Говоря отдельно о развитии движения и мышления, делаем это лишь для упрощения описания, но в воспитательной практике невозможно отделить развитие отдельных функций друг от друга. По этой причине многие упражнения для развития движения одновременно являются упражнениями для развития мышления и напротив множество занятий для развития мышления, одновременно развивают и движения ребёнка.
Для развития мышления новорождённого необходимо выполнить три задачи:
(1) предоставить ребёнку достаточное количество чувственных раздражителей различного вида;
(2) поддержать некоторые специальные способности зрения и слуха, т. е. научить ребёнка фиксировать специальные предметы зрением, контролировать их глазами в движении хотя бы на небольшом участке, кроме этого, ребёнок должен научится слушать звуки;
(3) дать понятие ребёнку о том, что раздражители имеют сигнальный характер, т. е., что раздражители обозначают что-либо, предупреждают о чём-либо, представляют и обозначают что-либо.
Предоставить ребёнку достаточное количество различных раздражителей означает дать ему столько раздражителей различных чувственных областей (зрительных, слуховых, осязательных, пространственных и т. д.), чтобы ребёнок не испытывал их недостатка, ни избытка. Родители, осознающие, что ребёнку необходимы раздражители, обычно имеют тенденцию к пресыщению, нежели к недостатку их. Ввиду этого необходимо, чтобы они умели давать раздражители в необходимом количестве, и умели распознавать пресыщение ребёнка ими. Важно предоставлять раздражители, когда ребёнок находится в бодром настроении. Важна определённая активность ребёнка, желание взаимодействовать и принятие их, например, он должен на звуковой раздражитель (игрушку, часы, лицо человека) смотреть и спокойно наблюдать определённое время. Как только он начнет часто перемещать взгляд, поворачивать голову, закрывать глаза или даже голосом и выражением лица проявлять неудовольствие, то необходимо предоставить другой раздражитель либо вообще прекратить стимуляцию, предоставив покой ребёнку. Труднее распознать, слушает ли ребёнок активно или нет. Признаком того, что ребёнок нас слушает, может быть изменение поведения: двигающийся спонтанно ребёнок прекращает движения, напротив, спокойно лежащий ребёнок реагирует какими-либо движениями. Мама, много занимающаяся с ребёнком, хорошо знает его реакции и может различить по его поведению, слушает ли ребёнок действительно с интересом или лишь пассивно. Другим чувственным областям (например, раздражителям осязательным, вкусовым, тактильным и т. д.) не грозит опасность пресыщения, как в зрительной и слуховой сфере.
Следующий вопрос заключается в том, какие раздражители пригодны для ребёнка 1-го года жизни. Пригодны яркие хорошо отличающиеся от всего окружающего раздражители, однако, не слишком интенсивные. Ребёнок легко остановит взгляд на предмете сочных, насыщенных, выразительных красок, однако отвернётся от него, если он освещён слишком ярко. Резкий свет для ребёнка не только нежелателен, но и вообще вреден. Ребёнок первого месяца жизни не видит предметы и людей, ибо его окружение оптически представлено сплошным пространством, которое разделено на цветные пятна различного вида и размера, и он ещё совсем не понимает, что эта группа пятен его мама, а другая группа погремушка. По этой причине необходимо показывать ребёнку людей и предметы, с которыми он должен познакомится в первую очередь, по возможности на нейтральном однотонном фоне, чтобы упомянутый объект наглядно от него отличался, позволяя ребёнку легко опознать группы пятен, составляющих одно целое, создающих данный объект. Если ребёнок смотрит на лицо мамы на фоне белого потолка, то у него больше возможности отличить её от заднего плана, чем смотря на неё на фоне декоративной занавески с большими цветными узорами (это однако не означает, что эти цветные украшения не должны быть в помещении). Показываем ли ребёнку бутылочку или погремушку необходимо предметом слегка манипулировать, ибо это помогает ребёнку отличить его от фона и узнать, какие цветные пятна относятся друг к другу и являются частью одного предмета.
Одновременно и звуки, при помощи которых стимулируем ребёнка, должны быть средней интенсивности. Самым лучшим звуковым раздражителем является человеческий голос, особенно женский, доказано, что спокойный женский голос с большей вероятностью успокоит ребёнка, чем более грубый мужской; это подтверждает, что ребёнок в первые месяцы жизни составляет с мамой биологическое целое. Недопустимо включать на длительное время, например, радио, перегружая нервную систему ребёнка. Средней или скорее малой интенсивностью должны отличаться и другие чувственные раздражители, предлагаемые ребёнку в первые месяцы жизни, например, вкусовые, обонятельные, тактильные, пространственные и т. д. Соразмерность вкусовых качеств находится в материнском молоке и искусственном питании. Постоянным проветриванием помещения и как можно частыми прогулками на свежем воздухе обеспечиваем качественные характеристики обоняния. Напротив, если возить ребёнка в коляске по городским улицам с большим автомобильным движением, то это равносильно предложению малышу выкурить около 40 сигарет в день (данные одного исследовательского учреждения в Праге). Укладыванием, подниманием, пеленанием и уходом даём ребёнку соответствующие тактильные, тепловые и кинестетические раздражители и т. д.
Важен способ предоставления раздражителя: все раздражители необходимо предоставлять на первом месяце осторожно и медленно. Если мы неожиданно покажем ребёнку игрушку, то можем вызвать реакцию испуга и крик, напротив постепенное приближение игрушки и небольшие движения способствуют фиксации игрушки зрением. Также быстрое поднимание и опускание ребёнка, торопливое пеленание, грубые захваты вызывают негативные чувственные реакции ребёнка. Особенно новорождённому необходимо осторожное, нежное, медленное, аккуратное обращение и стимулирование и только в более старшем возрасте допустимо более быстрое обращение при уходе за ребёнком.
Особое внимание уделяем зрению и слуху новорожденного. На первом месяце жизни он должен научиться фиксировать предмет глазами, т. е. останавливать на нем взгляд определённое время. Первоначально он не может направить на предмет оба глаза, о чем свидетельствует перемещение глаз в разные стороны или взгляд через предмет вдаль, иногда смотрит на предмет одним глазом, а другим куда-то ещё. Ребёнок должен научится поворачивать оба глаза так, чтобы на сетчатке возник образ предмета в поле самого чёткого видения и сфокусировать взгляд, чтобы на сетчатке возник четкий резкий образ. Действуем следующим образом:
(1) Демонстрируем ребёнку пёстрые предметы, например, цветные игрушки, новогодние украшения, яркую посуду, большие цветы, и главное, лицо человека.
(2) Приближаем предмет к глазам ребёнка приблизительно на 50 см.
(3) Предмет должен наглядно отличаться от фона; по этой причине мама расположится так, чтобы за погремушкой не было видно её пестрого платья, а находилась по возможности однотонная занавеска, белый потолок, одноцветная стена, шкаф и т.д.
(4) Первоначально держим предмет там, куда направлен взгляд ребёнка, в центральной зоне его поля зрения.
(5) Во второй половине или в конце месяца 1-го месяца можно показать предмет на краю поля зрения, а затем стимулировать ребёнка повернуть глаза к указанному предмету.
(6) В обоих случаях слегка манипулируем предметом на месте, позднее можем очень медленно перемещать предмет с места, при этом на первом этапе немного на небольшие расстояния приближать и удалять предмет от ребёнка (40-60 см), позже перемещаем предмет вправо и влево в поле зрения ребёнка (приблизительно 10-20 см туда и обратно).