мы ВКонтакте I наш Instagram I YouTube
Обычай употреблять печать был принесен в Северное Причерноморье первыми переселенцами из Средиземноморья. Личная печать нужна была каждому гражданину, так как своим отпечатком она охраняла личную его собственность и ею скрепляли документы. Самые ранние печати, найденные в Северном Причерноморье, относятся к 7-6 (VII—VI) векам до н. э.
Они представляют собой восточного типа каменные геммы: цилиндры и скарабеи (фото 1, рисунки 1, 2), украшенные углубленной резьбой, воспроизводящейся в оттиске. Они имеют вращающуюся металлическую дужку. Носили их на запястье, на шее, у пояса.
Одновременно в архаическую эпоху появляются и металлические перстни-печати с резьбой на щитке.
Наиболее древний экземпляр такого перстня-печати, носимого на кольце, найден в Ольвии (фото 2, рисунок 1). Это серебряный перстень с изображением готовящегося к прыжку льва. По углам ромбовидного щитка вделано по гвоздику из электра, что должно было, по воззрениям древних, повысить его магические свойства (Максимова М. И., 1955, с. 439, рис. 1).
- В скифских курганах нередки находки 10 перстней на руках одного погребенного, в погребении грека обычно бывает только один перстень.
В конце 4 (IV) века до н. э. геммы на вращающейся дужке исчезают, появляются металлические перстни с каменной вставкой-печатью на щитке, сосуществующие с традиционными цельнометаллическими перстнями. Геммы и перстни в Северном Причерноморье импортировались из Передней и Малой Азии, Ирана, Ионийских о-вов, материковой Греции в 7-4 (VII—IV) веках.
А в эллинистическую эпоху также из Этрурии в 4-3 (IV—III) веках до н. э., Северной Африки 3 -1 (III—I вв.) до н. э., а в римскую эпоху — из Италии и балканских провинций.
Особенно большое количество перстней 5-4 ( V—IV) веков до н. э. найдено в богатых погребениях Боспор.
______________
К ним относятся уникальные произведения известных античных мастеров: золотой перстень с изображением летящей цапли, вырезанной на голубом халцедоне работы Дексамена (таблица 1, рисунок 7) (Максимова М. И., 1955, с. 441, рис. 2), золотой перстень с изображением знатного перса работы Афинада (таблица 2, рисунок 8) (Максимова М. И., 1955, с. 440).
Рядовые жители носили простые бронзовые или серебряные перстни-печатки со стеклянными вставками-отливками с настоящих гемм, вырезанных на камнях. Позднее перстнями-печатями стали пользоваться и представители местных племен.
В 4-3 (IV— III) веках до н. э. начинается деятельность местных причерноморских мастерских и своего расцвета она достигает в эпоху Августа в Пантикапее и во 2-3 (II — III) веках в Херсонесе. Местными мастерами делались перстни с портретами боспорских царей Савромата II и Котиса III (Максимова М. И., 1955, с. 443, табл. II, 5, 6).
Эволюция типов каменных печатей и металлических перстней в Причерноморье совпадает с развитием этого вида изделий художественного ремесла в других районах античного мира.
В качестве специфических форм можно отметить лишь металлические перстни IV в. до н. э. с несомкнутой шинкой, получившие у исследователей название «понтийских» (табл. 2, рис. 15) и позднее — пантикапейские перстни с выпуклыми гранатовыми вставками эпохи Августа (табл. 3, рис. 14, 15, 17, 19). В металлических перстнях развитие идет в сторону замены архаических перстней (табл. 2, 1—4) с узким листовидным щитком и круглой в сечении шинкой тяжелыми классическими перстнями, имеющими гранение шинки и овальные щитки (табл. 2, 6—12). В дальнейшем в эллинистических перстнях щиток становится полностью круглым, а шинка — плоской (табл.2, 19). Перстни римской эпохи, как правило, менее массивны, а во II—III вв. приобретают вычурные, изогнутые формы и ребристую поверхность (табл. 2, 32—35).
В каменных печатях происходит постепенный отказ от чуждых Греции восточных форм: скарабей (табл. 1, рис. 1—3) заменяется скарабеоидом (табл. 1, 4, 7, 11) или псевдоскарабеем (табл. 1, рис. 12), полые цилиндры (табл. 1, рис. 5, 9) — сегментированными (табл. 1, рис. 8). В эллинистическую эпоху изображение перемещается на выпуклую сторону (табл. 1, рис. 13, 14). Перстни, сочетающие металлическую оправу и каменную печать, поначалу очень массивны — напаянные концентрически полоски металла окружают гемму, удерживая ее в гнезде (табл. 1, рис. 1—3, 5). В дальнейшем все элементы изделия становятся миниатюрнее, а их связь органичнее (табл. 1, рис. 12—20).
С социальной структурой общества связана разница в материалах: золото, серебро, бронза, цветные камни и их дешевые заменители. Перстни из бронзы, печати из стекла, находимые в грунтовых могильниках, могут быть сопоставлены со «стеклянными печатями в простонародных перстнях», о которых упоминает энциклопедист Плиний (Nat. Hist., XXXV, 43).
Автор: О. Я. Неверов, 1984 год,
Опубликовано:
Античные государства Северного Причерноморья / Серия: Археология СССР. Т. 9. М.: 1984. 392 с.
Подписывайте на паблик ВКонтакте https://vk.com/v_starke Там есть то, 4его нет здесь
🌟
Поддержите Экспедиция ⋆СТАРКА⋆ репостом/монетами 🔮 через удобную форму
______________________________________
#археология #древности #история #ювелирныеукрашения #перстниикольца #этнография #СеверноеПричнерноморье #раскопки #сокровища #клады