Найти в Дзене

Архип Куинджи, выдающийся русский художник,похороненный в "Некрополе мастеров искусств"

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я хочу рассказать вам историю одного из самых необычных и привлекающих внимание всех посетителей "Некрополя мастеров искусств" надгробия установленного на могиле великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910) Выдающийся русский живописец-пейзажист второй половины 19 – начала 20 веков. Основоположник, русской школы люминизма – направления в живописи, для которого характерна необычайно выразительная игра света. Родился 15 января 1842 года (по другим данным - 1841) в местечке Карасу под Мариуполем.
По воспоминаниям его друзей детства, в школе учился плохо, но постоянно рисовал и уже тогда делал это просто мастерски. В 15 лет поехал в Феодосию, где поступил в школу рисования И. К. Айвазовского. К сожалению, что-то не заладилось и через пару месяцев юноша вернулся в Мариуполь, где поступил на работу ретушёром в фотоателье. Позже отправился в Одессу, затем в Таганрог, где занимался тем же самым продолжая ис
Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я хочу рассказать вам историю одного из самых необычных и привлекающих внимание всех посетителей "Некрополя мастеров искусств" надгробия установленного на могиле великого русского художника

Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910)

-2

Выдающийся русский живописец-пейзажист второй половины 19 – начала 20 веков. Основоположник, русской школы люминизма – направления в живописи, для которого характерна необычайно выразительная игра света.

Родился 15 января 1842 года (по другим данным - 1841) в местечке Карасу под Мариуполем.
По воспоминаниям его друзей детства, в школе учился плохо, но постоянно рисовал и уже тогда делал это просто мастерски.

В 15 лет поехал в Феодосию, где поступил в школу рисования И. К. Айвазовского. К сожалению, что-то не заладилось и через пару месяцев юноша вернулся в Мариуполь, где поступил на работу ретушёром в фотоателье. Позже отправился в Одессу, затем в Таганрог, где занимался тем же самым продолжая использовать любую свободную минуту для рисования. В 1865 году приехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, но удалось ему это только с третьей попытки в 1870 году.
Примерно в это же время произошло его знакомство с передвижниками. В 1875 году Куинджи был официально принят в «Товарищество передвижных художественных выставок» и начал активно принимать участие в его работе.

В 1878 году работы Архипа Ивановича были представлены на Всемирной выставке в Париже, где произвели настоящий триумф. Это был тот редчайший случай, когда работы художника понравились не только зрителям, но и критикам. В частности, один из идеологов импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».

Как это часто бывает успех художника вызвал неудовольствие у его «собратьев по ремеслу» и в 1879 году одна из газет Санкт-Петербурга опубликовала анонимную статью, в которой Куинджи обвинялся в однообразии, злоупотреблении особым освещением при подаче картин и стремлении к чрезмерной эффектности. В дальнейшем выяснилось, что публикация подхваченная и другими изданиями, которые сегодня принято называть «жёлтыми» была организована М. К. Клодтом – племянником знаменитого скульптора, который так же работал в жаре пейзажной живописи и был одним из руководителей Товарищества передвижников.

В результате конфликта Куинджи вышел из товарищества и стал работать самостоятельно.

В 1880 году в помещении Общества поощрения художеств, была устроена выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» имевшая колоссальный успех.

А. И. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880 год. Русский музей, Санкт-Петербург.
А. И. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Ободренный успехом Куинджи устраивает ещё две моновыставки картин:

«Берёзовая роща». 1879 год. Третьяковская галерея, Москва
«Берёзовая роща». 1879 год. Третьяковская галерея, Москва
«Днепр утром». 1881 год. Третьяковская галерея, Москва
«Днепр утром». 1881 год. Третьяковская галерея, Москва

после чего фактически становится затворником на 20 лет. Нет он ни коим образом не перестал творить, он просто удалился от шума Петербургских и Московских салонов и выставок. В эти годы Архип Иванович много путешествует и очень много работает. За 20 лет он написал около пятисот эскизов и полноценных живописных произведений, а также около трёхсот графических работ.

География его путешествий по России ясно прослеживается в его картинах того периода.

«Море. Крым»
«Море. Крым»
«Эльбрус. Лунная ночь»
«Эльбрус. Лунная ночь»
«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»
«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»
«Волга»
«Волга»

Эти и многие другие свои шедевры Архип Иванович Куинджи показал в ноябре 1901 года на своей последней прижизненной выставке в Санкт-Петербурге.

Начало XX века ознаменовалось для Куинджи рядом благотворительных деяний. Он поддерживал студенческую кассу вспомоществования для нуждающихся учащихся. В 1901 году выделил капитал в сто тысяч рублей в премиальный фонд весенних академических выставок. Художник не понуждал своих учеников к участию на этих выставках, но при его жизни они сами считали долгом на них экспонироваться. Как результат этих усилий в 1909 г. его ученики при поддержке Куинджи и на его средства организовали Общество художников, которое позже стало называться Обществом имени А. И. Куинджи. По завещанию великого художника "Обществу" перешел его основной капитал, который составил около полумиллиона рублей, земли на южном побережье Крыма и все оставшиеся после его смерти работы. После закрытия Общества имени А. И. Куинджи в 1929 году вся его живописная коллекция была передана Русскому музею.

Скончался великий художник 11 (24) июля 1910 года в Петербурге от тяжелого сердечного заболевания, в окружении своих учеников.

Был похоронен на Смоленском православном кладбище.

В июне 1912 года Общество объявило конкурс на надгробие А. И. Куинджи.
Из 18 представленных проектов первую премию присудили студенту Высшего Художественного училища В. А. Волошину, вторую - скульптору М.Л. Диллон, третью - художнику А. О. Никулину, но ни один из проектов не был принят к реализации общим собранием членов Общества имени Куинджи.

В этом месте мои уважаемые читатели я отвлекусь, чтобы сказать, что к этому моменту одна из победительниц конкурса Мария Львовна Диллон уже установила памятник на могиле первого руководителя Куинджи Общества имени Куинджи, художника К.Я. Крыжицкого умершего в 1911 году и похороненного рядом с Архипом Ивановичем.

Скульптор М.Л. Диллон у памятника К. Я. Крыжицкому.
Скульптор М.Л. Диллон у памятника К. Я. Крыжицкому.

В итоге было принято решение принять за основу проект, предложенный вне конкурса архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым который в период своего обучения в ИАХ часто посещал живописную мастерскую Куинджи и художественные собрания, устраиваемые им для учеников, а посему считал себя учеником великого пейзажиста и предложил свои услуги безвозмездно.

Проект надгробия А. И. Куинджи. А. В. Щусев 1912 год.
Проект надгробия А. И. Куинджи. А. В. Щусев 1912 год.

По задумке Щусева архитектурно-скульптурный памятник был выполнен в виде портала серого гранита, с глубокой нишей и полуциркульным завершением, который был установлен на высоком цоколе с площадкой из плит розового гранита. В треугольном фронтоне портала с лицевой стороны, малых боковых фронтонах и в верхней части тыльной стены рельефные орнаменты так называемого «звериного стиля», на боковых столбах с лицевой стороны рельефы креста с якорем. В нише мозаичное панно с изображением Древа жизни, на котором свито гнездо змей.

Автором эскиза панно стал Николай Рерих.

-12

Изготовлено мозаичное панно было в мастерской знаменитого мозаичиста Владимира Александровича Фролова.

Перед нишей на высоком узком постаменте полированного красного гранита портретный бронзовый бюст работы В. А. Беклемишева.

30 ноября 1914 года состоялось торжественное открытие памятника, на котором присутствовали все его создатели.

-13

Памятник А. И. Куинджи на Смоленском православном кладбище в день открытия. Фото А. В. Щусева.

В 1952 году прах великого русского художника – грека по национальности, был перезахоронен в «Некрополе мастеров искусств» с переносом надгробия. Сегодня он выглядит вот так.

-14

В отличие от Архипа Ивановича его ученика и первого председателя Общества художников имени А. И. Куинджи К. Я. Крыжицкого перезахоранивать не стали. Лично я объясняю это тем, что прекрасный памятник работы его хорошей подруги М. Л. Диллон.

-15

К этому моменту уже давно выглядел скажем так не очень презентабельно. Так же выглядит он и сегодня.

-16

Бронзовая фигура живописца, лавровый венок и прочие элементы памятника, представляющие ценность для охотников за цветными металлами, исчезли ещё лет 100 назад. Остался только постамент-скала, с надписью, что позволило хотя бы не затеряться месту захоронения.

На этом мои уважаемые читатели и подписчики моего канала позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи

Если вы хотите увековечить память близкого вам человека, доверить решение этого вопроса следует профессионалам, людям, которые смогут найти наилучший вариант памятника, который не будет выглядеть чересчур помпезно и вычурно, но сможет выразить вашу скорбь и ваши чувства к ушедшему. Именно такие профессионалы высочайшего класса работают в творческой мастерской Игоря Селиверстова, существующей в Санкт-Петербурге с 1996 года