Найти тему

Время мифическое

Время мифическое, в мифологии " начальное", " первое" время, " правремя", предшествующие эмпирическому (историческому) профанному времени. Во время мифическое первопредками, демиургами, культурными героями были созданы нынешнее состояние мира и образцы и санкции социального поведения. Время мифическое - это время первотворения, первый предметов и первое действий, всего в космогонических, антропогонических, этиологических мифах (ср. например, сферу действий Ворона и его семейства). Для мифологического мышления время мифическое представляется сферой первопричин последующих действительных эмпирических действий, объяснение устройства вещи тождественно рассказу о том, как она делалась, описание окружающего мира равно изложению истории и его творения. Время мифическое является первоисточником не только причин, архетипических первообразов, но и магических духовных сил, которые, будучи активизированы ритуалами, инсценирующими событиями времени мифического (особенно во время календарных праздников, инициации), продолжают поддерживать порядок в природе и в обществе. Распространены представления, что магическая эманация времени мифического доходит до живых носителей мифа через ритуалы и сны (ср. альчера, "время сновидений" у аранда). Категория времени мифического особенно характерно для архаических мифологий, но трансформированные представления о нём встречаются и в развитых мифологиях, например, как Золотой век либо как эпоха хаоса, подлежащее упорядочению силами космоса. Мифологические начальные времена являются фоном в архаической эпике (" Старшая Эдда", "Энума Элиш"). Классических формах эпоса время аналогично времени мифическому также представляется как начальное, как время действия предков, предопределивших в последующие порядок (ср. эпоха короля Артура, эпоха ЯО и Шуня). Линейная модель времени мифического (дихотомия " начальное время/ эмпирическое время") была дополнена циклической моделью времени, чему способствовали ритуальное повторение событий времени мифического, а также календарные мифы и развитие представлений об умирающей и воскресающим боге. С циклической моделью времени связаны вместе о циклической смене цепи мировых эпох (ср. например, представление о смене юг,  кальп). В эсхатологических мифах возникает также образ конечных времён, гибели мира, подлежащего или не подлежащего затем циклическому обновлению (ср. например, Рагнарёк, учение Мани)