В рамках детективного марафона я выбрала для чтения две книги из серии АСТ «Роман с искусством»: «Последняя Мона Лиза» Д. Сантлоуфер и «Сумрачная дама» Л. Морелли. Обе книги рассказывают детективные истории, связанные с творениями великого Леонардо Да Винчи.
Вы читаете отзыв читательницы Анны С., написанный в рамках Детективного марафона (20—31 мая).
1. «Последняя Мона Лиза» Д. Сантлоуфер
«Последняя Мона Лиза» посвящена истории, начавшейся в 1911, когда картина была похищена. Автор использовал реальное имя похитителя - Винченцо Перудже, и пофантазировал на тему одной из версий (достаточно правдоподобной), что картину украли на заказ.
Якобы в 1913 году в Лувр мог вернуться не подлинник Джоконды, а одна из 6 копий, изготовленных во время пропажи. Уже в наши дни правнук похитителя, Люк Перроне, приезжает в Италию, получив письмо, что нашелся дневник Винченцо Перудже, в котором он указал, что предшествовало краже и как события развивались дальше, а самое главное о том, как узнать подлинную Даму. Но Люк не единственный, кому нужен дневник – тут и странный наблюдатель в шляпе, и загадочная красотка, и таинственный наниматель и цели у всех разные – профессиональные амбиции, деньги и маниакальная страсть к искусству.
Задумка сюжета интересная, но вот к реализации есть вопросы – герои уж больно незрелые для своего возраста – например, увидев труп и осознав, что убийца рядом, герой не скрывается, а начинает осмотр дома.
Тем не менее вторая часть книги захватила динамичным развитием событий и желанием узнать заветную тайну. В целом книга неплохая, но вряд ли я перечитаю её еще раз.
2. «Сумрачная дама» Л. Морелли
Вторая книга, «Сумрачная дама», понравилась больше. Возможно, сказалось восхищение картиной «Дама с горностаем». Эту картину узнают реже, но для меня она более живая и яркая, чем холодная красавица из Лувра.
Вторым фактором, усилившим интерес, было то, что одна из линий сюжета связана со Второй мировой войной, периодом, в который я сейчас больше погружаюсь.
В книге две ключевых героини – молодая фаворитка правителя Милана Чечилия Галлерани, борющаяся за место при дворце и в сердце Сфорца, собственно, та самая Дама с горностаем. И Эдит, работающая реставратором в старой Мюнхенской Пинакотеке, случайно оказавшаяся в центре разграбления нацистами музеев и личных коллекций в Польше во время Второй мировой. Одна вдохновила своей красотой живописца XV века и злодея века XX, вторая стала той, кто найдет себе в силы бороться за спасение шедевров, рискуя собой.
Кроме этого, повествование ведется от лица Леонардо – как он оказался в Милане, о чем думал, создавая картину. И, американского солдата, высадившегося в Нормандии для борьбы с нацизмом, но оказавшегося в центре спасения почти утраченных шедевров.
Что понравилось – характерные герои, непростые вопросы, поднимаемые автором – как можно думать о спасении шедевров, когда вокруг гибнут тысячи мирных жителей, хороший язык. Это не чистой воды детектив – скорее история, с элементами детектива.
Из того, что не понравилось – возвеличивание роли США в победе над нацизмом. Хотя и в мыслях того самого американского солдата проносится, что, возможно, Штатам следовало бы раньше вступить в борьбу со злом. Немного смутил быстрый переход в истории Эдит от начала войны к её окончанию, но, возможно, это оправданно – нельзя бесконечно описывать то, как она день за днем осматривает разграбленные коллекции, сортирует их по спискам ценностей, сидя вдали от разрушений и бед.
Именно эту книгу я готова больше рекомендовать, тем более что та, о которой она написана, – безумно хороша.
***
Спасибо Анне за прекрасные отзывы о книгах!
А вы читали книги серии «Роман с искусством»?