Найти в Дзене

💍МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПЕРСТНИ и ПЕЧАТИ античных государств северного Причерноморья🏛ДО НАШЕЙ ЭРЫ!

Оглавление

мы ВКонтакте I наш Instagram I YouTube

Обычай употреблять печать был принесен в Северное Причерноморье первыми переселенцами из Средиземноморья. Личная печать нужна была каждому гражданину, так как своим отпечатком она охраняла личную его собственность и ею скрепляли документы. Самые ранние печати, найденные в Северном Причерноморье, относятся к 7-6 (VII—VI) векам до н. э.

Они представляют собой восточного типа каменные геммы: цилиндры и скарабеи (фото 1, рисунки 1, 2), украшенные углубленной резьбой, воспроизводящейся в оттиске. Они имеют вращающуюся металлическую дужку. Носили их на запястье, на шее, у пояса.

Таблица 1. Типы каменных печатей на подвижных дужках: проририсовки. 
7 — ладьи Солнца, сердолик, скарабей, Финикия; 2 — силен и менада, агат, скарабей, Иония; 3 — сфинкс, сердолик, скарабей, Иония;

4 — лев, обесцвеченный камень, скарабеоид, Иония; 5 — битва персидского царя с греками, обесцвеченный камень, цилиндр, Иран; 6 — битва персидского царя с чудовищем, халцедон, многогранник, Иран; 7 — цапля, работа Дексамепа Хиосского, халцедон, скарабеоид, Восточное Средиземноморье;

8 — грифон, агат, сегментированный цилиндр, Восточное Средиземноморье; 9 — персидский царь и богиня Анаитис, халцедон, цилиндр, Иран; 10 — а) воин-нерс, б) грек с собакой, в) бой петухов, г) танцовщица —
сердолик, многогранник, Малая Азия; 11 — бык, обесцвеченный камень, скарабеоид, Восточное Средиземноморье;

12 — трофей, сердолик, львиный псевдоскарабей, Восточное Средиземноморье; 13 — Аполлон, халцедон, скарабеоид, Иония; 14 — халцедон, скарабеоид, Восточпое Средиземноморье; 15 — бык, обесцвеченный камень, скарабей, Этрурия;

16 — женщина у лутерия, обесцвеченный камень, скарабей, Этрурия
1, 2, 5, 7, 8, 11, 12, 15, 16 — из Пантикапея; 3 — из Ольвии; 6 — из Большой Близницы; 9, 10, 13 — из Горгиппии; 14 — из Артюховского кургана. Составитель О. Я. Неверов
Таблица 1. Типы каменных печатей на подвижных дужках: проририсовки. 7 — ладьи Солнца, сердолик, скарабей, Финикия; 2 — силен и менада, агат, скарабей, Иония; 3 — сфинкс, сердолик, скарабей, Иония; 4 — лев, обесцвеченный камень, скарабеоид, Иония; 5 — битва персидского царя с греками, обесцвеченный камень, цилиндр, Иран; 6 — битва персидского царя с чудовищем, халцедон, многогранник, Иран; 7 — цапля, работа Дексамепа Хиосского, халцедон, скарабеоид, Восточное Средиземноморье; 8 — грифон, агат, сегментированный цилиндр, Восточное Средиземноморье; 9 — персидский царь и богиня Анаитис, халцедон, цилиндр, Иран; 10 — а) воин-нерс, б) грек с собакой, в) бой петухов, г) танцовщица — сердолик, многогранник, Малая Азия; 11 — бык, обесцвеченный камень, скарабеоид, Восточное Средиземноморье; 12 — трофей, сердолик, львиный псевдоскарабей, Восточное Средиземноморье; 13 — Аполлон, халцедон, скарабеоид, Иония; 14 — халцедон, скарабеоид, Восточпое Средиземноморье; 15 — бык, обесцвеченный камень, скарабей, Этрурия; 16 — женщина у лутерия, обесцвеченный камень, скарабей, Этрурия 1, 2, 5, 7, 8, 11, 12, 15, 16 — из Пантикапея; 3 — из Ольвии; 6 — из Большой Близницы; 9, 10, 13 — из Горгиппии; 14 — из Артюховского кургана. Составитель О. Я. Неверов

Одновременно в архаическую эпоху появляются и металлические перстни-печати с резьбой на щитке.

Наиболее древний экземпляр такого перстня-печати, носимого на кольце, найден в Ольвии (фото 2, рисунок 1). Это серебряный перстень с изображением готовящегося к прыжку льва. По углам ромбовидного щитка вделано по гвоздику из электра, что должно было, по воззрениям древних, повысить его магические свойства (Максимова М. И., 1955, с. 439, рис. 1).

Таблица 2. Типы металлических перстней 
1 — лев, серебро и электр, Иония; 2 — лев, золото, Иония; 3 — Дапая, электр, Иония; 

4 — Ника, золото, Иония; 5 — филигранные пальметки, золото, Восточное Средиземноморье; 6 — конь и грифон, золото, Иония; 7 — олень и пантера, золото, Иония; 

8 — воин-перс, работа Афинада, электр, Иония; 9 — Ника и лань, золото, Восточное Средиземноморье; 10 — голова богини, золото, Восточное Средиземноморье; 

11 — женщина и олененок, золото, Восточное Средиземноморье; 12 — Афродита и Эрот, золото, Восточное Средиземноморье; 13 — четыре льва (в рельефе), золото, Восточное Средиземноморье; 

14 — юноша и тунец, золото, Иония; 15 — утка, золото, Пантикапей (?); 16 — Афродита, серебро, Восточное Средиземноморье; 17 — Афродита и Эрот, золото, Северное Причерноморье; 18 — женщина с кифарой, золото, Восточное Средиземноморье; 

19 — Афина Никефорос, золото, Восточное Средиземноморье; 20 — Эрот в раковине, золото, Восточное Средиземноморье; 21 — Птолемей II, бронза, Александрия; 22 — Арсиноя III, бронза, Александрия; 

23 — Изида (в ре-
льефе), бронза, Александрия; 24 — Кибела (в рельефе), бронза; 25 — Афродита (в рельефе), золото; 26 — Изида, Гор и Серапис (в рельефе), золото, Александрия;

 27 — Изида и Серапис (в рельефе), бронза, Александрия (?); 28 — портрет династа, золото, Пантикапей; 29 — храм с пятиколонным портиком, бронза, Пантикапей; 30 — надпись: «дух всяческого добра», золото, Пантикапей; 31 — Афродита-Ападиомена, золото, Пантикапей; 

32 — надпись: «(дар) Агафоклее», золото, Херсонес; 33 — олень и лев, бронза, Пантикапей; 34 — грифон, бронза, Пантикапей; 35 — змееногий демон, бронза, Пантикапей
Из Ольвии — 1—3;
 из Нимфея — 4—6; из VI Семибратнего кургана — 7; из Пантикапея — 8—10, 13—14, 20—24, 26—31, 33—35; из кургана Большая Близница — 11, 12; из кургана Чертомлык —15; из Херсонеса — 16, 19, 32; из Горгиппии — 17; из кургана Карагодеуашх — 18; из Танаиса — 25; хранятся в Гос. Эрмитаже — 13—24, 26—35;
Таблица 2. Типы металлических перстней 1 — лев, серебро и электр, Иония; 2 — лев, золото, Иония; 3 — Дапая, электр, Иония; 4 — Ника, золото, Иония; 5 — филигранные пальметки, золото, Восточное Средиземноморье; 6 — конь и грифон, золото, Иония; 7 — олень и пантера, золото, Иония; 8 — воин-перс, работа Афинада, электр, Иония; 9 — Ника и лань, золото, Восточное Средиземноморье; 10 — голова богини, золото, Восточное Средиземноморье; 11 — женщина и олененок, золото, Восточное Средиземноморье; 12 — Афродита и Эрот, золото, Восточное Средиземноморье; 13 — четыре льва (в рельефе), золото, Восточное Средиземноморье; 14 — юноша и тунец, золото, Иония; 15 — утка, золото, Пантикапей (?); 16 — Афродита, серебро, Восточное Средиземноморье; 17 — Афродита и Эрот, золото, Северное Причерноморье; 18 — женщина с кифарой, золото, Восточное Средиземноморье; 19 — Афина Никефорос, золото, Восточное Средиземноморье; 20 — Эрот в раковине, золото, Восточное Средиземноморье; 21 — Птолемей II, бронза, Александрия; 22 — Арсиноя III, бронза, Александрия; 23 — Изида (в ре- льефе), бронза, Александрия; 24 — Кибела (в рельефе), бронза; 25 — Афродита (в рельефе), золото; 26 — Изида, Гор и Серапис (в рельефе), золото, Александрия; 27 — Изида и Серапис (в рельефе), бронза, Александрия (?); 28 — портрет династа, золото, Пантикапей; 29 — храм с пятиколонным портиком, бронза, Пантикапей; 30 — надпись: «дух всяческого добра», золото, Пантикапей; 31 — Афродита-Ападиомена, золото, Пантикапей; 32 — надпись: «(дар) Агафоклее», золото, Херсонес; 33 — олень и лев, бронза, Пантикапей; 34 — грифон, бронза, Пантикапей; 35 — змееногий демон, бронза, Пантикапей Из Ольвии — 1—3; из Нимфея — 4—6; из VI Семибратнего кургана — 7; из Пантикапея — 8—10, 13—14, 20—24, 26—31, 33—35; из кургана Большая Близница — 11, 12; из кургана Чертомлык —15; из Херсонеса — 16, 19, 32; из Горгиппии — 17; из кургана Карагодеуашх — 18; из Танаиса — 25; хранятся в Гос. Эрмитаже — 13—24, 26—35;
  • В скифских курганах нередки находки 10 перстней на руках одного погребенного, в погребении грека обычно бывает только один перстень.

    В конце 4 (IV) века до н. э. геммы на вращающейся дужке исчезают, появляются металлические перстни с каменной вставкой-печатью на щитке, сосуществующие с традиционными цельнометаллическими перстнями. Геммы и перстни в Северном Причерноморье импортировались из Передней и Малой Азии, Ирана, Ионийских о-вов, материковой Греции в 7-4 (VII—IV) веках.
    А в эллинистическую эпоху также из Этрурии в 4-3 (IV—III) веках до н. э., Северной Африки 3 -1 (III—I вв.) до н. э., а в римскую эпоху — из Италии и балканских провинций.

Особенно большое количество перстней 5-4 ( V—IV) веков до н. э. найдено в богатых погребениях Боспор.
______________

К ним относятся уникальные произведения известных античных мастеров: золотой перстень с изображением летящей цапли, вырезанной на голубом халцедоне работы Дексамена (таблица 1, рисунок 7) (Максимова М. И., 1955, с. 441, рис. 2), золотой перстень с изображением знатного перса работы Афинада (таблица 2, рисунок 8) (Максимова М. И., 1955, с. 440).

Рядовые жители носили простые бронзовые или серебряные перстни-печатки со стеклянными вставками-отливками с настоящих гемм, вырезанных на камнях. Позднее перстнями-печатями стали пользоваться и представители местных племен.


В 4-3 (IV— III) веках до н. э. начинается деятельность местных причерноморских мастерских и своего расцвета она достигает в эпоху Августа в Пантикапее и во 2-3 (II — III) веках в Херсонесе. Местными мастерами делались перстни с портретами боспорских царей Савромата II и Котиса III (Максимова М. И., 1955, с. 443, табл. II, 5, 6).

Таблица 4. Геммы-печати 
1 — Медуза Горгона, Иония, V в. до н. э., халцедон; 2 — летящая цапля, подпись Дексамена Хиосского, V в. до н. э., халцедон; 3 — купальщица, V в. до н. э., сердолик; 4 — бегущий конь, V в. до н. э., яшма; 

5 — Артемида, IV в. до н. э., халцедон; 6 — купальщица, IV в. до н. э., сердолик; 7 — оттиск печати, IV в. до н. о.; 8 — печать на подвижной дужке, женщина в восточной одежде, IV в. до н. э., халцедон, золото; 9— голова Афины, III в. до н. э., гранат, золото; 

10 — портрет Птолемея, Александрия, III в. до н. э., бронза; 11 — Аполлон, Иония, III в. до н. э.; 12 — юноша с пальмовой ветвью, I в. до н. э.— I в. н. э., сердолик; 13 — портрет императора Клавдия, подпись Скилакса, Италия, I в. н. э., аме-
тист; 14 — петух, I—II в., сердолик;

 15 — портрет Митридата VI, I в. до н. э., сердолик; 16 — Амур и Психея, I в. до н. э.— I в. н. э., гранат, золото; 17 — портрет Филиппа Араба и Филиппа Младшего, Италия, III в. н. э., стекло; 18 — портрет боспорского царя Савромата II, II в. н. э., яшма; 

19 — Гермес, II в. н. э., сердолик; 20 — символы благополучия и согласия, Восточное Средиземноморье, I в., сердолик
1—6, 9, 10, 13, 15, 19, 20 — из Пантикапея; 7, 11 — из Горгиппии; 8, 14 — из Фанагории; 17, 18 — из Херсонеса; 12, 16 — из Тирамбы. Составитель О. Я. Неверов
Таблица 4. Геммы-печати 1 — Медуза Горгона, Иония, V в. до н. э., халцедон; 2 — летящая цапля, подпись Дексамена Хиосского, V в. до н. э., халцедон; 3 — купальщица, V в. до н. э., сердолик; 4 — бегущий конь, V в. до н. э., яшма; 5 — Артемида, IV в. до н. э., халцедон; 6 — купальщица, IV в. до н. э., сердолик; 7 — оттиск печати, IV в. до н. о.; 8 — печать на подвижной дужке, женщина в восточной одежде, IV в. до н. э., халцедон, золото; 9— голова Афины, III в. до н. э., гранат, золото; 10 — портрет Птолемея, Александрия, III в. до н. э., бронза; 11 — Аполлон, Иония, III в. до н. э.; 12 — юноша с пальмовой ветвью, I в. до н. э.— I в. н. э., сердолик; 13 — портрет императора Клавдия, подпись Скилакса, Италия, I в. н. э., аме- тист; 14 — петух, I—II в., сердолик; 15 — портрет Митридата VI, I в. до н. э., сердолик; 16 — Амур и Психея, I в. до н. э.— I в. н. э., гранат, золото; 17 — портрет Филиппа Араба и Филиппа Младшего, Италия, III в. н. э., стекло; 18 — портрет боспорского царя Савромата II, II в. н. э., яшма; 19 — Гермес, II в. н. э., сердолик; 20 — символы благополучия и согласия, Восточное Средиземноморье, I в., сердолик 1—6, 9, 10, 13, 15, 19, 20 — из Пантикапея; 7, 11 — из Горгиппии; 8, 14 — из Фанагории; 17, 18 — из Херсонеса; 12, 16 — из Тирамбы. Составитель О. Я. Неверов

Эволюция типов каменных печатей и металлических перстней в Причерноморье совпадает с развитием этого вида изделий художественного ремесла в других районах античного мира.

В качестве специфических форм можно отметить лишь металлические перстни IV в. до н. э. с несомкнутой шинкой, получившие у исследователей название «понтийских» (табл. 2, рис. 15) и позднее — пантикапейские перстни с выпуклыми гранатовыми вставками эпохи Августа (табл. 3, рис. 14, 15, 17, 19). В металлических перстнях развитие идет в сторону замены архаических перстней (табл. 2, 1—4) с узким листовидным щитком и круглой в сечении шинкой тяжелыми классическими перстнями, имеющими гранение шинки и овальные щитки (табл. 2, 6—12). В дальнейшем в эллинистических перстнях щиток становится полностью круглым, а шинка — плоской (табл.2, 19). Перстни римской эпохи, как правило, менее массивны, а во II—III вв. приобретают вычурные, изогнутые формы и ребристую поверхность (табл. 2, 32—35).

Таблица 3. Типы перстней с каменными вставками 
1 — Аполлон, обесцвеченный камень, золото, Восточное Средиземноморье; 2 — Афродита у трофея, гранат, золото, Пантикапей (?); 3 — Афина, гранат, золото, Пантикапей (?); 4 — Артемида, гранат, золото, Пантикапей (?); 

5 — богиня у колонны, гранат, золото, Пантикапей (?); 6 — обесцвеченный камень, золото, Пантикапей; 7 — гранат, золото, Пантикапей; 8 — гранат, золото, Пантикапей; 9 — эмаль, гранат, золото, надпись: «Гестией (дарит) матушке», Пантикапей; 10 — воин, литик, золото, Пантикапей; 

11 — портрет Митридата VI, литик, золото, Пантикапей; 12 — жрица Изиды, гранат, золото, Пантикапей; 13 — символ Изиды, гранат, золото, Пантикапей; 14 — гранат, золото, Пантикапей; 15 — полумесяц и звезда, грапат, золото, Пантикапей; 16 — портрет Митридата VI, сердолик, золото, Пантикапей; 17 — портрет императора, гранат, золото, Пантикапей; 18 — портрет императора Клавдия, работа мастера Скилакса, Италия; 

19 — богиня, гранат, золото, Пантикапей; 20 — Артемида, гранат, золото, Пантикапей; 21 — Грилл, яшма, серебро, Херсонес; 22 — Аск лепий, сердолик, серебро, Херсонес; 23 — коза, сердолик, серебро, Херсонес; 24 — фортуна, сердолик, золото, Пантикапей; 25 — фортуна, надпись: «Душе Паллака», сердолик, золото, Пантикапей; 26 — Марс, сердолик, серебро, Херсонес; 27 — орел, сердолик, серебро. Западное Средиземноморье (?); 28 — Грилл, яшма, серебро, Пантикапей; 29 — фортуна, яшма, золото, Пантикапей;

 30 — лев, гранат, золото, Пантикапей.
1, 7, 8, 10, 12, 20, 24, 25, 28—30 — из Пантикапея; 6 — из Горгиппии; 9 — из Артюховского кургана; 21—23, 26, 27 — из Херсонеса; 1—30 — хранятся в Гос. Эрмитаже. Составитель О. Я. Неверов
Таблица 3. Типы перстней с каменными вставками 1 — Аполлон, обесцвеченный камень, золото, Восточное Средиземноморье; 2 — Афродита у трофея, гранат, золото, Пантикапей (?); 3 — Афина, гранат, золото, Пантикапей (?); 4 — Артемида, гранат, золото, Пантикапей (?); 5 — богиня у колонны, гранат, золото, Пантикапей (?); 6 — обесцвеченный камень, золото, Пантикапей; 7 — гранат, золото, Пантикапей; 8 — гранат, золото, Пантикапей; 9 — эмаль, гранат, золото, надпись: «Гестией (дарит) матушке», Пантикапей; 10 — воин, литик, золото, Пантикапей; 11 — портрет Митридата VI, литик, золото, Пантикапей; 12 — жрица Изиды, гранат, золото, Пантикапей; 13 — символ Изиды, гранат, золото, Пантикапей; 14 — гранат, золото, Пантикапей; 15 — полумесяц и звезда, грапат, золото, Пантикапей; 16 — портрет Митридата VI, сердолик, золото, Пантикапей; 17 — портрет императора, гранат, золото, Пантикапей; 18 — портрет императора Клавдия, работа мастера Скилакса, Италия; 19 — богиня, гранат, золото, Пантикапей; 20 — Артемида, гранат, золото, Пантикапей; 21 — Грилл, яшма, серебро, Херсонес; 22 — Аск лепий, сердолик, серебро, Херсонес; 23 — коза, сердолик, серебро, Херсонес; 24 — фортуна, сердолик, золото, Пантикапей; 25 — фортуна, надпись: «Душе Паллака», сердолик, золото, Пантикапей; 26 — Марс, сердолик, серебро, Херсонес; 27 — орел, сердолик, серебро. Западное Средиземноморье (?); 28 — Грилл, яшма, серебро, Пантикапей; 29 — фортуна, яшма, золото, Пантикапей; 30 — лев, гранат, золото, Пантикапей. 1, 7, 8, 10, 12, 20, 24, 25, 28—30 — из Пантикапея; 6 — из Горгиппии; 9 — из Артюховского кургана; 21—23, 26, 27 — из Херсонеса; 1—30 — хранятся в Гос. Эрмитаже. Составитель О. Я. Неверов

В каменных печатях происходит постепенный отказ от чуждых Греции восточных форм: скарабей (табл. 1, рис. 1—3) заменяется скарабеоидом (табл. 1, 4, 7, 11) или псевдоскарабеем (табл. 1, рис. 12), полые цилиндры (табл. 1, рис. 5, 9) — сегментированными (табл. 1, рис. 8). В эллинистическую эпоху изображение перемещается на выпуклую сторону (табл. 1, рис. 13, 14). Перстни, сочетающие металлическую оправу и каменную печать, поначалу очень массивны — напаянные концентрически полоски металла окружают гемму, удерживая ее в гнезде (табл. 1, рис. 1—3, 5). В дальнейшем все элементы изделия становятся миниатюрнее, а их связь органичнее (табл. 1, рис. 12—20).

С социальной структурой общества связана разница в материалах: золото, серебро, бронза, цветные камни и их дешевые заменители. Перстни из бронзы, печати из стекла, находимые в грунтовых могильниках, могут быть сопоставлены со «стеклянными печатями в простонародных перстнях», о которых упоминает энциклопедист Плиний (Nat. Hist., XXXV, 43).

Автор: О. Я. Неверов, 1984 год,
Опубликовано:
Античные государства Северного Причерноморья / Серия: Археология СССР. Т. 9. М.: 1984. 392 с.
-5

Подписывайте на паблик ВКонтакте https://vk.com/v_starke Там есть то, 4его нет здесь

🌟

Поддержите Экспедиция ⋆СТАРКА⋆ репостом/монетами 🔮 через удобную форму

______________________________________

#археология #древности #история #ювелирныеукрашения #перстниикольца #этнография #СеверноеПричнерноморье #раскопки #сокровища #клады