Найти тему
ВТБ Страна

Русский театр начинается не с вешалки, а с них: 5 легендарных актеров прошлого

Оглавление

В 19 веке российская публика увидела на сцене актрис и актеров, которые изменили русский драматический театр. Вживаться в роль, импровизировать и передавать залу эмоции, а не только выученный назубок текст, стало нормой актерского искусства. В этом материале вспомним имена этих героев русской сцены и разберемся, чем уникален каждый из них.

Михаил Щепкин

Петр Борель. «Портрет Михаила Щепкина», 1865–1869 годы, Дом Гоголя, Москва © Public domain
Петр Борель. «Портрет Михаила Щепкина», 1865–1869 годы, Дом Гоголя, Москва © Public domain

Щепкин родился в семье крепостного крестьянина. Свободу он получил благодаря сцене. Когда публика стала ходить в театр «на Щепкина», стало понятно, что парнишка, игравший проходные роли в графском театре, вырос в крупного актера. Вскоре талант Щепкина заметили в Москве. Его пригласили на службу в Малый театр.

Знаковые роли: Фамусов в «Горе от ума» Александра Грибоедова, городничий в «Ревизоре» Николая Гоголя и Шейлок в «Венецианском купце» Уильяма Шекспира.

Чем прославился: за Михаилом Щепкиным закрепилось амплуа главного комика московской сцены. Но даже в комедийных ролях ему удавалось найти драматический подтекст. Щепкин был одним из первых русских артистов, которые начали «вживаться в роль». Своим ученикам он говорил: «Влазь, так сказать, в кожу действующего лица, изучай хорошенько его особенные идеи, если они есть, и даже не упускай из виду общество его прошедшей жизни».

История из жизни: Щепкин не допускал в ролях отсебятины, всегда учил текст до последней буквы. На ежедневной прогулке после завтрака он повторял слова, искал новые интонации. Актриса Александра Шуберт вспоминала, что Михаил иногда начинал читать монолог в случайное время, вне репетиции: «Иногда едем в казенной карете, он так просто, естественно начинает говорить, — думаешь, что это он мне говорит, а оказывается — роль читает наизусть, да так твердо, — слова не переставит».

Мария Ермолова

Валентин Серов. «Портрет Марии Ермоловой», 1905 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Валентин Серов. «Портрет Марии Ермоловой», 1905 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Марию в детстве отдали в балетную школу. Способностей к танцу она не проявила, но познакомилась с театральными деятелями и впервые вышла на сцену. В Малом театре Ермоловой поначалу доставались роли простушек в легких водевилях, пока она не заменила заболевшую актрису, игравшую в трагедии «Эмилия Галотти». Тогда Мария Ермолова вышла на бис 12 раз. Этот случай раскрыл ее драматический талант.

Знаковые роли: Катерина в «Грозе» и Негина в «Талантах и поклонниках» Александра Островского, леди Макбет в одноименной постановке, Жанна Д’Арк в «Орлеанской деве» Фридриха Шиллера, Эстрелья в «Звезде Севильи» Лопе де Веги.

Чем прославилась: публика обожала Ермолову за искренность на сцене. Она легко воспламенялась сама и передавала этот импульс зрителям. Взрывы чувств и эмоций сочетались в игре Ермоловой со строгой выдержанной игрой, талантом и профессионализмом. Станиславский говорил о ней: «Мария Ермолова — это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения это — символ женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности».

История из жизни: в молодости Ермолову окружала радикально настроенная интеллигенция. Свой бунтарский нрав и страстную ненависть к тирании она выразила на сцене, сыграв Лауренсию в «Овечьем источнике» Лопе де Веги — постановке о девушке, которая поднимала массы против поработителей. Профессор Николай Стороженко писал: «Когда Лауренсия, бледная, с распущенными волосами, дрожащая от стыда и негодования прибегает на площадь и сильной речью возбуждает народ к восстанию против губернатора, восторг публики дошел до энтузиазма». Но власти все-таки сняли революционный спектакль с репертуара Малого театра.

Полина Стрепетова

Илья Репин. «Портрет Полины Стрепетовой», 1882 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Илья Репин. «Портрет Полины Стрепетовой», 1882 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Судьба будущей актрисы началась трагично: ее ребенком подкинули на крыльцо театрального парикмахера Антипа Стрепетова из Нижнего Новгорода. Полина с детства поняла, что хочет быть такой же, как ее приемная мать, которая слыла даровитой провинциальной актрисой. Прежде чем добраться до столичной сцены Александринского театра, она играла в Ярославле, Казани, Саратове и Москве.

Знаковые роли: Лизавета в «Горькой судьбине» Алексея Писемского, Катерина в «Грозе» Александра Островского, Аннета в «Семейных расчетах» Николая Куликова.

Чем прославилась: будучи маленькой девочкой, Полина Стрепетова увидела на сцене Любовь Косицкую. Неудивительно, что она стала кумиром будущей актрисы. Талант Косицкой создавать образы, полные психологической достоверности, впечатлял многих современников. Среди них был Александр Островский, создавший известные пьесы «Гроза» и «Бесприданница», вдохновившись игрой Косицкой. Стрепетова продолжила на сцене традицию поэтичного изображения русской женщины, страдающей, но любящей. Она эмоционально проживала судьбы своих героинь. «Да, главное, я хочу жить для сцены», — писала Стрепетова в 1880 году. На свои личные трагедии и разочарования у нее просто не хватало сил.

История из жизни: в судьбе Стрепетовой было немало горя. Постоянные измены первого мужа, уход к другой женщине второго, самоубийство третьего. Санкт-Петербург встретил ее безденежьем, равнодушием коллег, были даже неудачи на сцене. От этого Стрепетова часто нервничала. Софья Смирнова-Сазонова — писательница и жена актера Александринского театра Николая Сазонова — засвидетельствовала в дневнике: «Стрепетова получила от Потехина [драматурга, руководителя труппы Александринского театра] письмо, в котором ей отказано от бенефиса на том основании, что бенефис дается тем, кто работал и создавал роли. Поскакала объясняться сама, плакала, наговорила Потехину резких вещей и вернулась домой в исступлении».

Павел Мочалов

Неизвестный художник. «Павел Мочалов в роли барона Мейнау в спектакле „Ненависть к людям и раскаяние“, поставленном Малым театром в Москве», первая половина 19 века © Public domain
Неизвестный художник. «Павел Мочалов в роли барона Мейнау в спектакле „Ненависть к людям и раскаяние“, поставленном Малым театром в Москве», первая половина 19 века © Public domain

Мочалов родился крепостным. Его семья получила вольную, когда он был шестилетним ребенком. Павел готовился к сцене с раннего детства. Ему помогал отец — Степан Мочалов — видный актер московской драматической труппы. На службе в Малом театре Павел Мочалов стал негласным символом русской сцены 19 века. Его поклонниками были Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев и Александр Островский.

Знаковые роли: Чацкий из «Горя от ума» Александра Грибоедова, Фердинанд из «Коварства и любви» Фридриха Шиллера, Король Лир и Гамлет из одноименных произведений Уильяма Шекспира.

Чем прославился: в обычной жизни Павел Мочалов был человеком ничем, на первый взгляд, не примечательным: сутулым, среднего роста, с неуравновешенным нравом. Но на сцене в нем разгорался огонь: он играл страстно и необузданно. Актер любил импровизировать, вставлял в текст авторские реплики — критики прозвали это «мочаловскими минутами». Зрители встречали их бешеными овациями. Режиссер Соловьев, работавший с актером, рассказывал, что поведение Мочалова на сцене «потрясало зрителя, как гальваническим ударом, и жгло его огнем молнии». В эти минуты Мочалов испытывал трепет вдохновения.

История из жизни: любимой ролью Мочалова был шекспировский Гамлет. Он отражал главное сценическое амплуа актера: разочарованный в жизни человек, готовый принять свое одиночество и пороки современного ему общества. Поэтому, когда на сцену отказались выпускать первый русский поэтический перевод «Гамлета» из-за того, что он показался критикам слишком далеким от первоисточника, Мочалов поставил дирекцию Малого театра перед выбором: либо постановка состоится, либо он покинет сцену. Премьера прошла с бешеным успехом. По поводу «Гамлета» Виссарион Белинский, смотревший постановку 11 раз, сообщал в письме издателю: «Вскоре пришлю вам статью о Гамлете на московской сцене... Предмет ее очень любопытен: мы видели чудо».

Вера Комиссаржевская

Екатерина Зарудная-Кавос. «Портрет Веры Комиссаржевской», после 1908 года, Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург © Public domain
Екатерина Зарудная-Кавос. «Портрет Веры Комиссаржевской», после 1908 года, Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург © Public domain

Отец Веры был известный оперный певец Федор Комиссаржевский. Поэтому с детства в будущей актрисе воспитывали любовь к музыке и театру: трудно не покориться окружению, когда к тебе в гости захаживают певец Федор Стравинский и композитор Модест Мусоргский. Но путь профессиональной актрисы Комиссаржевская начала только в 29 лет. Она выступала с антрепризами по всей России, пока ее не пригласили в Александринский театр Санкт-Петербурга.

Знаковые роли: Лариса в «Бесприданнице» Александра Островского, Нина Заречная в «Чайке» Антона Чехова, Наташа в «Волшебной сказке» Игнатия Потапенко, Марикка в «Огнях Ивановой ночи» Генриха Зудермана.

Чем прославилась: Комиссаржевская покоряла публику правдивостью, лиричной откровенностью исполнения. На сцене ее интересовало не внешнее перевоплощение, а поиск поэтической сущности роли. Большое значение она уделяла голосу и интонации. Нежность и мягкость образов Комиссаржевской сочетались с эмоциональной взволнованностью исполнения. Особенно удивительной кажется ее всегда живая манера, если разобраться в печальной судьбе актрисы. Неудачный брак, отсутствие детей, а потом и уход мужа к сестре довели Комиссаржевскую до клиники душевнобольных.

История из жизни: в 1904 году после творческого перерыва, связанного с семейными неурядицами, Вера Комиссаржевская открыла в Санкт-Петербурге свой Драматический театр. В 1906 году она пригласила на должность главного режиссера Всеволода Мейерхольда. Но роли в его символистских постановках не приносили Комиссаржевской радости, денег тоже. После громкой и неоднозначной премьеры «Балаганчика» Александра Блока Комиссаржевская предложила Мейерхольду покинуть театр. Он, оскорбленный уходом в середине сезона, вызвал ее на публичный «суд чести». Третейский суд оправдал Комиссаржевскую. Мейерхольд проиграл.

Заложенные в 19 веке традиции русского театра до сих пор продолжают жить и развиваться на лучших сценах нашей страны. 22 мая 2024 года в МХТ имени Чехова состоялось награждение победителей Премии Художественного театра, организованной при поддержке банка ВТБ. Главная цель премии — выделить талантливых молодых деятелей искусства в восьми номинациях, среди которых «Балет», «Опера», «Кино», «Театр», «Литература», «Классическая музыка», «Современная академическая музыка», а также номинация «Зачет» для студентов Школы-студии МХАТ. Лауреаты премии получают возможность использовать Новую сцену МХТ имени Чехова для своих творческих проектов.