Роман немецкого писателя Патрика Зюскинда «Парфюмер» вышел в 1985 году. И до сих пор это бестселлер, до сих пор эта книга не даёт покоя книгочеям.
Как мы знаем, в 2006 году вышла экранизация Тома Тыквера с известными актёрами в главных ролях.
Однако моё мнение, книга меня поразила больше. Я помню, как ещё в школе смотрел фильм и потом не хотел принципиально читать книгу. Зачем? Когда я знаю суть и концовку. Но как же я ошибался и зря откладывал чтение. И концовки даже немного разные.
***
История разворачивается в восемнадцатом столетии. Запахи гнилых продуктов и человеческих испражнений прямо на улицах города. Люди редко мылись, если мылись вообще. На первой странице исторического романа автор нам сразу даёт картину антисанитарной Франции того времени. Он сразу нас окунает в мир самых разных запахов.
Это один из лучших романов про серийных убийц, если не самый лучший. Вернее даже роман не сколько об убийце, а сколько о человеке, желающем обрести свою индивидуальность. Я много читал детективов и триллеров, где авторы пытались описать злодеяния маньяков. Описать их несчастливое детство и протянуть нить до самого первого звоночка. А первый звоночек – это смертельные опыты над животными из интереса. А там уже и первая человеческая жертва.
Всё это у Зюскинда, кстати, есть. Все клише для главного героя Жана-Батиста Гренуя:
- Родители неизвестно кто. Непонятно кем был отец, а мать его бросила сразу после родов. Известно, что её потом повесили на площади.
- Постоянные приюты. Кочевание. Ощущение ненужности.
- Отсутствие общения. То его пытаются убить свои же сверстники, то избегают и боятся.
- Невидимость для всех людей. Он постоянно был на побегушках: то у мастера-дубильщика, то у известных парфюмеров. Всегда на вторых, а то и на третьих ролях. Мелкая сошка. Никем не замечаемый.
- И как такому социопату не стать серийным убийцей?
Но тут есть и другое. Для Гренуя не существует реального мира. Он всегда в себе, в своём внутреннем мире. Из реального мира его пленяют только запахи. Такой человек с таким талантом мог бы стать самым великим парфюмером, быть владельцем знаменитого бренда и несметных богатств. Вписать своё имя в историю. Человек, который обожает до фанатизма свою работу – создавать и компоновать целые букеты пленяющих ароматов. Ну почему такому Гению не суждено было раскрыться на праведном пути?
И для Гренуя нет понятия совести в плане убийства живого существа. Для него страшнее потерять аромат. Это сродни трагедии.
И только находясь в пещере, в полном уединении, Гренуй наконец носом ищет свой настоящий запах. Но не находит его! Ведь как известно, герой ничем не пахнет. Абсолютно. В этом и есть причина его невидимости для всех людей. Ведь каждый человек излучает свой индивидуальный запах. Помимо духов. Даже предметы, улицы, географические объекты. Помойки, реки, еда, горящие дрова и конечно же цветы. У каждого из этого предмета есть индивидуальный запах. Из-за отсутствия своей индивидуальности Гренуй и невидим для людей. Его не замечают. Не принимают, как часть этого мира.
Финальная сцена, где он, будучи Злым Гением, мог перевернуть весь мир с помощью приготовленного аромата. Заставить всех испытывать к себе любовь и блаженство, счастье и эйфорию.
И в чём было разочарование героя? В том, что они не испытывали к нему даже ненависти. Герой так и не обретает своего запаха. Когда люди впервые увидели убийцу на эшафоте, то не поверили глазам. Такая мелкая сошка могла убивать? Этот уродец? Ничем не примечательный. Невидимый.
И как бы он не опрыскивал себя ароматами, это всё равно прикрытие. Ненастоящий запах. Но никак не индивидуальность героя. Ведь во время казни люди стали обожествлять его и устроили оргию. Даже родственники жертв! Даже сам палач и священник!
(май, 2023)
(впервые опубликована в моём Телеграм-канале: https://t.me/borzow_live)