Найти тему

Аналитики объяснили, зачем Пекин наращивает активность в Центральной Азии

Китай взял курс на укрепление сотрудничества со странами Центральной Азии, о чем свидетельствуют участившиеся в последнее время контакты китайских чиновников с коллегами из региона. С визитом 19-20 мая в Таджикистане и Казахстане побывал глава МИД Китая Ван И, предваряя предстоящую поездку в Центральную Азию председателя КНР Си Цзиньпина.

«Нынешний визит главы китайского МИД в Таджикистан и Казахстан стал подготовкой к будущей поездке лидера КНР в регион. Обе страны для Китая имеют стратегическое значение. Казахстан является одним из ключевых участников проекта “Шелковый путь” (в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута или т.н. «срединного коридора»). Таджикистан же занимает ключевое место в системе обеспечения региональной безопасности и стабильности», - заявил в беседе с редакцией CentralAsia.news старший аналитик Центра политической информации Владимир Саляев.
   Владимир Саляев / фото из личного архива Владимира Саляева
Владимир Саляев / фото из личного архива Владимира Саляева

Ван И, как указывалось в официальных стенограммах, обсудил с таджикскими и казахскими чиновниками вопросы безопасности, в том числе борьбу с терроризмом, укрепление погранконтроля и противодействие цветным революциям, создание Антинаркотического центра ШОС, а также торгово-экономическое, инвестиционное и промышленное сотрудничество, зеленую и цифровую экономику.

«Сверка часов» по основным аспектам сотрудничества

Саляев отметил, что Пекин наращивает активность в Центральной Азии по нескольким причинам. Одна из них - укрепление двустороннего взаимодействия и диалога в рамках региональных союзов.

«В ходе визита Ван И стороны провели «сверку часов» по основным аспектам сотрудничества, а также ключевым региональным проблемам в преддверии предстоящего саммита ШОС в Астане. По итогам состоявшегося в Казахстане заседания глав МИД стран-участниц ШОС был обозначен круг наиболее актуальных вопросов, стоящих в приоритетном порядке на повестке дня в организации. И это не только ожидаемое расширение организации и условные гуманитарные направления сотрудничества», - пояснил эксперт.

Схожую позицию занял и ведущий научный сотрудник Центра центральноазиатских исследований ИКСА РАН Сергей Михневич. По его мнению, укрепление влияния в Центральной Азии представляет для Китая значительный интерес по целому ряду причин.

«Ключевые из них связаны с реализацией инициативы "Пояса и пути" и необходимостью обеспечения благоприятных экономических и политических условий для этого. Для Китая важно не только обеспечить функционирование безопасных транспортных коридоров с участием данных стран, но и включить их экономики в собственные производственные цепочки, насколько это возможно. Еще один фактор - получение доступа к устойчивым поставкам природных ресурсов, потребляемых в экономике КНР с использованием потенциала данных государств», - отметил эксперт.
   Сергей Михневич / фото из личного архива Сергея Михневича
Сергей Михневич / фото из личного архива Сергея Михневича

Совместная борьба с «цветными революциями»

Следует также обратить внимание на геополитические события, которые стали фоном к визиту главы китайской дипломатии в регион, добавил Саляев. Так, поездка Вана И совпала с инаугурацией нового президента Тайваня Лай Циндэ, который заявил о планах углублять сотрудничество с США и призвал Пекин признать независимость Тайваня. По словам аналитика, Китай в целом видит угрозу в активном западном вмешательстве во внутренние дела других государств, в том числе стран-участниц ШОС.

   Глава МИД Китая Ван И / источник фото: МИД Казахстана
Глава МИД Китая Ван И / источник фото: МИД Казахстана
«Вполне возможно, учитывая эти и другие волнующие обстоятельства, в ШОС снова задумали повысить значимость секретариата организации и исполкома Региональной антитеррористической структуры (РАТС), ответственной за ключевое направление в работе ШОС — борьбу против «трех зол» (терроризма, сепаратизма и экстремизма). О серьезном потенциале таких угроз говорит тот факт, что по итогам визита Ван И в Таджикистан стороны публично условились усилить сотрудничество в области противодействия вмешательству и борьбы с «цветными революциями»», - отметил аналитик.

По его мнению, это еще одна причина активного наращивания контактов с лидерами Центральной Азии. Китай хочет держать руку на пульсе региональных событий, чтобы не потерять инициативу и влияние на фоне постоянной активности западных игроков, добавил Саляев.

«Например, в последнее время наблюдалась колоссальная вовлеченность в региональные процессы Великобритании, которой уже удалось заключить с Казахстаном большое соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве, а с Таджикистаном - наметить новые горизонты расширенного взаимодействия», - подчеркнул эксперт.

Россия как безальтернативный гарант безопасности

Саляев отметил, что Россия тоже сохраняет крепкие позиции в Центральной Азии. И хотя страны региона стремятся диверсифицировать связи с внешним миром, для них важны и Россия, и Китай. И если сотрудничество с последним больше базируется на экономике, то Россия - безальтернативный гарант безопасности для региона. Активизация Пекина позициям Москвы не угрожает, но России сейчас важно не упускать свою инициативу и развивать собственные преимущества, попутно координируя свои усилия с региональными партнерами из числа дружественных государств, резюмировал Саляев.

Сергей Михневич тоже считает, что Россия заинтересована в сохранении «спокойствия» в Центральной Азии, но «важно выработать эффективные механизмы синхронизации конструктивных усилий с китайскими партнерами, способствующие сопряжению интеграционных процессов».

Пекин
6195 интересуются