но ведь появилась из-за этого даже патология, так называемая игромания, доводящая людей до сумасшествия и преступлений. Эти компьютерные игры вроде известной пирамиды МММ. А что? Люди же сами приносили деньги. Так же как дети сами играют в компьютерные игры, иногда доводя себя до исступления, хотя их никто не заставляет. Да и вообще, всплеск всяких странных событий шокирует, если особенно посидеть хорошенько в интернете. Тут и у взрослого голова кругом пойдет. И родителям не мешало бы взять это на заметку. Но меня могут спросить, а что же делать? Как с этим бороться? Неужели подготовкой к школе. А не рано ли для шестилеток. Ну во-первых необходимо видение и желание общества настроиться на такую борьбу. Нужен волевой вектор общества, как бы задающий направление сознания людей на хорошие поступки. Тогда не будет таких случаев, когда подросток постсоветского времени на запрещение родителей играть в компьютер из-за двоек в школе, убивает их, а потом снова спокойно садится играть. Но род людской не может окончательно с подобными случаями самостоятельно покончить. Вернусь к Библии. Уж очень там хороши примеры. Однажды апостолы Иисуса Христа с ужасом спросили у Него, а кто же может спастись? Ответ поразил их: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Матфей 19: 26). То есть спасение возможно и реально, но только по благодати божией. В общем, «Просите и дано будет вам; ищите и найдете... (Матфей 7:7). А вот еще слова по теме: «Есть ли что трудное для Господа», - сказал Бог Сарре в Бытии (18:14).

Но вернусь к началу этой заметки, к подготовке к школе. Я не призываю отменить раннее обучение детей. Тем более, что детям такое обучение интересно. Но дети бывают разные: с устойчивой психикой и с менее устойчивой. Известны случаи, когда одни дети в старших классах не выдерживали нагрузок на уроках физкультуры, как большинство. Но ведь человек отличается от животных своей постоянной способностью к сочувствию. И нужно, чтобы любые дети не чувствовали отчужденности от остального коллектива, если у них что-то не получается. Что тут еще сказать?