Итак, я думаю, что в начале восьмидесятых ситуации, подобной той, что случилась с Еленой Сергеевной, просто не могло быть. Почему? Давайте разберёмся. Во-первых, на выполнение контрольной работы по алгебре ( курс геометрии заканчивался в 8 классе) отводилось как минимум 4 часа, было не более шести заданий. Писали всего 2 варианта, камер не было, весь класс плотненько сидел в одном помещении, а не по одному за партой, так что списать можно было у того же Володи запросто. Например, у меня списывали все, кто сидел за мной, а я сидела за первой партой, первый вариант. Во-вторых, все сдавали одни и те же экзамены, все 7 основных предметов - литература и русский сочинение, литература устно, алгебра - контрольная, физика, химия, история, иностранный язык. Не помню, сдавали или нет биологию, но географию точно нет. И вот: перерыв между экзаменами стабильно был 4 дня, все знали вопросы устных билетов и примерные типы задач на контрольную. Никаких экзаменов в школе в эти 4 дня: все готовились на консультациях спокойно. Если герои фильма по сценарию умные хорошисты, то подготовиться за 4 дня к сдаче предмета им не составило бы труда. Очень не верится, что вообще в реальности такие дети, как они, заваливали экзамены. Как бы то ни было, подход к экзаменационным материалам был честный: контрольные приходили заранее, и до того, как их дать детям, педагоги решали их сами - нет ли каких-то ошибок или некорректных, не соответствующих программе заданий. Если были, то о них сообщали выше, и работы корректировали сами же педагоги. Конечно, при таком честном подходе, сомнений не было, что если ребёнок будет готовиться, то экзамен сдаст.
Вывод: либо герои фильма хорошисты, потому что им завышали оценки, либо в момент сдачи экзамена они были не в себе - например, с будуна))). Если им завышали оценки, то делала это сама Елена Сергеевна, так, значит, есть и её вина в их плохой подготовке. Я сама педагог и знаю, что если ребёнок стабилен, он оправдает свою оценку. Так что вероятность подобной ситуации крайне мала.
А теперь давайте перенесёмся в наши дни. У учителей отобрано право оценивать задания ЕГЭ и ОГЭ, они их даже не видят. Также они не имеют права принимать и оценивать работы своих учеников, и это вообще странно. В эти задания натолкана масса вещей, не входящих в школьную программу, составители заданий нередко сами дают ошибочные варианты ответов, неправильно трактуют то или иное понятие, задания часто составлены некорректно. Но подать апелляцию на некорректные задания ученик не может, считается, что они априори правильные. А это не всегда так. Кроме того, ЕГЭ, например, по русскому даётся 3 часа 30 минут. За эти 3 часа надо решить 26 сложных тестовых заданий, в которых надо найти неизвестно сколько правильных ответов, потом написать сочинение - анализ часто довольно объёмного текста, а затем переписать начисто тестовые задания в бланк ( печатными буквами, аккуратно, чтобы сканер прочитал и проверил) и переписать сочинение. Так вот: обычный средний хорошист, и порой даже отличник, если не пишет сочинение сразу начисто, не успевает выполнить задание. Каждый год меняется система оценивания. При сохранении того же количества времени на экзамен, количество заданий увеличилось с 20 до 26, сами задания усложнились. Чиновники, которые должны же за что-то получать бабло, создают видимость работы - составляют тупые задания, которые никак не повысят грамотность детей и отнимут время от изучения великого и могучего русского языка. У детей отнята радость познания, обесценено само образование, просто потому, что его давно не существует. Дети учатся не для того, чтобы что-то узнавать, а для того, чтобы сдать ЕГЭ, а учителя бросают все силы на их натаскивание. На подготовку между экзаменами ученикам времени не даётся, экзамены могут идти три дня подряд, потому что экзамен по выбору сдаётся хаотично.
В связи с этим, что бы делала сейчас Елена Сергеевна, отправляя детей на ОГЭ или ЕГЭ? Говорила бы она, что подлог - это плохо, что должна быть совесть? Что надо пересдать в другие сроки? Я думаю, что если Елена Сергеевна порядочный и честный человек, она бы максимально обезопасила детей от стресса на экзамене. Она бы наделала им шпаргалок, сказала бы: "Если есть возможность, достаньте и спишите. Если есть возможность купить правильные ответы на тестовую часть и варианты заданий - купите и возьмите ответы с собой. Потому что велика вероятность, что вы не успеете решить за такое время все задания и ещё написать сочинение по тексту. (ну или решить задания из высшей математики) А если ещё где-то в туалете вы заныкаете телефон, пишите мне СМС, я на связи. И забейте на свою честность - ибо составители этих контрольных, создатели условий проведения экзаменов, поступают с вами нечестно и непорядочно". И это был бы её самый честный и порядочный поступок. В настоящее время я примерно так и делаю. Сегодня мои сдавали ОГЭ. Они за два часа до экзамена купили в Интернете все варианты и просмотрели все темы. Я думаю, двоек не будет.
Время таких, как Елена Сергеевна ушло, как ушла нормальная, добротная система образования. Даже не знаю, удалось ли мне передать свои мысли так, как я это понимаю и чувствую.