У вас с ходу есть ответ на этот вопрос? А ведь он очень и очень простой. Но сначала – несколько замечаний.
Мы живем в мире штампов – в том числе и в нравственной сфере. Конечно, так легче жить – не нужно каждый раз совершать мучительный выбор.
А он бывает настолько мучительным, что, по словам Достоевского, человеку легче отказаться от своей воли и стать бездумным рабом, чем нести ее бремя.
Вот почему мы с вами предпочитаем не задумываться, а действовать автоматически, считая, что действуем правильно, не подключая к оценке своих действий свою совесть.
Но то, что хорошо в области, скажем, дорожного движения, не всегда подходит – и далеко не всегда подходит! – к духовно-нравственной сфере.
А теперь вернемся к нашей теме. Итак, когда убить человека – это добро, а спасти – зло?
На этот вопрос отвечает игумен Никон (Воробьев):
«Убить человека по воле Божией есть добро, а без воли Божией, вопреки воле Божией спасти от смерти человека – есть зло».
Да – все просто.
Бог дал всему в этом мире Свои законы – законы механических перемещений, законы биологической жизни и законы нравственные.
Последние сформулированы в заповедях, среди которых есть и «Не убий».
Но в отличие от человеческих законодателей Бог не связан Своими законами. Даже в человеческом обществе в его юридической практике есть случаи так называемых «исключений» или «смягчающих обстоятельств».
Тем более это относится к Богу. И это хорошо видно на примере той же самой заповеди «не убий».
Буквально чуть не на следующий день после того, как Бог ее дал, Он тут же повелел ее нарушать. Причем, нарушать в массовом порядке.
Он повелевает израильтянам отправляться на войну с ханаанскими народами, где не просто им придется убивать, но Бог повелевает убивать, причем, убивать в массовом количестве.
Казалось бы, Бог противоречит Сам себе. Но нет – просто вступает в силу правило исключения.
Мало этого, даже индивидуальное убийство, казалось бы, напрямую запрещенное заповедью «не убий» - тоже нарушается Богом.
Вот пример с человеком, который нарушил субботний покой:
«Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы.
И привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и во всему обществу.
И посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что с ним сделать.
И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.
И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею». Числ. 15. 32-36.
Мало этого, в Библии описаны случаи, когда Бог даже хвалил и поощрял людей, совершивших убийство.
Вот, например, случай с Финеесом, который во время блудодеяний израильтян с моавитянками, вошел в одну палатку и пронзил копьем обоих прелюбодеев.
В результате Бог так резюмирует свое поощрение Финеесу:
«Посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира;
И будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых». Числ. 25. 12-13.
Подобные случаи являются просто камнем преткновения для разного рода сектантских толкований. Ну - не укладывается в плоских мозгах подобных толкователей, как Бог мог так поступать.
И начинаются придумываться разного рода «оправдания» - что это было в далеком прошлом, что к нам это уже не относится…. Как будто Бог не Один и Тот же – что в прошлом, что сейчас.
А на самом деле – все просто. Бог самодержавен во всем, Его воля ничем не ограничена – даже собственными заповедями. Он их преступает и повелевает преступать человеку всегда, когда это необходимо.
И нет тут никакого противоречия.
Представьте, что бы было, если бы повеления Бога об убийстве не были бы исполнены!?..
Полное развращение Израильского народа, его растворение в окружающем язычестве и нарушение возложенной на него миссии по созданию и хранению в чистоте Божьего Слова.
Бог лучше нас знает, что без убийств и даже массовых убийств – эта задача просто невыполнима.
Поэтому согласимся с игуменом Никоном. И сейчас, как это ни кажется парадоксальным: убить человека по воле Божьей есть добро, а спасти вопреки Его воле – зло.
И по-другому просто быть не может в принципе.